• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рассказы студентов магистратуры «Литературное мастерство» обсудили Лев Данилкин и Елена Холмогорова

О том, как прошел творческий семинар с участием редактора, литературного критика и писателей, рассказывает магистрантка Наталья Подлыжняк.

Рассказы студентов магистратуры «Литературное мастерство» обсудили Лев Данилкин и Елена Холмогорова

Творческие семинары магистратуры «Литературное мастерство» в этом полугодии сопровождаются особым волнением студентов, ведь обсуждаются их рассказы. В этот раз на встрече присутствовало целых два приглашенных гостя – Лев Данилкин, писатель и литературный критик, и Елена Холмогорова, писатель и заведующая отделом прозы журнала «Знамя».

Первым для обсуждения был выбран рассказ Дениса Банникова «Чеддер». Накануне похорон матери герой встречается со своей сестрой в родительском доме, который будит в нем детские вспоминания. Действие происходит в Америке, в середине 70-х. Многие заметили, что трогательный рассказ порой производил впечатление переводного, и Елена Холмогорова задалась вопросом: «А что изменилось бы, будь рассказ перенесен на нашу родную почву?». Майе Кучерской выбор американской «дистиллированной» атмосферы для рассказа был понятен: по сравнению с ней энергетика российской глубинки слишком тяжела. Однако если автор создает определенный антураж, он может сыграть с ним злую шутку. Мир, отличный от нашего, интересен, но ощущение перевода работает против текста, ведь «если мы что-то откуда-то перевели, значит, это не совсем оригинально. Значит, автор не высказал своего собственного слова».

Вторым рассказом был «Кубик Рубика» Сергея Лебеденко про зависимость героя от волшебного кубика Рубика, благодаря которому он видит истории из жизни других людей. Сам рассказ – это игра с читателем. Он относит нас к метафизике, кроющейся в шифрах из окружающих предметов и цветов, борьбе реального мира и мысленного, и состоит из шести глав – по количеству граней у кубика. На обсуждении разговор зашел о том, что автор-практик должен взять вверх над автором-теоретиком – многие сцены могут быть излишними, если автор, как бы усомнившись, правильно ли его понял читатель, повторяет свою мысль.

Наконец, последним прозвучал фрагмент из рассказа Вани Тимонова «И я». Рассказ об одном дне лирического героя, больше похожий на дневниковую запись, в которую попали многие одногруппники автора. Пренебрегая запятыми, играя с пробелами, используя разговорную лексику, преображая бессвязность и обрывочность в прием, автор был награжден репликой Льва Данилкина: «Да, это искусство». Он заметил, что рассказ передает «шум времени», и такие произведения могут пригодиться потомкам, которым, может быть, станет интересно узнать о 27 декабря 2017 года.

Творческий семинар закончился мотивацией для всех студентов: «Отношение к собственному дару – это ответственность. Необходимо работать, чтобы всё получилось. Внимательнее и с большим уважением относитесь к собственным текстам», – призвала Марина Степнова, намекая, на дальнейшую работу студентов магистратуры. 

Наталья Подлыжняк

Студентка магистратуры "Литературное мастерство"