• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты магистратуры «Литературное мастерство» организовали фестиваль африканской литературы в Литературном музее

Как прошел фестиваль – в репортаже автора идеи и главного организатора Ильи Наумова

Мест не хватало. Особенно в разгар мероприятия. Так приятно, когда подобное происходит с проектом, созданным одной дружной командой с нуля. В ночь с 19 на 20 мая в Музее Серебряного века, одном из филиалов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, прошел фестиваль «Африка и литература» – беспрецедентное событие, за организацию которого отвечала группа студентов магистерской программы «Литературное мастерство».

Накануне было тревожно; когда возникали проблемы при составлении программы, когда не удавалось договориться с потенциальными участниками фестиваля, когда его начало, наконец, оказалось сдвинуто минут на сорок по объективным причинам – этажом ниже торжественно открывалась московская «Ночь Музеев». А затем все началось, и это была какая-то сказка. Что-то из африканского фольклора.

Первую половину вечера заняла лекционная часть, которую напополам с такими известными исследователями африканской литературы, как Галина Александровна Балашова и Ирина Геннадиевна Татаровская, провели студенты «Литературного мастерства», и каждому из выступавших удалось в сжатой и интересной форме изложить огромный пласт информации, не особо знакомой неподготовленному зрителю.

Африка – регион, который в культурном плане нам еще только предстоит открывать, и очень важно, что в этот субботний вечер посетители смогли побольше узнать об африканской поэзии, рассмотреть феномен эфиопской литературы, познакомиться с поэтами-гриотами, создавшими целый пласт африканского фольклора, а затем еще и разгадать секрет успеха Джона Максвелла Кутзее – одного из ярчайших писателей континента, добившегося международного признания и Нобелевской премии по литературе.

Сергей Лебеденко рассказал о писателе Джоне Максвелле Кутзее

Все мы знаем, что делу время, а потом надо и отдохнуть, поэтому вслед за серией лекций последовала прекрасная интерпретация драмы Ама Ата Айду, подготовленная под руководством Александры Сорокиной, студентки магистратуры «Литературное мастерство». Это было настоящее произведение искусства, это было свежо, и… Зрителей в зале к тому моменту уже набилось столько, что сидели и на полу, и на раздобытых из соседней комнаты детских стульчиках, и вообще везде, где это было возможно. А потом наступил апогей веселья, когда коллективы Sofoli и Back to Black установили свои гулкие и сочные барабаны и разбудили всех в округе, хотя кому могло прийти в голову спать в эту незабываемую ночь?

Африканские песни и пляски взбудоражили даже самых хладнокровных зрителей и, кто-нибудь мог подумать, что завершающая лекция от Игоря Сида понизит градус всеобщего ликования, однако она оказалась настолько же захватывающей дух, как и все мероприятие в целом. Африка ли Мадагаскар? Игорь Сид заставил нас засомневаться. А еще задавать вопросы в час ночи, когда, казалось бы, надо зевать и расходиться по домам. А еще расширять границы заданной темы, потому что вот, например, даже у Льва Толстого в «Войне и мир», оказывается, было про Мадагаскар. А еще нам всем оставалось только удивляться тому, как быстро летит время и как здорово мы его провели!

Говорят, на Африке дело может не закончиться. Но уже этот фестиваль, безусловно, запомнился всем тем, кто пришел и увидел собственными глазами (а также услышал собственными ушами), какие колоссальные традиции несет в себе континент, на котором в нашем сознании долгое время обитали лишь «кокосы, гориллы да большие крокодилы» из «Бармалея» Чуковского. У них там, оказывается, своя атмосфера. И мы вместе в нее окунулись. И это было огонь.

Илья Наумов

Текст

 
Ольга Бойкова

Фото