• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа «Пространства европейской памяти»

В рамках III Летней школы «Пространства европейской памяти» студенты Высшей школы экономики и Бременского университета объединились, чтобы исследовать темы «Гендер и память» в Москве и «Музеи как места памяти» в Бремене. Каждая из частей состояла из лекций приглашенных исследователей, экскурсий по музеям и мемориальным комплексам, совместной работы русских и немецких студентов над историческими материалами (фотографиями, дневниками, интервью), а также коллективного анализа культурных институций.

Летняя школа «Пространства европейской памяти»

Московская часть школы проходила в период майских праздников и включала в себя посещение Музея истории ГУЛАГа, Сахаровского центра и историко-просветительского общества «Мемориал». Ее основной и объединяющей темой стала память о Великой Отечественной войне, Большом терроре и ГУЛАГе. При этом на всех этапах работы приглашенные лекторы и студенты старались отмечать гендерные особенности рассматриваемых исторических событий. Участники познакомились с топографией Большого террора в Москве, а также, благодаря лекциям профессора социологии Е.Ю. Рождественской и историка, координатора образовательных проектов «Мемориала» И.Л. Щербаковой, узнали актуальные научные теории и тенденции в сфере гендерных исследований. 

Главным результатом московской части стали три исследования, проведенных участниками Летней школы. Студенты Вышки изучали собранные в последние годы интервью русских немцев о их жизни в СССР во время и после Второй мировой войны. Бременские студенты сосредоточились на анализе дневника Д. Бергмана «Путь в один конец». Совместная же работа русских и немецких студентов с фотографиями остарбайтеров помогла выявить гендерные особенности в изображениях мужчин и женщин, вывезенных в Третий рейх для принудительного труда. Результаты своих исследований участники Летней школы презентовали в «Мемориале». 

Вторая часть Летней школы прошла в Бремене со второго по девятое июля. Исследовательской задачей, поставленной в немецкой части школы, стало изучение музейных экспозиций в контексте истории памяти.

Погружению в проблематику музейных пространств как мест памяти предшествовала лекция Сони Кинцлер «Методы критического анализа выставок». В ходе нее были сформулированы важнейшие вопросы для исследования музейной деятельности: «кто отвечает за высказывание?», «как иначе можно рассказать об этом?», «почему и для чего существует выставка?», «что вынесено за пределы экспозиции и почему?» и т.д. 

После вводной лекции студенты разделились на группы: каждый выбрал для пристального анализа один из музеев, которые предстояло посетить всем участникам Школы: «Больничный музей», «Бункер Валентин» или «Немецкий дом эмиграции». Опираясь на лекцию Сони Кинцлер, участники каждой группы подготовили критерии для анализа выставок в выбранных музеях, а также вопросы к создателям экспозиций. После экскурсий группа, ответственная за анализ выбранного музейного пространства, проводила интервью с работниками музея о целях институции, ее спонсорах, научной работе, посетителях и подходу к работе с ними. Каждый студент попробовал применить теорию, с которой познакомила Соня Кинцлер, на практике: итогом немецкой части Школы стали исследования трех музейных пространств. Их презентация, совместная дискуссия об изученных экспозициях, а также общее обсуждение проблем, затронутых на протяжении всей учебы, состоялись в Университете Бремена в заключительный день Летней школы.


Текст: Анастасия Новикова, Станислава Малышева, Екатерина Ермишина и Екатерина Томашевская
Фотографии: Екатерина Ермишина и Екатерина Томашевская