• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Творческий семинар первого курса прошел на кладбище в Переделкино

6 октября наши магистранты вместе с экскурсоводом Нелли Чулановой и Майей Кучерской посетили могилы знаменитых литераторов

Экскурсовод цитировала и забытых, и по-прежнему памятных всем поэтов — Арсения Тарковского, Николая Доризо, Григория Поженяна, Николая Панченко. И, конечно, Бориса Пастернака. Гулко и отчетливо звучали отрывки текстов в атмосфере особой Переделкинской осени.


Вторая часть семинара прошла в здании Дома творчества, под чтение стихов и сочинение этюдов на тему «Разговор на Переделкинском кладбище». В этих зарисовках некрополь оказывается сценой для самых разных историй: от юмористических до философских. Публикуем всё, что у нас получилось.

 


 

1.

Ночь. Переделкинское кладбище. Могила Пастернака.

— Точно, здесь! — Луч телефонного фонарика скользит по барельефу.

—  А чего шёпотом?  Этих разбудить боишься? — Мальчик кивнул на  большевистские плиты, как казенные больничные двери белеющие внизу.

— Зачем мы вообще  сюда пришли? 

Он сбросил капюшон.

— Как зачем? Дух Пастернака вызывать, — сказала девочка.

— Дура ты, дух свободен — гуляет, где хочет.


Ирина Костина

 


 

2.

— Я умер. 

— Голубчик, это не делает вас каким-то особенным. Тут, если вы еще не заметили, все умерли. 

— Да, но до того, как умереть, я был замечательным советским поэтом и членом партии. Меня читали на радио, детям, вслух и даже бегло. Не будь я в настоящий момент мертвым, я бы продемонстрировал вам партбилет. 

— Вы снова прогадали. Тут членов КПСС, как на пятом съезде, а поэтов и того больше. 

— Я трижды лауреат Сталинской премии! 

— Это не серьезно. У меня их четыре, а вот рядом лежит Иван Иваныч, у него вообще шесть, хотя книг его толком никто  не читал. 

— Попал в нерв времени? 

— Попал в бюджет Союза Писателей. 

— Мда, выходит, не такой уж и я особенный. 

— Вы не переживайте. Совсем уж не особенных сюда не кладут. Их кремируют. 

— И на том вам спасибо.


Дмитрий Шварцер

 


 

3.

— любопытное чувства, когда ты видишь могилу того, кто тебе нравится. 


поворачиваюсь: шея хрустит как шкварки листьев под ногами. издалека кажется, что ноги иисуса на кресте сплетаются в хвост.


иисус-русалка смотрит на заросший холмик, совсем не на меня. из могилы торчат ветки, тянутся обнять. верю, что иисус любит меня и не обидится, если я полежу на его холмике. ты споешь мне песню и, шлепнув хвостом по голове, уплывешь под землю. я тоже уплыву.


— смотри-смотри, улитка на могиле.


— смотри, могила ребенка. киндер-сюрприз.


— такая уютная могила.


громко. это экскурсоводка напевает мне в ухо. ее голос почти иисус, ее ноги почти хвост, ее мысль уплывает от меня. мой постмодерновский мозг должен жевать жилки текста. прожевать экскурсоводку я не могу. слишком живая.


Ася Нарциссова

 


 

4.

«Умер от рака легких»

«Скончался от туберкулеза»


Интересно, конечно, от чего подохну я. Вот бы и меня похоронили в Переделкине, чтобы вам до моей могилы не пришлось ехать сначала на поезде. 


А мне кажется, я умру от рака лёгких. Зато не от рака горла — риск его развития выше, когда бросаешь курить. 


Ты думаешь? 


Да. А еще я думаю, что очень голодный. Подбирать конфетку с могилы, наверное, как-то некрасиво. Вот ты бы так сделал? 


Если бы был очень голоден. 


Позволю себе пошлость, как участник диалога и как автор этюда, — процитировать стих, а ещё и не Пастернаковский:


«Всё движется, как цапля, как Денис,

Большой травой, промокшими ногами,

Как половицы поезда под нами,

Как половицы поезда под нами».


Влада Васюхина (в тексте используется фрагмент стихотворения Алексея Сальникова )

 


 

5.

В любой толпе я всегда чувствую себя ужасно одиноким человеком. Ботинки знакомых и незнакомых прохожих врезаются в память - людей я помню не по лицам, а по обуви. Смотреть в лицо всегда страшно. Делаю вид, что надо завязять шнурок, жду, когда все, кому надо, пройдут и задерживаюсь у неизвестной могилы. Это не писательская история, и понурый взгляд мрачного мёртвого деда в берете не интересует никого, кроме меня. Мне же его взгляд кажется немного загнанным и даже робким - а потому, знакомым, родным. Могила его заброшена, сорняки щекочут треснувший камень. Я кладу кленовый лист на одну из трещинок, и холодный мокрый кладбищенский ветер на мгновение теплеет и принимает форму человека, умершего еще до моего рождения.


Реми Хансен

 


 

6.

— Это — моё любимое.

— Почему?

— Тут совсем не пахнет смертью. 

Второй шагнул вперёд, принюхался. Осенняя листва под его ногами даже не намекнула на шелест.

— Ты прав, мой друг. Воздух тут на вкус как вечный дождь и вечная память, — ответил как-то невесомо, голос еле слышен среди перешёптываний листвы.

Первый улыбнулся, наблюдая, как сквозь его спутника по дорожке проходит женщина. Вдохнул полной грудью, по старой привычке немного размял белые крылья.

— Да. Такое только здесь. Без суеты что-ли. И хочется писать стихи.

— Лучше читать. Вслух.


Екатерина Алексеева

 


 

7.

Здесь слово ложится на воздух, как лист клёна на кочку великого поэта — бездыханно. И только падает легчайшая пыль неба, это движется мысль мёртвых, покойных, движение мысли которых — единственное доступное им движение. А когда мы уйдём — у них не останется и этого.


Алексей Суворов

 


 

8.

Ровный голос экскурсовода, уравнивающий все события: жизнь, смерть, предательство, движется слишком быстро, пока я пытаюсь пить кофе, заснять мутную речку и листья-хамелеоны: половина – в лете, остальные – уже осенние, пушкинские. 

Кладбище бедное, узкое. Большая часть фамилий остается безликой, они молчат и не вызывают никаких воспоминаний. 

— Сейчас я покажу вам фото… Зачитаю отрывок… 

Кажется, у мертвых тут свои диалоги и запутанные взаимоотношения. 

Одинокие, серые, как лица на памятниках, раскачиваются в кронах вороны. 

— Любопытное это чувство, когда ты видишь могилу того, кто тебе нравится… — Думаю я, когда среди коллективной массы усопших возникает крест Андрея и надгробие Арсения Тарковского. 

— Да. — Отвечает Ася. 

И отворачивается смотреть на пушистый мох и каштан с несуществующего каштанового дерева.


Диана Шаграманян

 


 

9.

Кленовый листочек вел меня все дальше: за переделы участковых царств и благоговейного кладбищенского духа. Он и подсказал мне заветное местечко на краю. На камне внизу - Эф, И и О, бывшие когда-то именем, фамилией, человеком, писателем... творцом? Буквы рябятся и скачут, меняясь местами, и вот передо мной — почти полный мой тезка. Нет, не так. Мне не суждено здесь лежать, мне не суждено себя переделать. Мне суждено лишь идти дальше, давя каменные монолиты и оградковые стены, становясь той, кем не стал когда-то усопший. Я бы сказала ему: смотри на меня, болей за меня. Обещаю, я буду кем-то.


Герасимова Дарья

 


 

10.

Умерли они с разницей в несколько десятилетий, а похоронены вместе, под одним большим черным камнем — муж и жена. 

На пригорке за моей спиной, словно и нет там дальше живучей Москвы, возвышается белая церковь с черными скорбными куполами. 

Пахнет мокрой, тяжелой землей, свеже опавшими листьями и теплыми коровами, дух которых гуляет тут за забором на поле. 


— Как же жила ты, когда его не стало? Чем занимала дни, холодное место в постели, пустую прогалину кресла? Как прожила столько лет без него, храня память, как вещественное, ощутимое тело? Как дотерпела до места вот тут, под камнем, подле него? 


Олеся Левина

 


 

11.

— Как думаешь, это студенты? 

— Может быть. А может и нет. Тут теперь, что называется, место мейн-стрим-ное. 

— А что это значит, «мейн-стрим-ное»? 

— Ну-с, популярное, значит. Ходят вокруг могилок, эстетикой дышат.

— Так это значит, не мейн-стрим-ное, а прославленное! Между прочим, заслуженно. Столько людей хороших лежит! Вон там вот, где девчонка красноголовая бегает, десять рядов политработников! А гуляют, пить дать, студенты политфака!


Анастасия Лысенко