• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономика

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Задачи курса:  рассмотреть современные концепции, предлагающие различные финансово-экономические механизмы и модели распределения ресурсов для вузов, как рыночных или квазирыночных организаций, испытывающих давление внутренних и внешних стейкхолдеров, находящихся в процессе балансирования между академическим и профессиональным управлением;  освоить с помощью практических расчетов различные модели распределения ресурсов, управления подразделениями, программами и проектами вуза;  выработать навык работы с информацией различного типа и качества, полученной из плановой отчетности вуза и других источников;  укрепить навык финансово-экономических расчетов и написания аналитических документов для обоснования финансово-экономических решений в вузе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у слушателей навыков анализа экономики на уровне системы высшего образования и вузов, подготовки финансово-экономических и управленческих решений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать экономику современного вуза - характер отношений вуза с субъектами экономики, источники и процессы создания ценности вузом, источники формирования доходов и статьи расходов, принципы и инструменты финансовой политики вуза;
  • знать и использовать концепции и соответствующие модели финансово-экономического управления организацией, применяемые современными вузами - нормативное финансирование, финансирование по видам деятельности, финансирование центров ответственности, финансирование на основе показателей результативности;
  • определять связь между основными вызовами и проблемами, с которыми сталкиваются современные вузы, и вопросами финансово-экономического управления.
  • оценивать возможности и ограничения применения принципов инвестиционного и венчурного управления применительно к вузам
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение. Экономика современного вуза.
    Цели и задачи курса. Ожидаемые образовательные результаты. Организация учебного процесса и формы контроля. Процессы изменений, происходящие в высшем образовании в России и мире, трансформация экономики и финансирования высшего образования. Принципы и инструменты финансирование системы высшего образования. Источники финансирования вузов. Экономика современного вуза. Доходы и расходы вуза. Автономность и подотчетность вуза и управление финансами. Себестоимость и цена образовательных услуг. Финансирование развития и управления. Цели экономического и финансового управления в вузе. Источники информации об экономике и финансовом состоянии вуза. Практические работы:  Сбор и анализ информации об экономике и финансовом состоянии вуза.
  • Тема 2. Управленческие концепции и модели ресурсного распределения, применимые к вузу. Симуляция моделей и анализ результатов.
    Управление по целям, по показателям результативности, по показателям ресурсной обеспеченности, по процессам. Проектное и программное управление. Централизованное и децентрализованное управления. Модели ресурсного распределения, применяемые современными вузами. Нормативное финансирование. Финансирование по видам деятельности. Финансирование центров ответственности. Финансирование по результатам. Практические работы:  Симуляция моделей распределения финансовых ресурсов в вузе с помощью расчетного модуля (является часть методического обеспечения курса).
  • Тема 3. Миссия, цели и эффективность вуза. Влияние финансово-экономических механизмов на развитие вуза. Симуляция и анализ результатов использования различных механизмов.
    Миссии и цели университета. Понятие эффективности, показатели и измерение эффективности. Предположения лежащие в основе моделей распределения ресурсов, применяемых в вузах. Влияние моделей распределения ресурсов на процесс принятия решений, власть и автономию. Стратегия и развитие вузов в условиях применения различных моделей распределения ресурсов и соответствующих финансово-экономических механизмов. Практические работы:  Деловая игра с использование расчетного модуля симуляции моделей распределения ресурсов в вузе (модуль является частью методического обеспечения курса).
  • Тема 4. Оценка эффективности инвестирования в подразделения, программы и проекты вуза.
    Понятие альтернативной стоимости капитала, экономической прибыли, риска инвестирования. Финансирование расходов и инвестиции. Объекты инвестирования в вузе: образовательные программы и проекты, научные лаборатории и проекты, инновационные проекты, программы развития. Инвестиции в развитие вуза, инвестиционная привлекательность объектов инвестирования в вузе, отдача от инвестиций. Квазивенчурный подход к инвестиционным проектам в вузе. Ограничения инвестиционного взгляда на развитие вуза. Практические работы:  Анализ инвестиционного потенциала объектов инвестирования в вузе с помощью расчетного модуля симуляции моделей распределения ресурсов в вузе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Драфт проекта
    Аттестация по дисциплине проводится дистанционно по результатам выполнения задания(й), описанных в материалах данной дисциплины.
  • неблокирующий Проект
    Аттестация по дисциплине проводится дистанционно по результатам выполнения задания(й), описанных в материалах данной дисциплины. Результаты выполнения задания размещаются в ЛМС в разделе проекты соответствующей дисциплины.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Драфт проекта + 0.5 * Проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hills, F. S., & Mahoney, T. A. (1978). University Budgets and Organizational Decision Making. Administrative Science Quarterly, 23(3), 454–465. https://doi.org/10.2307/2392420
  • Weisbrod, B. A., Asch, E. D., & Ballou, J. P. (2008). Mission and Money : Understanding the University. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=244550
  • Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа : учебно-справочное пособие, Липсиц И. В., Коссов В. В., 1996

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ashworth, K. H. (1994). The Texas case study. Change, 26(6), 8. https://doi.org/10.1080/00091383.1994.9938507
  • Flamholtz, E. G. (1983). Accounting, budgeting and control systems in their organizational context: Theoretical and empirical perspectives. Accounting, Organizations and Society, (2–3), 153. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.aosoci.v8y1983i2.3p153.169
  • Hackman, J. D. (1985). Power and Centrality in the Allocation of Resources in Colleges and Universities. Administrative Science Quarterly, 30(1), 61–77. https://doi.org/10.2307/2392812
  • Hearn, J. C., Lewis, D. R., Kallsen, L., Holdsworth, J. M., & Jones, L. M. (2006). “Incentives for Managed Growth”: A Case Study of Incentives-Based Planning and Budgeting in a Large Public Research University. Journal of Higher Education, 77(2), 286–316. https://doi.org/10.1353/jhe.2006.0014
  • Herbst, M. (2007). Financing Public Universities : The Case of Performance Funding. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=212938
  • Keeping up Performances: an international survey of performance-based funding in higher education. (2001). Journal of Higher Education Policy and Management, 23(2), 127–145. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.ris.utwente.nl.publications.5ffdd9f7.b816.4db0.a2b4.2c73bfcc4851
  • Lane, J. E., & Johnstone, D. B. (2013). Higher Education Systems 3.0 : Harnessing Systemness, Delivering Performance. Albany: State University of New York Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=642364
  • Melkers, J., & Willoughby, K. (1998). The state of the states: Performance-based budgeting requirements in 47 out of 50. Public Administration Review, 58(1), 66–73. https://doi.org/10.2307/976891
  • Newfield, C. (2010). The End of the American Funding Model: What Comes Next? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3AF6CE6
  • Pfeffer, J., & Salancik, G. R. (1974). Organizational Decision Making as a Political Process: The Case of a University Budget. Administrative Science Quarterly, 19(2), 135–151. https://doi.org/10.2307/2393885
  • Абанкина, И., Алескеров, Ф., Белоусова, В., Зиньковский, К., & Петрущенко, В. (2013). Оценка Результативности Университетов С Помощью Оболочечного Анализа Данных. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F51E40DE