• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция научно-исследовательского семинара

I. Общее обоснование

Научно-исследовательский семинар «Маркетинговые коммуникации»  рассматривается в качестве необходимого и важного условия подготовки студентов магистратуры, написания на высоком методологическом уровне магистерской диссертации. Обучение в рамках научно-исследовательского семинара «Маркетинговые коммуникации» должно способствовать развитию у студентов методологических подходов к научно-исследовательской и информационно-аналитической работе, необходимых для успешной профессиональной деятельности в рекламном и коммуникационном бизнесе. Научно-исследовательский семинар (НИС) является основной формой организации такой учебной работы.

II. Цели и задачи НИС

Основная цель научно-исследовательского семинара – развитие у студентов методологических подходов к исследовательской и информационно-аналитической работе, что рассматривается в качестве важной предпосылки подготовки магистерской диссертации на высоком уровне и последующей профессиональной деятельности в области маркетинговых коммуникаций.

Данная цель определяет следующие задачи НИС:

  • Ознакомление студентов с основными проблемными областями в сфере маркетинговых коммуникаций в России и экономически развитых странах, что должно позволить осуществить обоснованный выбор направления научно-исследовательской работы, а затем, темы магистерской диссертации;
  • Изучение методологии и методических подходов к исследованию маркетинговых коммуникаций, принятых в мировой практике, что предполагает разработку программы, методического инструментария, моделей обработки и анализа эмпирической информации, подготовку научно-аналитических материалов, включая исследовательские отчеты, статьи и т.д.;
  • Подготовка студентов к сбору информации и написанию магистерской диссертации на высоком уровне, ознакомление с требованиями, предъявляемыми к работам данного уровня;
  • Выработка у студентов навыков научной дискуссии, презентации и публичной защиты результатов выполненных научно- исследовательских проектов;
  • Получение студентами знаний и компетенций, связанных с менеджментом в сфере рекламного и коммуникационного бизнеса.

III. Порядок организации НИС

Научно-исследовательский семинар проводится в течение всего периода обучения и включает два основных цикла: подготовительный к написанию диссертации (1-2 семестры) и диссертационный (3-4 семестры).

На протяжении всего периода обучения НИС предполагает, как  аудиторные занятия (лекции и семинары) по утвержденному расписанию, так и самостоятельную работу студентов. При этом в отличие от других форм занятий в магистерской программе, соотношение часов аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов в НИС смещено в сторону самостоятельной работы.  Такая структура подготовки обусловлена необходимостью подготовки самостоятельных научных и информационно-аналитических материалов студентов под руководством ведущих преподавателей кафедры.

В первом (подготовительном) цикле НИС рассматриваются вопросы, во-первых, связанные с изучением и анализом актуальных проблем в области маркетинговых коммуникаций на основе современного российского и зарубежного опыта. Это должно позволить студентам осуществить обоснованный выбор направления и темы будущей магистерской диссертации. Важное значение при этом имеет совмещение научно- методологических подходов к изучению данной предметной области с реальной практикой развития рекламного и коммуникационного бизнеса. Это должно обеспечить выбор тематики диссертационных работ, актуальных как теоретико-методологическом, так и прикладном аспектах. Вторая часть подготовительного цикла посвящается вопросам методологии и методики эмпирических исследований, являющихся обязательным компонентом научно-исследовательских проектов, которые выполняются студентами в рамках магистерской программы. Это предполагает, что студенты получают необходимые знания и выполняют практические работы по разработке программ, методик, обработке и анализу данных исследований в области маркетинговых коммуникаций.

В рамках первого цикла организуются лекционные и семинарские занятий, используются дискуссионные формы занятий, перед студентами ставится задача проведения самостоятельных полевых и кабинетных исследований. Каждый из этих курсов завершается зачетом. По завершении первого этапа студенты защищают курсовую учебно-исследовательскую работу, которая рассматривается как важный этап в процессе подготовки итоговой магистерской диссертации, и может представлять ее часть, содержать анализ литературы, теоретико-методологических подходов к изучению предмета исследования. На основе курсовой работы осуществляется дальнейшее исследование выбранной студентом предметной области, что обеспечивает связь между всеми этапами обучения.

Второй цикл семинара ставит своей задачей оказание методологической помощи студенту в написании магистерской диссертации. Это предполагает рассмотрение вопросов, связанных со структурой и содержанием работы, принципами анализа литературных источников, вторичного анализа статистических данных. Параллельно происходит развитие и углубление знаний, полученных на первом курсе магистратуры.

IV.  Формы работы на семинаре

НИС включает два основных раздела:

  • подготовительный (1-2 семестры)
  • диссертационный (3-4 семестры)

Первый этап

1. Обучающие курсы

  • Актуальные проблемы развития современных маркетинговых коммуникаций (экзамен).
  • Методология исследования маркетинговых коммуникаций (экзамен).

2.  Исследовательский проект (практикум) – экзамен.

3.  Курсовая работа – экзамен.

Формы работы первого этапа:

  • Лекционные и семинарские занятия.
  • Спец. семинары (в виде групповых дискуссий) с целью отработки проблем методологии, гипотез и инструментария исследования.
  • Проведение исследований (кабинетных и полевых).
  • Подготовка курсового проекта с презентацией и защитой на семинарском занятии.

Второй этап

Научный (диссертационный) семинар.

Формы работы:

  1. Вводная лекция и мастер - классы.
  2. Утверждение тем диссертационных исследований.
  3. Научный семинар в виде группового обсуждения анализа литературы, постановка проблемы, гипотез и инструментария исследования, его результатов.
  4. Научно-исследовательская практика
  5. Работа над магистерской диссертацией и подготовка к защите.

V. Отчетность студентов по НИС

В качестве рубежного контроля НИС предусматриваются дифференцированные зачеты по итогам каждого семестра. Задолженность по НИС приравнивается к обычной академической задолженности.

Оценка студента по НИС формируется из оценки

  • По экзаменам;
  • Текстов, отражающих разные этапы работы над курсовой работой и магистерской диссертацией;
  • Презентаций в ходе публичных обсуждений на НИС;
  • Участия в коллективных обсуждениях.

За 1-й год обучения студент обязан представить:

  1. Проект курсовой работы (начало 2-го семестра).
  2. Обзор литературы и источников по теме курсовой работы – реферат (начало 2-го семестра).
  3. Курсовую работу с защитой на НИС (конец 2-го семестра).

За 2-й год обучения студент обязан представить:

  1. Развернутый план и программу диссертационной работы (3-й семестр).
  2. Отдельные главы магистерской диссертации (в течение 4-го семестра).
  3. Магистерскую диссертацию для прохождения предзащиты  и защиты (4-й семестр).

Все подготовленные и представленные тексты должны являться результатом самостоятельно научно-исследовательской / информационно-аналитической работы студентов, которую они ведут под руководством своих научных руководителей. На их основе студенты готовят презентации для выступлений в ходе семинара.

VI.   Руководство НИС

Руководство НИС осуществляет научный руководитель магистерской программы «Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе». Руководитель осуществляет общую координацию работ по организации НИС и привлекает в его работе ведущих преподавателей и внешних специалистов.