Состоялось первое собрание книжного клуба LiPa
Во вторник 26 февраля студенты магистратуры «Литературное мастерство» впервые собрались, чтобы обсудить последний роман Алексея Сальникова «Опосредованно» об альтернативной реальности, где стихи действуют как наркотики.
Об этой талантливой, самобытной и неоднозначной книге действительно хотелось поговорить вслух и услышать мнение коллег.
«Мы так долго сомневались и не знали, как все пройдет. А в итоге, стоило лишь начать, и мы уже не могли остановиться» – таково было единогласное мнение присутствующих к концу встречи, которая прошла в уютном зале новой библиотеки на Старой Басманной.
Началось обсуждение с анализа рецензий «Опосредованно», опубликованных в СМИ ранее. По мнению участников клуба, «разлом между двумя линиями повествования», который был воспринят Галиной Юзефович как недостаток романа, может трактоваться и как интересная находка. Без сомнений, линия главной героини Лены-матери, учительницы математики в Екатеринбурге, от которой муж ее детей ушел к своей школьной любви входит в диссонанс с линией Лены-поэтессы, которая пишет стихи и с помощью посредников сбывает их на черном рынке «литры». Но ровно такой же диссонанс существует между прозой жизни и поэзией духа: они всегда противопоставлены и взаимосвязаны. То, о чем Ахматова лишь упомянула в одном из своих знаменитых стихотворений:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
Сальников предельно честно и достоверно описал, как появляются на свет стихи. Он даже создал классификацию из 4 пунктов, с ее помощью можно типизировать, пожалуй, любое поэтическое произведение. И это вполне закономерно, ведь Сальников, ставший известным, в первую очередь, как автор романа «Петровы в гриппе и вокруг него» изначально поэт. «И вообще, так нечестно, он использует прозу, чтобы рассказать о стихах», – заметил один из участников обсуждения.
Помимо этого, участники клуба нашли в романе немало других важных моментов. Со времен Анны Карениной не так уж и много героинь-женщин были удостоены чести стать главным лицом романа. Образ Лены получился объемным, человечным и очень настоящим. Повествование ведется и о важных внутрисемейных темах: как простить мужа, ушедшего из семьи? Каково родителям, когда дети начинают отдаляться? Как реагировать на камин-аут дочери, который происходит нежданно-негаданно?
Среди недостатков книги были названы обилие персонажей (некоторые из читателей то и дело путались в героях) и неразработанность концепции запрета стишков в общемировых масштабах. Неужели во всем мире нет ни одной страны, куда можно поехать и спокойно читать поэзию в свое удовольствие в ожидании холодка?
Обсуждение концовки романа внезапно оказалось сорванным. Так как после стихийно возникшего желания зачитать последние строки «Опосредованно», уже ни один из спикеров не смог ничего добавить.
«Вот живет человек без того, без этих строчек: по четыре, по шесть, по восемь, и живет прекрасно, однако стоит ему узнать, что имеется вот такой вот стишок, не другой какой-то, каких много, а именно вот такой, который все в нем внезапно переворачивает, — и человек удивляется: как я жил без него? что я без него был? был бы я — я без него. Такой, как я есть теперь? Условие задачи: имеется некая персона и некое слово. Что удивительно: решений бессчетное количество, и все они единственно верные».
Собрания книжного клуба планируется проводить раз в месяц. Следующая встреча запланирована на 19 марта. В наши ближайшие планы входит обсуждение романа «Тайные виды на гору Фудзи» Виктора Пелевина. Если вы ходите присоединиться к обсуждению, то следите за обновлениями нашего сайта. Больше информации о клубе вы можете найти в нашей группе.