• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Кто читает:
Институт медиа
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - контекст медиаисследований и тематические области исследований для медиабизнеса и медиаменеджмента; - основные этические принципы проведения научного исследования; - основные результаты научного исследования, типы исследований и научных продуктов; - понятия «актуальность исследования», «тема исследования», «объект исследования», «предмет исследования», «гипотеза исследования», «цель исследования», «задачи исследования»; уметь: - ориентироваться в базах научной литературы, искать в базах необходимую для исследования информацию; - составлять библиографические списки, отвечающие методологическим элементам исследования; - использовать полученную в источниках информацию для целей исследования; - формулировать основные методологические элементы исследования; - использовать основные общетеоретические методы для достижения целей и задач исследования. владеть: - общими навыками исследовательской работы с источниками – конспектирование и аннотирование научных статей; - навыками составления обзора литературы по выбранной теме - навыками создания дизайна исследования; - навыками анализа темы работы с использованием общетеоретических методов исследования; - навыками критического мышления и умением применить его к своей работе и работе своих коллег; - навыками грамотного ведения научной дискуссии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработка у студентов компетенций и навыков анализа процессов, происходящих в современной медиасреде, а также ознакомление с основными методами исследований медиа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в предметных полях программы
  • Может определить свои интересы в области исследований медиа
  • Применяет правила устной и письменной научной коммуникации
  • Пользуется базами научной литературы НИУ ВШЭ
  • Умеет искать источники по ключевым запросам
  • Умеет пользоваться менеджерами академической литературы
  • Конспектирует, анализирует и применяет наработки из научных текстов
  • Умеет составлять применимый дизайн исследования
  • Умеет использовать основные методологические элементы исследования
  • Ориентируется в основных предметных полях исследований медиа
  • Ориентируется в основных теоретических методах исследования
  • Формирует выборку исследования
  • Проводит и анализирует интервью
  • Умеет составлять опросник
  • Проводит опрос и анализирует данные
  • Проводит регрессионный анализ
  • Строит линейную регрессию
  • Свободно ориентируется в источниках поиска информации, необходимой для проведения академического исследования в области гуманитарных и общественных наук (в пределах изученных ресурсов)
  • Обладает универсальными навыками поиска информации, необходимой для проведения академического исследования в области гуманитарных и общественных наук
  • Формулирует критерии для отбора наиболее качественного профильного контента, необходимого для проведения академического исследования в области гуманитарных и общественных наук
  • Проводит сравнительный анализ качества привлекаемых источников на основе прояснения особенностей цитируемости авторов / научного веса изданий
  • Проводит анализ качества и глубины цитирования
  • Определяет структуру и стиль конкретного академического текста в области гуманитарных и общественных наук
  • Формулирует определение различных моделей в его создании
  • Ориентируется в методах и подходах подготовки академического исследования в области гуманитарных и общественных наук
  • Способен интегрировать различные пути познания при подготовке исследовательского текста
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в контекст медиаисследований в области Менеджмента в СМИ
    Предметные поля исследований медиа в контексте магистерской программы «Менеджмент в СМИ». Векторы развития научных работ на магистерской программе «Менеджмент в СМИ». Типы исследований. Основные характеристики научного исследования. Наука как институт воспроизводства и расширения знаний
  • Основы научной коммуникации
    Правила написания писем, этикет переписки. Этикет личной научной коммуникации. Исследовательская этика. Коммуникация с научным руководителем, как ее выстраивать и поддерживать. Самодисциплина как часть исследовательской этики
  • Инструменты и методы работы с научными источниками
    Ознакомление с базами научного цитирования, введение в алгоритмы работы с базами. Введение в алгоритмы поиска научной литературы. Знакомство с основными понятиями медиаисследований и тематическими рубрикаторами. Составление обзоров литературы. Понятие «Актуальности исследования» и ее определение
  • Методы работы с научными текстами
    Основы работы с источниками — методы аннотирования и конспектирования. Основные вопросы и векторы при работе с научными источниками. Критерии выбора направления работы с источниками. Полное и частичное освоение источников – логика и допущения.
  • Дизайн исследования
    Понятие «цель исследования», «задачи исследования». Как выстроить логику работы, соответствие логики основным методологическим элементам исследования. Понятие «теоретической базы исследования» и «эмпирической базы исследования». Как правильно описывать и составлять теоретическую и эмпирическую базу исследования. Частые ошибки, возникающие на этапе выстраивания логики исследования и описания использованных источников.
  • Основные методологические элементы исследования
    Понятия «Тема исследования», «Объект исследования» и «Предмет исследования», их соотношение и соответствие. Понятие «проблемы исследования» - процесс определения проблемы исследования на базе изученных материалов. Понятие «гипотезы исследования» - как правильно сформулировать гипотезу, как избежать распространенных ошибок начинающих исследователей.
  • Основные предметные поля исследований медиа
    Медиаменеджмент – актуальные направления исследования. Медиабрендинг – актуальные направления исследования. Медиапотребление – актуальные направления исследования. Новые технологии в медиа – актуальные направления исследования. Организационный менеджмент – актуальные направления исследования
  • Основные теоретические методы исследования
    Введение в методы исследований. Группа исторических методов в контексте медиаисследований. Методы типологизации и классификации. Методы сравнительного анализа и кросс-культурного анализа. Частые ошибки в применении основных теоретических методов. Применение методов: предметные области, конкретные примеры. Ограничения исследования. Структурный анализ в контексте медиаисследований. Функциональный анализ. Структурно-функциональный анализ. Структурно-функциональный анализ в медиаменеджменте и медиамаркетинге. Системный анализ. Частые ошибки в применении методов, предметные области и конкретные примеры применения. Границы применения методов
  • Введение, проблематизация кейсов, введение в качественные методы сбора данных
    Качественные и количественные методы исследований: особенности и ограничения. Выбор метода в зависимости от исследовательского вопроса. Mixed method design и триангуляция. Знакомство с кейсами, проблематизация кейсов, постановка исследовательских вопросов. Качественные методы. Включенное наблюдение, фокус-группы, глубинные интервью. Особенности формирования выборки. Особенности составления гайда интервью.
  • Презентации гайдов и дизайна выборки, анализ качественных данных
    Презентация гайдов и дизайна выборки. Комментарии и предложения от преподавателя и студентов из других групп. Анализ качественных данных. Процесс кодирования. Интерпретация результатов
  • Презентация анализа качественных данных, дизайн опроса
    Презентация анализа качественных данных. Комментарии и предложения от преподавателя и студентов из других групп. Опросный метод. Гипотезы опросного исследования. Концептуальная схема исследования. Операционализация концептов. Уровни измерения. Особенности составления вопросов. Типы выборок для опроса.
  • Презентация опросника и выборки, анализ количественных данных
    Презентация опросника и выборки. Комментарии и предложения от преподавателя и студентов из других групп. Анализ количественных данных. Описательная статистика. Таблицы сопряженности и меры ассоциации категориальных переменных. Порядковая и интервальная корреляция.
  • Презентация анализа данных, регрессионный анализ
    Презентация анализа данных. Регрессионный анализ. Линейная регрессия. Интерпретация результатов регрессионного моделирования.
  • Поиск информации для академических исследований в области гуманитарных и общественных наук.
    Сайты (или/и плагины): начало. HathiTrust, Unpaywall, Open Access Button, TEI, Master Journal List, WoS, Scopus, группы журналов университетов Расселовской группы (Oxford Journals Online, Cambridge Journals Online и др.) и Лиги Плюща (Harvard Journals / Harvard Library и т.п.), PLOS One, SAGE, JSTOR, Библиотека Конгресса США, РГБ, eLibrary, КиберЛенинка, Истина (МГУ и др.), Questia.com, ResearcherID.
  • Поиск информации для академических исследований в области гуманитарных и общественных наук.
    Сайты (или/и плагины): окончание. Academia.edu, Google Scholar, Google Books, Frontiers, arXiv.org, ERIC, Psyjournals, ВАК Мин. науки и высшего образования РФ и диссертационные разделы сайтов университетов России и зарубежья, сайты издательских групп (Wiley Online Library, Taylor & Francis, Springer Link и др.) и издательств университетов (top-20 QS, THE, ARWU), сайты государственных и частных архивов, зарубежные агрегаторы: Factiva и др., отечественные: EastView, Public.ru и др., профильные группы и блогеры/влогеры/ведущие тематических программ на телеканалах и в социальных сетях (Фейсбук, Телеграм, YouTube и др.).
  • Критерии отбора и проверки источников в области гуманитарных и общественных наук: начало.
    Академическая этика. Scimago, Jeffrey Beall’s list, VroniPlug, Диссернет, Диссеропедия (журналы, вузы), белые и черные списки библиотек (примеры: НЭБ, а также РГБ - в перспективе) и университетов (НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова и др.), а также DOAJ, ERIH+, DOI и др.
  • Критерии отбора и проверки источников в области гуманитарных и общественных наук: окончание.
    Цитирование. WoS и Scopus (статистика изданий по направлениям, качество цитирования), хедлайнеры мировой академической периодики и (периодичность публикаций и их вес), интеграция ссылок на фактологию и идеи, представленные на классических исследовательских ресурсах, порталах научно-просветительского профиля, а также неакадемических сайтах. Качество и глубина ссылок в контексте проблематизации главного объекта исследования.
  • Структура, стиль и репрезентативность академического текста
    Российская и англоамериканская модели в области гуманитарных и общественных наук. Гибридные кейсы.
  • Методы и подходы в академическом исследовании в области гуманитарных и общественных наук
    Проблемы интеграции путей познания при подготовке исследовательского текста
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа студента во время очных семинаров 1 семестра
  • неблокирующий Выполнение студентом домашних заданий во время самостоятельной работы
  • неблокирующий Итоговое задание, тестирующее освоение материалов 1 семестра
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Презентация анализа кейсов
  • неблокирующий Экзамен по итогам 2 семестра
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.24 * Выполнение студентом домашних заданий во время самостоятельной работы + 0.15 * Итоговое задание, тестирующее освоение материалов 1 семестра + 0.21 * Работа студента во время очных семинаров 1 семестра + 0.4 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Выполнение студентом домашних заданий во время самостоятельной работы + 0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.25 * Работа студента во время очных семинаров 1 семестра
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kubitschko, S., & Kaun, A. (2016). Innovative Methods in Media and Communication Research. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1444503
  • Ogden, J. (2019). Thinking Critically About Research : A Step by Step Approach. Abingdon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1896994
  • Poynter, R. (2010). The Handbook of Online and Social Media Research : Tools and Techniques for Market Researchers. Chichester, West Sussex, U.K.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=339147

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Davies, M. M., & Mosdell, N. (2006). Practical Research Methods for Media and Cultural Studies : Making People Count. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=165174
  • Gunter, B. (2000). Media Research Methods : Measuring Audiences, Reactions and Impact. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=309793