• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методы филологических исследований

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Методы филологических исследований» способствует формированию у студентов навыков ориентации в истории методов филологических исследований, анализа разнообразных явлений в истории теории литературы на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; знакомит их с различными концепциями теории литературы, освоение актуального филологического инструментария. По итогу слушатели курса должны уметь выделять наиболее важные факты, систематизировать и анализировать их, при подготовке работ в ходе изучения дисциплины и в дальнейшей профессиональной деятельности, применять знания, полученные в ходе курса, в процессе создания, организации и модерации тематических проектов, посвященных сценарному мастерству, литературному мастерству, популяризации филологического знания в современной российской публичной сфере. Текущий контроль включает в себя письменную домашнюю работу (эссе), презентацию на мини-конференции, а также проверочный тест. Курс завершается экзаменом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов навыков ориентации в истории методов филологических исследований, анализа разнообразных явлений в истории теории литературы на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне.
  • знакомство студентов с различными концепциями теории литературы, освоение актуального филологического инструментария;
  • подготовка к профессиональной деятельности, в том числе закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: обсуждение специфики курса и исходных понятий. Формы контроля: устный аудиторный опрос
  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: изучение основных работ, понятий и методов ведущих исследователей формальной школы; применение изученных методов в анализе некоторых поэтических и прозаических текстов. Формы контроля:письменное эссе на 3 тыс. слов, устный аудиторный опрос
  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: изучение основных работ, понятий и методов ведущих ученых московско-тартуской школы и других исследовательских направлений второй половины ХХ – начала XXI вв.; применение изученных методов в анализе некоторых поэтических и прозаических текстов. Формы контроля: презентация на 10 минут; устный аудиторный опрос; экзамен.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Развитие филологии во второй половине ХХ в. – начале XXI в.
    Тема 1. Семиотика и структурализм Семиотика и ее предыстория, роль лингвистики и идей Фердинанда де Соссюра. Искусство как «вторичная моделирующая система». Тартуско-московская школа, ее истоки в московском и ленинградском литературоведении. «Лингвистика и поэтика» Р.О. Якобсона. Роль Ю.М. Лотмана в развитии структурализма, его работы «Структура художественного текста» и «Декабрист в повседневной жизни». Тема 2. Поструктурализм и интертекстуальность. Современные проблемные подходы. Значение эссе Ролана Барта «Смерть автора». Новая жизнь теоретических идей М.М. Бахтина в 1960-е—1970-е гг., «двуголосое слово» и постструктурализм. Понятия подтекста и интертекста. Реминисценции и интертекстуальные связи. Работы К.Ф. Тарановского о Мандельштаме. Тема 3. Новые подходы к литературоведению «Дальнее чтение» Ф. Моретти: поиски новой методологии? Новый взгляд на социологию литературы. Б. Бурдье и его работа «Поле литературы». Рождение и развитие феминисткого литературоведения. Суть и значение постколониальной литературоведческой теории.
  • Методы филологических исследований в историко-культурном контексте
    Понятия «художественная литература», «литературная критика» и «литературоведение» и связь между ними. Ю.Н. Тынянов, Эдгар Аллан По как писатели, критики и литературоведы. Отражение мотивов «филология» и «филолог» в художественной литературе.
  • Филологическая наука в России конца XIX в. – первой половины XX в.
    Тема 1. Концепция А.А. Потебни Лингвистическая концепция А.А. Потебни, понятие образа и «внутренняя форма» слова. Влияние идей А.А. Потебни на гуманитарную мысль XX в. Тема 2. Формальная школа в литературоведении История и задачи ОПОЯЗа. Статья «Искусство как прием» В.Б. Шкловского как манифест формальной школы. Роль В.Б. Шкловского, Ю.Н. Тынянова и Б.М. Эйхенбаума в развитии формального метода. Формальная школа и фольклористика, значение книги В.Я. Проппа «Морфология волшебной сказки». Эволюция формального метода в 1920-е гг., новые понятия «литературной эволюции» и «литературного быта». Тема 3. Формалисты и их научные оппоненты Рождение и развитие социологического метода в 1910-е—1920-е гг. Основные положения и критико-теоретическая практика. Своеобразие теоретического подхода к литературе М.М. Бахтина. Влияние теорий Бахтина на гуманитарные науки второй половины ХХ в. Работы о Достоевском В.Ф. Переверева и М.М. Бахтина. Вопрос о психологическом методе в литературоведении. «Психология искусства» Л.С. Выготского. 3 Тема 4. Наука и идеология в 1930-е—1940-е гг. Разгром формальной и социологической школ в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Судьба идей Л.С. Выготского. «Дела» и аресты конца 1920-х – начала 1930-х гг. (чистка в ГИИИ, «академическое дело», «дело славистов»). Борьба с космополитизмом и судьба филологического факультета ЛГУ.
  • Текстология как научная дисциплина
    Текстология как научная дисциплина. Основные задачи текстологии. Принципы текстологической работы. Текстология и digital humanities: история дисциплины и актуальные перспективы
  • Точные методы в гуманитарных науках
    Точные методы в гуманитарных науках: подходы и проблемы, возможности и ограничения. Развитие точных методов и digital humanities.
  • Понятие научной парадигмы
    Научная парадигма как понятие. Т. Кун и его «Структура научных революций». Критика концепции Куна. П. Фейерабенд. Основные научные парадигмы гуманитарного знания в XX в.
  • Филологический комментарий
    Комментарий как метод. Типология комментария и разные подходы к нему. Комментарий как подход к тексту. Типы комментариев. Комментарий как научная и историко-культурная проблема.
  • Структурализм как научная парадигма
    Структурализм как научная парадигма: основные характеристики. Истоки структурализма: лингвистика и ее достижения; научный и социальный контекст начала 1960-х годов. Тартускомосковская семиотическая школа. Другие варианты структурализма. «Поэтика выразительности» А. К. Жолковского – Ю. К. Щеглова. Эволюция ТМШ. Критика структурализма.
  • Проблема интертекстуальности.
    Широкая теория интертекстуальности vs. Интертекстуальность в узком смысле (изучение поэзии модернизма). Понятие «подтекста». Основные положения трудов К.Ф. Тарановского и О. Ронена. Слабость интертекстуальной парадигмы: проблема доказательности, проблема разграничения традиции и «подтекста». Социологическая критика «подтекстов»: акторносетевая теория Б. Латура и интертекстуальность.
  • Изучение языка литературы
    Разграничение литературоведения и лингвистического подхода к тексту: причины и следствия. Труды В.В. Виноградова: синтез литературоведения и языкознания. Описание идиостиля (Г.О. Винокур о В. Маяковском). Современные языковые подходы. Герменевтические очерки языка 3 пушкинской эпохи (Пильщиков, Добродомов). Проблема описания идиолекта поэтов модернизма, усложнение семантики и способы ее анализа (Левин о Мандельштаме, Шапир о языке Пастернака).
  • Проблема читателя. Р. Барт.
    Читатель как главная филологическая проблема. Филологическая реконструкция читателя. Текст как система раздражителей (Выготский). Рецептивная эстетика. Формульная литература и особое состояние читателя. Филология Р. Барта: между структурализмом и поструктурализмом. Смерть автора. Текстовый анализ: новое медленное чтение? Удовольствие от текста. Барт между наукой и литературой.
  • Психологические подходы к литературе
    Психология осмысляет читателя: плюсы и минусы. Осмысление искусства в перспективе когнитивных наук. Различие фрейдистского и юнгианского подходов. Теория архетипов. Психология vs. история: исследование сказок (Калшед vs. Дарнтон).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе 1
  • неблокирующий Перезентация
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Перезентация + 0.25 * Экзамен + 0.5 * Эссе 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кун Томас. (2010). Структура научных революций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3757B69
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-0960-3 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/84591
  • Психология, Выготский Л. С., 2002