• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусство драмы

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Кто читает:
Департамент истории и теории литературы
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс познакомит слушателей с теорией драмы и драматическим искусством, ключевыми произведениями и авторами. Его цель —— научить слушателей писать драматические тексты. В результате освоения дисциплины студенты должны знать базовые понятия новой теории драмы и методы действенного анализа пьесы, а также знать ключевые понятия, а также основные тенденции в драматическом искусстве. В течение всего курса преподаватель оценивает активность студентов на семинарах. Курс завершается экзаменом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов навыков создания драматического текста: театральной и кино-драматургии, большой и малой литературных форм, прикладного драматургического текста
  • умение создавать коллективную работу, понимание творческого процесса как со-авторского.
  • понимание игрового характера драматургического текста, его актерской природы.
  • умение создавать драматургический текст, пользуясь ограничениями, задачами и обстоятельствами его возникновения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные виды форм, жанров и способов повествования
  • Знать основные принципы внутреннего устройства драматургического текста в зависимости от выбранной формы, жанра и проч.
  • Знать культурный контекст возникновения важных произведений искусства и его взаимодействие с оригинальным произведением.
  • Уметь создавать законченный драматургический текст.
  • Уметь уметь использовать формальные ограничения для решения практической задачи тек-ста и реализовывать свое авторское начало.
  • Уметь планировать творческий процесс и сохранять эмоциональное и интеллектуальное подключение к создаваемому произведению;
  • Владеть: навыками актерского мастерства и понимания «антропоморфности» текста и его адресата, навыками оформления драматургического текста в зависимости от задачи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Конфликт как основа драматического действия
    Повод и причина конфликта, различие между ними. «Проблема стакана» (игровое задание). Воз-можна ли «бесконфликтная пьеса»? Чем пьеса «В ожидании Годо» похожа на игру Angry Birds. Как уровни конфликта определяют жанр. Конфликт и «ставка» героя. «Сделай хуже» (игровое задание). Игра в «островное королевство»: объяснение правил игры и распределение ролей, завязка сюжета, поворот.
  • Раздел 2. Метафора и подтекст. Диалог
    Метафора как важнейший художественный прием и маркер, определяющий уровень произведения. Поиск метафоры в окружающем бытовом пространстве. Превращение нехудожественных объектов в художественные. Деталь как невидимый текст. Диалог. Речь как способ скрывать мысли. Разговор слепого и глухого героев. Диалог в приложе-нии. Драматургия текста для произнесения и написания, способы считывания. Текст и подтекст. Превращение высказывания в свою противоположность. Иносказательные фор-мы. Субверсивная аффирмация. Игра в «островное королевство»: развитие сюжета, ухудшение ситуации при общем благополучии персонажей.
  • Раздел 3. Персонаж и история
    История, рассказанная в кадрах. Комикс как прототип кино. Раскадровка картины как способ рас-сказать свою историю. Какой персонаж становится главным. Библия персонажа. Что знает о герое автор, а что зритель. Протагонист и антагонист, «отрицательный» и «положительный» персонажи. Пропорции драмы: количество актов. Графическое изображение сюжета. «Собака» как история. Линейный сюжет, спиральный, меандр и т.д. Игра в «островное королевство»: разделение персонажей на две группы.
  • Раздел 4. Финал
    Как финал определяет жанр. Целеполагание. Почему финал является фундаментом произведения. «Фауст» и его финалы. Неоконченный текст. Феномен Франца Кафки. Сериал как бесконечный текст. Игра в «островное королевство»: крупное событие, перемена участи, сверх-сила и катастрофа.
  • Раздел 5. Драматургия пьесы и фильма
    Фундаментальная разница между драматургическим повествованием в театре и кино. Оптика взгляда на событие. «Взгляд тётушки». Игровое и неигровое кино. Сила и слабость документа. Человек или актер перед камерой — разные правила существования. Игра в островное королевство. Чтение домашнего задания.
  • Раздел 6. Микроформа. Стиль
    Объявление и реклама как микродрама. Важность «принципа экономии». Превращение неигровых текстов в игровые. Жесткие ограничения в тексте — их влияние на конечный результат. Анекдот и абсурд. Адальберт Штифтер и его «вещь». Монтаж как важный инструмент драмы. Баллада Томского из оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского. Язык как действующее лицо драмы. Речевые характеристики героев. Игровое задание: идеальная комната.
  • Раздел 7. Игра как сверх-задача
    Разыгрывание собственного текста. Нюансы в произнесении текста. Недостаток и избыточность ремарок. Нейросеть как драматург. Разговор с ботом. Суть высказывания и оптика автора. Созда-ние авторского мира. «Прогон» результатов игры в «королевство».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Письменная самостоятельная работа: Подготовка концепции драмы (максимальный объем: 7000 знаков)
  • неблокирующий Коллективная игровая работа
    Исполнение коллективной работы «Королевство» из 2-х частей, количество драфтов – 2)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Коллективная игровая работа + 0.25 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психодрама: теория и практика : классическая психодрама Я. Л. Моренко, Лейтц, Г., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Арапов П.Н. - Драматический альбом (портреты и биографии знаменитых русских артистов, снимки старинных афиш и редких рукописей о московском театре, исторические очерки по усовершенствованию русского театра) - Издательство "Лань" - 2013 - 418с. - ISBN: 978-5-507-13090-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/13485
  • Гладышев В.В. - Тексты и контексты: контекстное изучение драматических произведений: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 262с. - ISBN: 978-5-9765-2298-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/70332
  • Русский драматический театр : энциклопедия, , 2001