• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прошла первая встреча Книжного клуба

Книжный клуб с Галиной Юзефович открылся обсуждением романа Кадзуо Исигуро «Погребенный великан» (Эксмо, 2016). Основные тезисы встречи — от студента программы «Литературное мастерство» Сергея Лебеденко.

Сергей Лебеденко

магистрант программы «Литературное мастерство»

 




Сюжет

Двое супругов-бриттов в эпоху артуровской Англии уходят из деревни на поиски сына. Над страной витает хмарь, которая заставляет людей забывать прошлое. Распространяет ее дракониха Квериг. Однако оказывается, что магическим чарам драконихи подвержены не все жители Альбиона, и некоторые решают покончить с неудобным магическим фактором.

Жанр

После того, как последний роман Исигуро был опубликован, на британского писателя обрушилась волна критики: мол, как же так, автор «серьезной литературы» вдруг работает в таком «низком» жанре, как фэнтези. Как выяснили студенты магистерской программы «Литературное мастерство» и гости встречи в ходе обсуждения романа с литературным критиком Галиной Юзефович, роман Исигуро не так прост, как кажется, и назвать его фэнтези можно лишь с некоторой натяжкой.

Тема

Центральной темой книги Исигуро является тема коллективной и индивидуальной памяти. В самом ли деле забвение — зло? Может ли оно быть лекарством? И стоит ли идти на жертвы ради памяти? Исигуро не дает однозначного ответа на вопрос — этим и сильна его книга. Память для героев «Погребенного великана» становится средством сохранить идентичность. Однако с ее возвращением вернутся и старые обиды, неразрешенные противоречия и кровная месть. Стоит ли память таких жертв?

Герои

Как туман забвения в книге покидает остров, и вспоминаются старые обиды, так и герои знакомого мифа артурианы предстают в неожиданном, самом неприятном свете. Рыцарь становится союзником дракона, дряхлый старик – разочарованным полководцем, который не смог спасти мир от войны, а король Артур, образец великодушия и справедливости, оказывается эгоистичным тираном и архитектором геноцида, ввергающим былые владения в омут беспамятства. Почти на все клишированные образы из фэнтези и сказок Исигуро смотрит под другим углом, переосмысляет их, что выводит тему памяти из романа на метауровень.

Язык героев Исигуро подчеркнуто архаичен и прямолинеен, они прямо говорят, о чем думают, однако это неожиданно дополняет их облик — людей из мифа, которые обо всем позабыли.

Помня заветы Владимира Проппа из “Морфологии волшебной сказки” мы ожидаем, что герои романа, пройдя все мыслимые перипетии, завершат свое путешествие счастливо, придут к цели. Они к ней действительно приходят — однако находят вовсе не то, что ожидают. Воспоминания приносят не только счастье, но и горечь, и, возможно, забвение — не такое уж дурное средство от горестей, каким его принято считать.
В следующий раз в Книжном клубе обсудят роман Виктора Пелевина «iPhuck 10» (Эксмо, 2017).