• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современная русская литература: люди и институты

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Современная русская литература: люди и институты В ходе освоения дисциплины «Современная русская литература: люди и институты» студенты приобретают знания об основных литературных институциях в России и за рубежом (литературная премия, издательства, писательские сообщества, литературный журнал, критика), о ключевых современных писателей, подходах в исследовании современной литературы. Слушатели курса учатся применять на практике полученные знания и грамотно анализировать тексты современных писателей, свободно свободная ориентироваться в современном литературном пространстве, понимание устройства книжных рынков. В результате освоения дисциплины студенты должны знать устройство основных литературных институций, функционирующих в России, в Европе, в США в ХХ веке и в настоящее время (2000-е-2010-е годы), основные направления изучении современной литературы и ключевые тексты современной русской литературы; уметь анализировать тексты современной русской литературы и устройство ключевых литературных институций и книжного рынка; владеть навыком распознавания в текстах и образах этнических и национальных стереотипов и свободно ориентироваться в современной литературной ситуации. Текущий контроль включает в себя написание эссе. Курс завершается экзаменом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение студентами знаний об основных литературных институциях в России и за рубежом (литературная премия, издательства, писательские сообщества, литературный журнал, критика), ключевых современных писателей, подходах в исследовании современной литературы;
  • Умение применять на практике полученные знания и грамотно анализировать тексты современных писателей;
  • Свободная ориентация в современном литературном пространстве, понимание устройства книжных рынков;
  • Развитие у студентов критического мышления и способности рефлексировать над различными научными методами, подходами и понятийным аппаратом разных сфер гуманитарного знания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание об устройстве основных литературных институций, функционирующих в России, в Европе, в США в ХХ веке и в настоящее время (2000-е-2010-е годы)
  • Знание основных направлений в изучении современной литературы
  • Умение анализировать устройство ключевых литературных институций и книжного рынка;
  • Знание ключевых текстов современной русской литературы
  • Умение анализировать тексты современной русской литературы
  • Владение навыком распознавания в текстах и образах этнических и национальных стереотипов, свободного ориентирования в современной литературной ситуации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Литературные институты
    Тема 1. Писатель как институт. Писатель как институт. Российская и западная традиция восприятия писателя. Писатель как профессия в России и Европе. Литературный быт. Эйхенбаум и ключевые вопросы 1920-х: «как быть писателем». А.Виала: основные литературные институции, легитимирующие писателя. Тема 2. Институт литературной премии в России, США и Европе История и концепция Нобелевской премии. История и концептуальное содержание Букеровской премии в Британии. Российские литературные премии: история, концепция, состав лауреатов, особенности их функционирования. “Большая книга”, “Русский Букер”, “НОС”, “Дебют”, “Русская премия”. Премия Андрея Белого как старейшая российская литературная премия: причины упадка. Роль литературной премии в продвижении книги. Тема 3. Институт критики в России: в ХХ и ХХI веке. Критика и современные медиа. Литературный журнал. Проза Михаила Шишкина в контексте толстожурнальной прозы. Литературная критика в России, статус и влиятельность критика в Х1X, ХХ и ХХI веке. Критика и телевидение, критика и интернет. Читательские сообщества в сети и критика. «Толстый» журнал в литературный России: история существования, причины упадка, возможности возрождения. Михаил Шишкин как толстожурнальный автор.
  • Массовая и популярная литература. Специфика, основные имена
    Массовая литература и ее основные жанры. Функционирование и социальная роль массовой литературы по Д. Кавелти. Массовая и популярная литература. Западные концепции «высокого» и «низкого» в советском и постсоветском контексте. Русский детектив Борис Акунин. Коронация. Юлия Яковлева. Вдруг охотник выбегает Функция исторических реалий в романах Акунина и Яковлева. Философия истории в «Коронации» и «Вдруг охотник выбегает». Фигура главного персонажа: Эраст Фандорин и Василий Зайцев – стратегии конструирования сыщика. Из чего сделан противостоящий ему мир. Аудитория детективных исторических романов. Фантастический роман Мария Галина. «Автохтоны». Не оглядываясь (сборник рассказов). Йен Макдональд. «Новая Луна» Параллельный мир как язык художника. Стратегии создания фантастического мира. Фантастический роман как философская притча. «Новая Луна» Макдоналда и «Игра престолов». Виктор Пелевин. Чапаев и пустота «Чапаев и пустота» Виктора Пелевина – массовая или популярная литература. Репрезентация советского массового искусства в романе. Дзен-буддизм и его репрезентация в романе. Диалог с русской классикой.
  • Книжный магазин сегодня. Феномен бестселлера
    Магазин «Москва», «Библио-Глобус», «Дом московской книги», «Фаланстер». Рейтинги. Почему они такие разные? Роль книжного магазина в литературной жизни сегодня. Электронное книгоиздание. Print-on-demand. Как делаются бестселлеры? Ханья Янагихара и ее «Маленькая жизнь»: механизмы популярности; литература как психотерапия.
  • Современный литературный процесс в России
    Тема 1. Роман и рассказ в современной русской литературе и на книжном рынке. Евгений Водолазкин; Людмила Улицкая; Захар Прилепин; Татьяна Толстая. Жанр рассказа на книжном рынке: длинное и короткое высказывание в контексте интересов издателей. Феномен нобелевского лауреата Элис Манро. Рассказы Людмилы Улицкой и ее романы. Пацанская философия Захара Прилепина. Образ рассказчика в рассказах Прилепина. Тема 2. Владимир Сорокин. Теллурия Основные особенности жанра сатирической антиутопии применительно к творчеству В.Сорокина. Энциклопедией чего может считаться “Теллурия”? Основные сорокинские техники деструкции и десакрализации традиционных дискурсов. Место “Теллурии” в истории эволюции сорокинского конфликта с “литературой”. Диалектика политического и лингвистического в романе. Человек и нечеловек в романе. Тема 3. Леонид Юзефович «Журавли и карлики» и Владимир Микушевич «Воскресение в Третьем Риме» Л. Юзефович «Журавли и карлики»,Плутовской роман как наиболее адекватный жанр для повествования о событиях 1993 года. Романы о 1993 годе и о «гибели империи». Концепция двойничества и самозванства в романе. Проблема Свободы, новой роли и морали интеллигенции при капитализме в романе. Интертекст «Журавлей и карликов» - от Гомера до Гюго; группа современных литературных текстов - от пелевинского «Чапаева» до «Темного прошлого человека будущего» Е.Чижова. В. Микушевич «Воскресение в Третьем Риме». Смыслы фразы « Et in Arcadia Ego » для романа. Биография или евангелие: жизнеописание вымышленного современного философа. Преодоление смерти / воскрешение мертвых как идея-фикс современной российской прозы. Конспирологическая идея «скрытого центра» в культуре. Отражения в разного рода «альтернативных историях «Фауст» как претекст «Воскресении». Роль каламбуров в языковой манере рассказчика и смеховой культуры в романе. Тема 4. Non-fiction в современном литературном процессе. А.Жолковский. Звезды и немного нервно. Павел Басинский “Ледяной дождь” А. Жолковский. Звезды и немного нервно. Особенности авторского идиостиля А.К.Жолковского. «Виньетка» как жанр, его отличие от "обычной" эссеистики/мемуаристики. Средствами конструирлвания фигуры рассказчика. Признаки «филологической прозы»: профессия автора, тотальная ирония, "цитатность", отчетливо «посмодернистский» характер текста, выбор «частной» истории вместо «большой»; предпочтение субъективной версии «главному нарративу эпохи» и «коллективной мудрости». «Возможные предшественники» Жолковского: Ларошфуко, Монтень, Розанов и другие. Интерпретация замечания М.Л.Гаспарова об А.К.Жолковском «Александр Константинович, если чего решил связать, то обязательно свяжет». Павел Басинский “Ледяной дождь” Современный биографический канон: традиции и инновации. Проблема “отношений” между биографом и его “клиентом”: границы дозволенного. Стирание границ между “академическим” и “художественным” дискурсами: биография как проза. Тема 5. Ольга Славникова. 2017 Конструирование образа будущего в современной российской литературе. Революция как подавленная психотравма в прошлом, которая должна обернуться катастрофой в будущем. Бум антиутопий в российской литературе середины нулевых годов. Гибридизация «высокой» и массовой литературы в современной литературе. Тема 6. Владимир Маканин. Асан Отражение «чеченских войн» 1990-х в современной отечественной прозе. Пушкинско-толстовская «кавказская» парадигма романа Маканина. Взлом матрицы русского военного романа. Синтезирование писателем новой мифологии Тема 7. Современная русская поэзия. Основные направления. Москва и Петербург. Концептуализм и постконцептуализм. Особенности функционирования современной поэзии: клуб, чтения, журналы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Оцениваются правильность выполнения предлагаемых на занятии заданий (знание и понимание разбираемого текста), активность участия в дискуссиях. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
  • неблокирующий Эссе
    7-10 тыс. слов
  • неблокирующий Самостоятельная работа студентов
    Оцениваются правильность выполнения домашних работ на знание текстов, освещения темы, которую студент готовит для выступления на общей дискуссии по предлагаемым заранее вопросам. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * Работа на семинарских занятиях + 0.2 * Самостоятельная работа студентов + 0.6 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Черняк М. А.-СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-294-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-07479-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sovremennaya-russkaya-literatura-423131

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Водовозов В.И. — Новая русская литература - Издательство "Лань" - 2013 - ISBN: 978-5-507-37524-0 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/37036
  • - Современная литературная теория. Антология - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-89349-623-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/85896