Магистратура действительно многопрофильная: интервью с Денисом Меркуловым
Мы продолжаем серию интервью с выпускниками магистерской программы «Русская литература и компаративистика». Денис Меркулов закончил программу в 2018 году и рассказал про то, как попал в Вышку и выбрал филологию, про опыт обучения в бакалавриате и магистратуре.
Расскажи, как ты попал в Вышку? Почему выбирал филологию именно здесь?
Я не мог определиться со специальностью до конца 11-го класса. Приоритетным направлением для меня была лингвистика, которую я рассматривал в Вышке. Впервые я пришёл на День открытых дверей в 11-ом классе, и мне очень понравился университет. Меня тепло приняли. Затем уже дома я исследовал программы учебных курсов и понял, что скорее мне было бы интересно учиться на филологии. Поэтому на следующий День открытых дверей, который уже проходил весной (в апреле, кажется), я пошёл к филологам на Хитровку, встретился с Александром Львовичем Осповатом, с Еленой Наумовной Пенской и, кажется, с Михаилом Брониславовичем Велижевым. Мне очень понравилось то, как они представляли учебную программу, и я понял, что буду подавать и на лингвистику, и на филологию. Сдавал, соответственно, четыре ЕГЭ. В итоге, я проходил и туда, и туда, но ещё раз взвесив свои желания, сравнив учебные программы, решил идти на филологию. Я не подавал документы в другие ВУЗы, разве что МГУ рассматривался как вариант одно время, но потом я увидел, что там вступительное испытание, а мне не хотелось его писать… Так и остановился на Вышке.
Как складывалась твоя жизнь в бакалавриате? Что тебе больше всего запомнилось из учебной и внеучебной жизни? Кажется, это был первый набор…
Нет-нет, это был второй набор — около шестидесяти человек. Закончило, к сожалению, гораздо меньше — кажется, тридцать восемь. То, что мы были вторым набором определило наше обучение, потому что у нас возникла очень камерная обстановка на факультете. Преподаватели с большим вниманием к нам относились, советовались с нами по поводу курсов, учебных программ. Тогда ещё не было, например, системы оценивания курсов. Это всё формировалось в формате диалога. Атмосфера царила очень комфортная.
Я с большим удовольствием ходил на пары, и очень был доволен тем, какие знания нам преподносят. Мне всегда было интересно. Не могу не отметить свои замечательные практики, вспоминая которые, удивляюсь, как я смог, получается, за шесть лет столько всего успеть. Это и языковые курсы в Дюссельдорфе, и археологическая экспедиция в Великом Новгороде, и фольклорная экспедиции в Архангельскую область с РГГУ под руководством Андрея Борисовича Мороза, к которой мне чудом удалось присоединиться на третьем году обучения. После второго курса в качестве лауреата стипендии DaD я на месяц поехал во Фрайбург учить немецкий.
Что это за стипендия?
Стипендия DaD присуждается бакалаврам 2-го и 3-го курсов и магистрантам 1-го курса, заинтересованным в изучении немецкого языка. Это стипендия, которая называется «Летние вузовские курсы немецкого языка в Германии». Даёт финансирование студентам на месячное обучение летом в Германии.
Произошло совершеннейшее чудо: я получил эту стипендию, будучи студентом 2-го курса, и спустя три года, когда я был магистрантом 1-го курса, мне снова её присудили. Это было что-то невообразимое, я долго не мог поверить, что можно второй раз получить стипендию! Так, летом прошлого года я поехал на языковые курсы в Гамбург.
После этого произошло ещё одно замечательное событие: по номинации Елены Наумовны Пенской я принял участие в мероприятии, которые называется Global Humanities Campus в Свободном университете Берлина. Это была летняя школа по гуманитарным дисциплинам. Туда отправили меня, Аню Правдюк с факультета медиакоммуникаций… Там собрались студенты, аспиранты и профессора из крупнейших мировых университетов; две недели очень интересных лекций и дискуссий.
Из учебных моментов хочу сказать о военной кафедре. Я очень рад, что поступил на военку и закончил обучение по программе подготовки лейтенантов запаса. Считаю, что это отличная возможность для студентов получить звание и военный билет.
Из внеучебной жизни мне, пожалуй, больше всего запомнился образовательный курс по социальному предпринимательству, который проходил в сообществе Impact Hub Moscow. Это был курс о том, как устроено социальное предпринимательство, как организовать своё дело, свой проект. Мне кажется, это было полезно.
И, конечно, путешествия. С друзьями мы ездили в велопоходы и просто катались по стране. Побывали в Белоруссии, Италии, на Камчатке, в Иране. Очень много покатались по России.
Почему ты решил продолжать обучение в магистратуре? Насколько сильно изменились твои предпочтения в филологии, ожидания от учебного процесса?
Честно говоря, я не был до конца уверен, что хочу продолжать обучение в магистратуре. Но почему не попробовать? Помню, что поступление мне не так легко далось, ведь я должен был месяц провести на военных сборах во Владимирской области, и по возвращению оставалось всего две недели на подготовку к вступительным экзаменам. Я старался по максимуму подготовиться, к счастью, поступил, и тогда уже постарался построить вектор обучения в магистратуре.
Мои предпочтения в филологии скорее не изменились, потому что я продолжал и на первом курсе магистратуры, и сейчас, в написании ВКР, тему, начатую на третьем курсе бакалавриата, а именно «Русская мемуаристика XVIII века», в частности, сочинения Бориса Ивановича Куракина. Так что в этом плане я скорее продолжил свой научный путь. Но добавились такие элементы, как новые стажировки, программы, учебные курсы. Магистратура у нас заточена больше на компаративистику, на сравнительное литературоведение.
Что было сложно, что — легко?
К сожалению, мне всегда непросто давалось написание больших письменных работ, что в бакалавриате, что в магистратуре. В первую очередь это связано, на мой взгляд, с некоторой неопределённостью, с большим объёмом работы, со сложностями самоорганизации. Я очень часто откладывал начало работы, затем уже, когда постепенно втягивался в процесс, становилось проще. В остальном, я бы сказал, что особых сложностей не возникало, потому что я старался готовиться к семинарам, к лекциям и мне было интересно. Это главное.
Как ты оцениваешь многообразие курсов для магистрантов? Какие, по-твоему, есть положительные стороны, нюансы?
Магистратура действительно многопрофильная: у нас есть курсы и по русской литературе, и по европейской литературе, посвящённые связи литературы и медиа, например, литературы и визуальных искусств, литературы и кино… Это её безусловный плюс. Правда, в этом году, так как я был на стажировке, мои курсы перезачитывались, поэтому я не слушал вышкинскую программу — сужу немного по первому году.
Что касается минусов… Пожалуй, не всегда было удобно то, что примерно два-три раза в неделю пары начинались в 15:10. Для многих магистрантов это было неудобно, поскольку мы все старались совмещать работу с учёбой. Конечно, это вызывало определённые трудности.
Ты работал во время учёбы?
Мне приходилось работать учебным ассистентом по разным курсам. Также год я преподавал у себя в школе факультативную дисциплину «История русского языка» для пятиклассников. В магистратуре я начал активно заниматься репетиторством и до сих пор преподаю английский и немецкий языки. Кроме того, подрабатываю переводчиком.
Расскажи о своём дипломе. Как ты пришёл к своей теме? Как складывались твои отношения с научными руководителями? Опиши немного тот путь, который ты прошёл.
Моя научная траектория была довольно разнообразной. На первом курсе бакалавриата каждый из нас должен был представить комментарий к литературному тексту; я комментировал повесть Александра Александровича Бестужева-Марлинского «Вечер на бивуаке». На втором курсе с Алексеем Алексеевичем Гиппиусом я исследовал эпиграфику Суздальских и Владимирских врат. С третьего курса я начал заниматься сочинениями Бориса Ивановича Куракина с Юрием Валентиновичем Кагарлицким. Мне стала интересна история понятий после курса Михаила Брониславовича Велижева — при том, что существует не так много работ по истории понятий на русской почве. Сочинения Б.И. Куракина представляют для такого исследования хороший материал. На третьем курсе я разбирал его автобиографию с точки зрения понятий «знатности»/«незнатности»; на четвёртом курсе я расширил корпус источников. На первом курсе магистратуры я сравнивал Куракина с герцогом Сен-Симоном, французским мемуаристом, и находил параллели в их текстах. Наконец, в дипломной работе я сравниваю мемуары Куракина и Натальи Борисовны Долгоруковой с точки зрения категорий частной жизни и лояльности государству.
В каждой из курсовых научные руководители меня поддерживали, помогали. С Юрием Валентиновичем я уже четвёртый год – и каждый раз это очень классная совместная работа. От ребят, обучающихся в других университетах, я слышал, что научные руководители не очень заинтересованы в курировании студентов… Так что я очень рад тому, как складывалась моя научная работа.
Ты собираешься продолжать, поступать в аспирантуру?
Пока я хочу взять перерыв. Думаю оглядеться, понять, какие пути развития у меня есть дальше, где я могу ещё себя применить, и уже сделать осознанный выбор.
Что бы ты хотел пожелать нынешним бакалаврам и магистрам? Каковы будут твои напутственные слова?
Я хочу пожелать им успешно сдать все экзамены. Собраться с силами и закончить свои большие письменные работы, защитить их. А дальше я желаю студентам и студенткам захватывающих поисков себя, чтобы они следовали своим желаниям и интересам и были счастливы.