• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Язык кино

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватель


Ковалова Анна Олеговна

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к общепрофессиональному циклу дисциплин и является вариативной для образовательной программы «Литературное мастерство». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: - Знание базовых киноведческих понятий и приемов анализа художественного произведения на уровне программы средней общеобразовательной школы; - Понимание специфики структуры кинофильма; - Способность к освоению новых методов анализа художественного произведения и к существенному расширению зрительского опыта (в количественном и качественном отношении). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - выпускная квалификационная работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с ключевыми понятиями, приёмами, техниками, художественными методами кинематографа (российского и мирового)
  • изучение основных тенденций кинематографического процесса в его историческом развитии
  • формирование у студентов навыков анализа кинофильма с привлечением широкого культурного и исторического контекстов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет понятиями типажа и натурщика
  • знает и умеет отличать между собой разные актерские школы немого кино
  • умеет проанализировать роль документа в игровом кино
  • умеет различать преднамеренную и непреднамеренную документальность
  • знает периоды господства цветного и черно-белого кино
  • умеет проанализировать цветовые решения в фильме с точки зрения семантики
  • знает особенности и виды цвета в раннем кино
  • знает особенности речи в неигровом кино
  • различает виды монтажа, знает их особенности
  • владеет основами киномонтажа
  • умеет различать театральное и кинематографическое мизансценирование
  • умеет выделять при просмотре наиболее важные факты, связанные с работой оператора
  • умеет анализировать разные типы звука в немом кино
  • умеет анализировать роль звука в звуковых и немых фильмах
  • знает основные элементы звукоряда
  • знает, как происходит озвучивание фильма
  • разбирается в процессе монтажа звука
  • знает особенности и различия речи в театре и в звуковом кино
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Монтаж
    Монтаж как технология и как эстетическая категория. Рецепция монтажа в раннем кино. Монтаж у Д.У. Гриффита и формирование жанровой системы классического американского кино. Советский киноавангард 1920-х гг., эксперименты Л. Кулешова и Д. Вертова. Влияние звука на монтажную структуру кинофильма. Актёрский и монтажный кинематограф. Влияние кинемато-графического монтажа на структуру литературных текстов, театральных постановок. Теории С. Эйзенштейна (монтаж аттракционов, интеллектуальный монтаж, вертикальный монтаж). Дистан-ционный монтаж. Иные монтажные традиции (японское кино и др.)
  • Ракурс, план, движение камеры
    Движение камеры, крупность плана, компоновка кадра в раннем кино: эксперименты и формирование канона. Мизансценирование театральное и кинематографическое. Ракурс, обосно-ванный различными культурными традициями (Film d’art, японское кино). Субъективная камера. Движение камеры и монтаж. Глубинная мизансцена. Внутрикадровый монтаж. Неореализм и «но-вые волны»: взгляд камеры и документальная эстетика.
  • Звук в кино
    Звук в немом кино (музыка, звуковые эффекты, кинодекламация, комментарий лектора). Основные элементы звукоряда: речь, музыка, шумы. Первые звуковые фильмы: театральная эсте-тика на экране; звуковой аттракцион. Монтаж звука. Тонфильма. Музыкальные жанры в кино (мюзикл, ревю, киноопера, экранизированная музыка). Разговорный фильм. Звук в мультиплика-ции. Синхронная съёмка и озвучание.
  • Слово в кино
    Слово в немом кино – семантическая и эстетическая роль интертитра. Слово в театре и в звуковом кино. Интонирование слова (сценарий – актёрское решение). Проблема языка при меж-дународном бытовании фильма: дубляж, субтитры. Разноязычие. Слово и речь в неигровом кино. Закадровый текст в игровом и неигровом кино. Текстологические фильмы.
  • Цвет в кино
    Цвет в раннем кино (вираж, ручная раскраска). Цвет как семантический элемент киноязыка. Цвет в чёрно-белом фильме. Живопись и кино, графика и кино. Цветное и цветовое кино (теория С. Эйзенштейна и др.). Цветовая драматургия. Цвет в мультипликации. Периоды господства цвет-ного и чёрно-белого кино в культурно-историческом контексте.
  • «Документ» в кино
    Преднамеренная и непреднамеренная документальность. Документ и инсценировка. Кино-наблюдение. Обратная связь с объектом съёмки («Кино-поезд» и т.д.). Понятие документального фильма. Неигровой художественный фильм (Р. Флаэрти, Д. Вертов и их последователи). Рекон-струкция в неигровом кино. Документ в игровом кино (хроника, непрофессиональные актёры и т.д.). Стилизация под хронику. Эксперимент в научно-популярном и учебном кино.
  • Человек на экране
    Дискуссии 1910-х – 1920-х гг. («Кинодрама и киноповесть», «Жест против монтажа», «Натурщик или лампа»). Актёрские школы в немом кино. Понятия типажа и натурщика. Массо-вый и индивидуальный герой. Актёр и жанр. Театральный актёр на экране. Непрофессиональный актёр на экране. Феномен эпизодического персонажа на экране.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Классная работа
    Преподаватель оценивает работу студентов на интерактивных лекциях. Оцениваются активность участия в обсуждениях, аргументированность ответов. Оценки за работу на занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Классная работа + 0.7 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бураченко А. И. - ИСТОРИЯ ТЕАТРА И КИНО 2-е изд. Практическое пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 47с. - ISBN: 978-5-534-11592-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-teatra-i-kino-445689

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мариевская Н.Е. - Время в кино - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2015 - 336с. - ISBN: 978-5-89826-439-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77247