• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты
Кто читает:
Департамент истории и теории литературы
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели


Земскова Елена Евгеньевна


Козицкая Юлия Михайловна

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» студенты овладевают навыками командной работы (проекты в рамках НИСа, коллективное обсуждение докладов и презентаций) и получают возможность выработать наиболее оптимальную методологию для написания курсовой работы. В рамках курса обсуждается наиболее актуальная для исследований студентов научная литература, которая способствует выработки научной методологии, а также отрабатываются навыки устных выступлений и работе в группе. Текущий контроль по курсу – накопленная оценка, формирующаяся за счет участия в дискуссиях и выступлениях с докладами. Курс заканчивается экзаменом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие у магистрантов навыков эвристики, научного поиска и исследовательской работы;
  • Формирование у магистрантов навыков библиографической работы;
  • Обучение основным приемам историко-литературного анализа художественных текстов и различным классическим и современным литературоведческим подходам;
  • Углубление знаний литературоведческой терминологии;
  • Развитие практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований;
  • Развитие навыков академического письма, подготовка текста магистерской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных историко-культурных и филологических понятий;
  • Знание научной терминологии основных методов современного гуманитарного знания (в частности, компаративистики);
  • Владение навыками работы с текстовыми источниками (классификация, подбор материала, описание объекта);
  • Знание современных информационных систем;
  • Умение анализировать тексты, применяя методы междисциплинарного анализа;
  • Владение навыками подготовки текста к публикации;
  • Умение интерпретировать и классифицировать материал по истории русской литературы и культуры в междисциплинарной перспективе;
  • Умение ориентироваться в различных методах филологических исследований, осознавать и обосновывать их сильные и слабые стороны, место в истории филологической науки, корректно оценивать возможность применения этих методов к иному материалу;
  • Владение навыками планирования и организации научно-исследовательского проекта.
  • Умение применять разные современные подходы в компаративистике при анализе русско-европейских литературных связей;
  • Умение работать с библиографической базой;
  • Умение помещать исследуемый объект в кросс-культурный контекст;
  • Умение порождать непротиворечивые концепции в рамках одного из актуальных современных направлений в филологии;
  • Владение навыками исследовательской работы, использование возможностей методологии современных гуманитарных наук;
  • Владение основными методиками контекстуального анализа текста, терминологией и научным языком избранной методологической парадигмы;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • «Советский человек» в оптике литературы и филологических наук
    Тема призвана напомнить магистрам об основных филологических подходах, посвященных осмыслению проблемы «советского человека». Изучение научной литературы помогает студентам отрефлексировать методы, использующиеся в курсовой работе.
  • Составление библиографии по теме курсовой работы
    В рамках данного раздела студенты составляют библиографию для дальнейшей курсовой работы. Обсуждаются основные база данных (РНБ, РГБ, ИНИОН, ГПИБ, JSTOR), а также интернет-библиотеки. Оттачиваются методы поисковой эвристики.
  • Реферат научной литературы по теме курсовой работы
    Студенты составляют письменный реферат по основным научным трудам, посвященным теме курсовой работы. Результаты реферата студенты предоставляют в письменном виде и одновременно презентуют на занятиях в качестве небольшого сообщения. Обсуждение устного реферата позволяет студентам осознать единое методологическое пространство филологии и лучше понять плюсы и минусы выбранных исследовательских подходов.
  • Выступление с докладом по курсовой работе
    Студенты выступают с докладами по курсовой работе. Задача докладов – выработать методологический ракурс к поставленной проблеме с учетом изученной научной литературы. В докладе магистр обязан внятно сформулировать проблему исследования, а также способы ее научного решения в выбранной методологической рамке. Дискуссия после докладов позволяет уточнить методологический аппарат и иногда скорректировать способы решения поставленной проблемы.
  • Предварительная защита курсовой работы
    Студенты выступают с финальной презентацией курсовой работы, подробно рассказывают о полученных результатах и о перспективах их использования в дальнейшей научной работе. Другие студенты назначаются оппонентами, что позволяет добиться не только положительной групповой динамики, но и улучшить практики академической коммуникации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Устный реферат
  • неблокирующий Доклад по теме курсовой, представляющий первые результаты исследования
  • неблокирующий Доклад по теме курсовой, представляющий финальные результаты исследования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Доклад по теме курсовой, представляющий первые результаты исследования + 0.3 * Доклад по теме курсовой, представляющий финальные результаты исследования + 0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Устный реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fitzpatrick, S. (DE-588)132798344, (DE-576)160958431. (1999). Everyday Stalinism : ordinary life in extraordinary times; Soviet Russia in the 1930s / Sheila Fitzpatrick. Oxford [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.075108488
  • Алексей Юрчак. (2016). Некроутопия: политика голой жизни и вне-советский субъект. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.52047234

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кукулин, И. В. (2015). Лирика советской субъективности: 1930-1941 ; Peotry of the soviet subjectivity: 1930-1941.