• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философия и литература

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватель


Чернавина Алла Глебовна

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса предполагается рассмотреть различные возможные модусы взаимодействия литературы (поэзии и прозы) и философии. Мы попробуем разобраться, чем философия может обогатить возможности творческого письма. Путём анализа художественных текстов, будет рассмотрено, каким образом поэт или писатель может быть философом в своём литературном творчестве, притом не в смысле обращения к уже «готовым» философским концепциям и конструктам и введения их в свои тексты, а в смысле единства философского и художественного в момент создания текста. В художественных текстах в ряде случаев философская составляющая реализуется не через заимствование и использование внешней относительно текста философской теории, а в непосредственном единстве философского вопрошания и художественного мышления. Мы попробуем рассмотреть эту философскую составляющую литературы не только как аспект содержания художественного текста, но и как аспект его формы. Художественный приём в ряде случаев также может быть рассмотрен как философский метод (Шкловский, Платонов, Хармс, Введенский, Сорокин, Пригов и др.), а философский метод как художественный приём (Филип К. Дик, Жорж Перек и др.). Также будут рассмотрены магистральные современные философские подходы к языку и точки совпадения этих подходов с практикой художественной литературы XX и начала XXI в. (онтологическое понимание языка, философия обыденного языка, критика языка; в соотнесении с ними – модернистские, постмодернистские и современные «актуальные» литературные практики). В рамках спецкурса будет рассмотрено и обратное движение: когда философ черпает вдохновение в текстах поэта или писателя, или сам пытается в своей философской практике быть писателем не в меньшей степени, чем философом (Хайдеггер, черпающий вдохновение в поэзии, Мамардашвили, анализирующий Марселя Пруста, Мейясу, анализирующий «Бросок костей» Малларме и др.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Магистральная цель курса: показать магистрам возможность точек соприкосновения литературы и философии, продемонстрировать, что философия может дать писателю.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обучаемые знают магистральные современные философские подходы к языку и точки совпадения этих подходов с практикой художественной литературы XX и начала XXI в. (онтологическое понимание языка, философия обыденного языка, критика языка; в соотнесении с ними – модернистские, постмодернистские и современные «актуальные» литературные практики)
  • Обучаемые получили представление на примере наиболее ярких образцов, каким образом философская составляющая может реализоваться в творческом письме
  • Обучаемые получили представление о соотношении и взаимодействии современной философии и современной литературы
  • Обучаемые получили представление, каким образом художественный приём в ряде случае может быть рассмотрен как философский метод, а философский метод как художественный приём
  • Обучаемые сами практиковались в творческих упражнениях, имеющих философскую составляющую
  • Студенты знакомятся с философской и современной художественной литературой, в которой есть философская составляющая
  • Студенты критически осмысляют и анализируют прочитанные тексты
  • Студенты получают представление о философских поисках современной литературы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Отношения литературы и философии, их взаимодействие. Проза и философия. Поэзия и философия. Что может философия дать поэту и писателю.
  • Философия как аспект формы, а не содержания художественного текста. Художественный приём как философский метод и философский метод как художественный приём.
  • Вопрос о возможности выражении невыразимого опыта в литературе. Две основных линии: «онтологическая» и «языковая» (они же «реалистическая» и «номиналистическая»). М. Хайдеггер и Л. Витгенштейн. Параллель с соответствующими стратегиями в литературе. Преображение языка и обыденный язык. Может ли текст выражать невыразимое и каким образом?
  • Разные философские подходы к языку и отражение этих подходов в литературе 20 и начала 21 века (онтологическое понимание языка, философия обыденного языка, критика языка; в соотнесении с ними – модернистские, постмодернистские и современные «актуальные» литературные практики, проекты изменения языка).
  • Литература как подрыв. Критика идеологии. Современные радикальные практики, в том числе феминистские и политические.
  • Философская работа со смыслом, нонсенсом и абсурдом в художественных текстах. (Хармс, Введенский, ОБЭРИУ, Камю, Льюис Кэролл и Делёз).
  • Возможность текста быть одновременно художественной прозой и философским трактатом.
  • Вопрос о субъекте в философии и литературе.
  • Когда философ черпает у поэта или писателя. (Хайдеггер, черпающий вдохновение в поэзии, Мамардашвили, анализирующий Марселя Пруста, Мейясу, анализирующий «Бросок костей» Малларме и др.).
  • Андрей Платонов «Избушка бабушки».
  • Феноменология и литература. Событийность поэтического.
  • Эффекты значения и присутствия в литературе и философии. Х.У. Гумбрехт.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.7 * Аудиторная работа + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Избранные работы. Логико-философский трактат; Коричневая книга; Голубая книга, Витгенштейн, Л., 2005
  • Логика смысла : Пер. с фр., Делез, Ж., 1998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Жили-были : воспоминания, мемуарные записи, повести о времени: с конца XIX в. по 1962 г., Шкловский, В. Б., 1964