• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Западный канон

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Кто читает:
Департамент истории и теории литературы
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения дисциплины студенты знакомятся с основными представителями западноевропейской литературной традиции XIX века и ее особенностями сравнительно с традицией отечественной литературы, с основными понятиями и характеристиками «современного» (modern) состояния литературной культуры. Слушатели курса осмысляют категорию «канон», «канонообразование», «классика» применительно к литературной культуре, а также осваивают навыки историко-литературного и формально-эстетического анализа художественного текста. По итогу студенты должны знать принципы формирования западноевропейского литературного канона, истории его становления и основных представителей, особенности ведущих национально-литературных традиций Западной Европы (и США) – в сравнении с отечественной традицией и основные категории, используемые в традиционном историко-литературном анализе и подходы к анализу текста в духе «нового историзма». Текущий контроль включает в себя участие студентов в дискуссиях. Курс завершается написанием итогового эссе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными представителями западноевропейской литературной традиции XIX века и ее особенностями сравнительно с традицией отечественной литературы.
  • Знакомство с основными понятиями и характеристиками «современного» (modern) состояния литературной культуры.
  • Осмысление категорий «канон», «канонообразование», «классика» применительно к литературной культуре.
  • Освоение навыков историко-литературного и формально-эстетического анализа художественного текста.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с понятиями канона и классики, а также с основными представителями романной традиции Запада;
  • Знакомство с основными понятиями и характеристиками «современного» (modern) состояния литературной культуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Введение. Понятие канона в современной науке о литературе – почему оно спорно и почему нужно. Понятие «современности» (modernity, modernité). Романтизм как культурное и литературное явление
    Знакомство со студентами, обсуждение целей, программы и основных понятий курса.
  • Раздел 2. Определения поэзии. Уильям Блейк: «Песни невинности». Уильям Вордсворт и С.Т. Кольридж «Лирические баллады».
    Поэзия раннего романтизма (британская версия): теория и формальный эксперимент.
  • Раздел 3. Воплощения романтического «гения». Новалис, Йозеф фон Эйхендорф. Дж.Г. Байрон, байронизм, байронический герой.
    Романтический субъект и его воплощения в раннем немецком романтизме («йенский» и «гейдельбергский» варианты): от «гения», призванного к «Свершению» до «гения не у дел». Личность Баройна, байронический герой как эволюционирующая схема. Байронизм как мода и культурный комплекс.
  • Раздел 4. Необходимость иронии: от «остроумия» Фридриха Шлегеля к «негативной способности» Джона Китса
    Природа романтической иронии. Значение иронии в культурном комплексе «современности».
  • Раздел 5. Изобретение истории: Вальтер Скотт.
    Чувство истории в романтизме, рождение исторического романа.
  • Раздел 6. Изобретение фантастического: Э.Т.А. Гофман, Э. А. По.
    Понятие художественного образа. Образ и символ в художественном произведении. Система мотивов и лейтмотивов в модернистских текстах.
  • Раздел 7. Реализм: исследование социальности, эстетика жизнеподобия, «эффект реальности».
  • Раздел 8. Бальзак: поэтика желания.
    Замысел «Человеческой комедии». Социальность в романе. Проблематика творчества и потребления в прозе Бальзака.
  • Раздел 9. Феномен популярного романа. Поэзия «симпатии» и критицизм рассудка: Чарльз Диккенс и У.М. Теккерей.
    Становление новой читательской аудитории, ее дифференциация. Жанр романа в середине XIX столетия – между мелодрамой и аналитикой.
  • Раздел 10. Герой и «человек середины» в эпоху демократии. Герман Мелвилл
    Экспериментальный философский роман Мелвилла: проблематика субъекта. Проблема героя и героического в романе и эссеистике XIX века.
  • Раздел 11. Открытие повседневности: Джордж Элиот.
  • Раздел 12. «Человек-перо» и его читатель: Гюстав Флобер
    Флобер как «нераскаянный романтик» и «реалист поневоле». Концепция стиля, контакт и конфликт с читателем.
  • Раздел 13. «Современность»: открытие Шарля Бодлера.
    Поэзия города, исследование «героя современной жизни». Прозаизация поэзии.
  • Раздел 14. К новым определениям поэзии. Уолт Уитмен. Эмили Дикинсон.
    Экспериментальные версии лирического субъекта: американский опыт.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа на семинарах
  • неблокирующий Итоговая работа-эссе
    4-5 тыс. знаков
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.7 * Аудиторная работа на семинарах + 0.3 * Итоговая работа-эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Harold Bloom. (2014). The Western Canon. [N.p.]: Houghton Mifflin Harcourt. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1871722

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bloom, H. (1994). An elegy for the canon. World & I, 9(10), 356. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=9411025233