• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты Вышки собрали кейсы по управлению университетами

Студенты и преподаватели магистерской программы «Управление в высшем образовании» при поддержке ФИОП РОСНАНО впервые подготовили сборник кейсов, в котором разобраны управленческие проблемы, характерные для российских вузов. Сборник может служить учебным пособием при подготовке менеджеров разного уровня в высшем образовании.

«Кейсы как учебная технология активно применяется в бизнес-образовании, студенты ведущих бизнес-школ решают десятки и даже сотни кейсов за время обучения, оттачивая с помощью этого свои управленческие навыки, — говорит руководитель программы Кирилл Зиньковский. — Мы идем дальше — предлагаем студентам создать свои кейсы. Это первый в России сборник такого рода в сфере образования, в него вошли семь кейсов, которые были разработаны нашими студентами. Сборник — это одновременно и образовательный инструмент, и результат обучения студентов на магистерской программе. Это готовый материал для того, чтобы обучать принятию управленческих решений».

Кейсы разрабатывались в течение года в рамках отдельной дисциплины. За это время студенты собирали материал, проводили интервью, изучали финансовые, юридические и другие документы, общались с экспертами. Так как практически все слушатели программы — это сотрудники университетов, управляющие подразделениями или образовательными программами, то в большинстве случаев они описывали проблемы своих вузов.

После того как проблема была зафиксирована и описана как кейс, он выносился на обсуждение, в ходе которого выдвигались уже конкретные управленческие решения. Это стадия пилотирования, в которой принимали участие не только сами разработчики, но и их коллеги-студенты, а также эксперты. Обсуждение проходило на конкурентной основе — каждый кейс решался двумя командами, а затем вместе с экспертами команды оценивали эти решения. Такой формат давал возможность командам-разработчиков получить обратную связь, понять, интересен ли кейс, решаем ли он, а также оценить предлагаемые решения.

Те, кто будут учиться по этим кейсам, смогут «проиграть» разные сценарии по абсолютно реальным, современным управленческим ситуациям

«Университеты одни из самых сложных организаций, поэтому и управлять ими должны люди, обладающие умением находить решения в сложных контекстах, вступать в коммуникацию с коллегами, отказываться от тупиковых направлений, — подчеркивает Кирилл Зиньковский. — Те, кто будут учиться по этим кейсам, смогут «проиграть» разные сценарии по абсолютно реальным, современным управленческим ситуациям. Для нас важно, что сборник представляет собой интеллектуальный продукт, который позволяет выстраивать профессиональную коммуникацию между вузами, делиться управленческим опытом. И хотя внедрение предлагаемых решений непосредственно в вузах, которые описаны в кейсах, не являлось задачей их разработчиков, в ряде случаев представители университетов проявляли интерес к этим решениям и опробовали их на практике. В некоторых случаях сам факт разработки кейса способствовал принятию руководством вузов назревших решений».

Например, один из кейсов был посвящен программе двойных дипломов «Интегрированный менеджмент», которая была в 2014 году запущена в Костромском государственном университете (КГУ) им. Н.А. Некрасова совместно с Высшей школой Циттау/Герлиц, но через какое-то время оказалась невостребованной. Как показала работа группы, открытие совместных программ с иностранными вузами является мало проработанным вопросом — велика разница в условиях реализации программ между странами.

«Когда нам предложили выбрать тему для кейса, для меня как директора Института экономики КГУ этот вопрос был весьма актуален, — рассказывает Артем Денисов, сейчас — слушатель программы. — Вместе с коллегами по университету и моими нынешними однокурсниками — участниками проекта мы пытались разобраться в причинах неудачи программы».

В кейсе разработчики исследовали те направления, по которым «провисала» программа: в частности, различия в целевых аудиториях и рассинхронизацию учебных планов программ в российском и немецком университетах. Через несколько месяцев работы над кейсом, к моменту его пилотирования, в вузе уже был принят ряд мер по модернизации программы, в том числе уточнена ее целевая аудитория и согласованы учебные планы.

Электронная версия сборника кейсов доступна на сайте НИУ ВШЭ.

*****


С 1 марта по 30 мая 2017 г. - предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.