• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как развивать современный университет?

Межфакультетские образовательные программы позволяют вузам стать более востребованными, но реализация этих программ может входить в противоречие с образовательными стандартами вузов, в которых они создаются. Возникает закономерный вопрос – могут ли такие программы стать точками роста университетов? Обсуждению данной темы был посвящен круглый стол «Межфакультетские образовательные программы: новые возможности развития университетов?» на VIII Международной конференции исследователей высшего образования. Идея проведения этого мероприятия возникла по следам визита студентов магистерской программы «Управление в высшем образовании» Института образования НИУ ВШЭ на экономический факультет МГУ.

Программы с ориентацией на бизнес-запрос

Анна Тышецкая, заместитель проректора по учебной и воспитательной работе Дальневосточного федерального университета, рассказала, что в магистерской программе «Game development & VR» они готовят выпускников, которые получают профессиональные знания сразу из нескольких областей. Программа разработана по запросу. «К нам обратилась компания, которой были нужны студенты для запуска стартапов», — рассказывает Анна. После детальной проработки появилась образовательная программа с шестью направлениями. Три из них относились к сфере IT, а ещё три – инноватика, маркетинг, PR и реклама. Получилась монолитная образовательная программа со сложным дизайном, так как внутри было много кросс-предметных дисциплин. «Это интенсивы, которые связаны с такими сферами, как IT, production, PR и реклама, — говорит Тышецкая. — Даже курсовой проект, который выполняют студенты, управляется несколькими преподавателями одновременно. К примеру, со студентами работают кураторы IT, маркетинга и инноватиков. Важно для программы наличие ещё и внешних экспертов». Но все же есть риск, что студенты не углубятся в свою тему, а будут скользить по поверхности и в итоге не получат глубоких знаний по отдельному предмету. В такой ситуации курсовой проект получится интересный и междисциплинарный, но ценность его будет низкой. Чтобы уберечь студентов от подобного, в проекте предусмотрены руководители направлений, которые отвечают за глубину и проработку вопросов. «Также есть люди, которые отвечают за логику построения, — рассказывает Тышецкая. — Эта программа настроена на стартапы, в ней работают продуктологи из бизнеса. Они доводят студенческие проекты до уровня оформленных бизнес-идей. В ближайшее время мы запустим ещё шесть-семь программ».

Межфакультетность в правильном понимании

Однако важно сразу отметить, что ограничение для таких программ — сама факультетская структура. «Когда мы запустили первую программу, мы поняли, что надо менять структуру управления образовательными программами, — замечает Анна Тышецкая. — Такие программы невозможно делать между двумя факультетами». Как выход в вузах создаются специальные межфакультетские структуры, своеобразное вузовское ноу-хау. Дело в том, что в структуру университетов изначально не заложены возможности создания таких межфакультетских программ, однако в процессе поиска возможностей для создания таких программ мы видим, как раскрывается бесконечный потенциал вузов.

Если выбирать международный бизнес, где изначально заложено много компонентов, то, по большому счёту, междисплинарность есть даже в рамках существующих вузовских структур. Но межфакультетность в правильном ее понимании все же подразумевает сотрудничество наук, которые до определённого момента никак вообще не соприкасались. К примеру, экономика и психология. Они долго считались дисциплинами из разных миров – в отличие, скажем, от математики и экономики. Только сегодня мы начали говорить о новых точках совместной работы.

Анна Солодухина
Руководитель магистерской программы «Когнитивная экономика», реализуемой экономическим факультетом МГУ совместно с психологическим факультетом

Одно не заменяет другое

Получается, проблема в том, что эти межфакультетские взаимодействия в принципе уже как-то существуют, но пока они просто слабо адаптированы к совместной работе. Нет на экономическом факультете психологов или биологов. Но если завтра такие специалисты потребуются, то непонятно, откуда их брать. Именно поэтому сейчас в вузах появляются такие уникальные межфакультетские программы. Это совсем не значит, что современному вузу нечем заняться и поэтому он начал развивать межфакультетские проекты, усложняя себе жизнь. Но это также не значит, что от монодисциплинарных программ необходимо отказаться в срочном порядке. Они, конечно же, остаются, ведь на них есть спрос. Петр Кирюшин, директор по развитию Центра биоэкономики и эко-инноваций экономического факультета МГУ и руководитель магистерской программы «Менеджмент биотехнологий», реализуемой экономическим факультетом МГУ совместно с биологическим факультетом МГУ, отметил, что междисплинарность все же помогает раскрыть потенциал вуза.

Кому нужны такие выпускники?

Татьяна Анубченко, декан факультета управления из Южного федерального университета, в этой связи заинтересовалась рыночной востребованностью выпускников межфакультетских программ. Пётр Кирюшин рассказал, что у выпускников межфакультетской программы нет проблем с трудоустройством. «Кто-то пошёл в аспирантуру, кто-то работает, а кто-то решил заниматься организацией мероприятий, — поделился Кирюшин. — Некоторые студенты развивают проекты, и я, как руководитель, чувствую отдачу». По большому счёту, межфакультетские программы стартовали года два назад. Поэтому о конкретных результатах говорить рано. Анна Солодухина рассказала, что выпускникам не удается устроиться на позицию, к примеру, нейромаркетологов, так как такой профессии на рынке труда пока нет. Но при этом, выполняя профессиональные обязанности, выпускники таких уникальных межфакультетских программ показывают нестандартные решения проблем. Кто-то идет работать в HR. Должности стандартные, а вот подход к работе у выпускников межфакультетских программ свой, оригинальный. Поэтому проблема трудоустройства для таких уникальных специалистов не стоит остро, отмечают эксперты. Сильная сторона межфакультетских программ не в том, чтобы предоставить рынку большое количество специалистов, а в том, чтобы подготовить уникальные кадры, готовые решать проблемы в узких и сложных областях социально-экономического развития. К примеру, тема биотехнологий. «Запустив такую программу обучения, мы показали, насколько тема биотехнологий актуальна, и выпустили просто первопроходцев», — отметил Кирюшин. Скорее всего, такие специалисты будут востребованы на рынке труда.

Кто же главный в межфакультетской программе?

Однако интересно, как уживаются факультеты в таких программах, как распределяется интеллектуальная собственность между студентами в каждом таком проекте. Возможно, это еще один барьер, который влияет на ценность программ. Скажем, зачем представителям одного факультета вступать в программу другого, если не совсем понятно, кто в итоге возглавит программу? То есть в таких обстоятельствах достаточно сложно распределить роли между участниками. Однако пока именно этот момент не имеет продуманного решения. И у экспертов его тоже не нашлось. Анна Тышецкая рассказала: самое важное, чтобы в вузах вообще появились проекты. Но пока, в силу сложной и жёсткой внутренней структуры вузов, а может, и нашего привычного представления о ней, такие программы создавать достаточно сложно. Соответственно, не стоит ожидать, что уже завтра с десяток таких программ появится в каждом вузе. «Как будут складываться роли внутри таких проектов, мы не знаем точно. Для нас важно, чтобы те возможности, которые уже есть у университетов, были реализованы путем правильного сложения комбинаций внутренних структур. А образовательная программа — это такая рамка, в которой все взаимодействуют».

 

Межфакультетские образовательные программы — это новый тренд, и весьма перспективны. Но пока он зажат в структуру стандартных вузовских направлений профессиональной подготовки. Попытки выпрыгнуть из этой структуры уже появились. Насколько результаты этих программ будут востребованы рынком, покажет время.