• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
10
Декабрь

Научно-исследовательский семинар

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Кто читает:
Институт медиа
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина состоит из нескольких блоков, последовательно знакомящих студентов с особенностями написания и оформления академического теста, формированием навыков поиска научной литературы, работой с различными информационными ресурсами и базами данных, позволяет студентам приобрести навыки презентаций, публичной защиты и научной дискуссии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработка у студентов компетенций и навыков анализа процессов, происходящих в современной медиасреде, а также ознакомление с основными методами исследований медиа.
  • Обучение студентов навыкам написания и оформления академического теста (в частности, теоретической части курсовой или ВКР).
  • Формирование навыков поиска научной литературы, работы с различными информационными ресурсами и базами данных.
  • Развитие аналитических навыков работы с источниками научной информации, в частности, при составлении обзора научной литературы (описании степени научной разработанности темы курсовой или ВКР).
  • Выработка у студентов навыков презентаций, публичной защиты и научной дискуссии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует кейсы, связанные с функционированием современного медиапространства.
  • Конспектирует, анализирует и применяет наработки из научных текстов
  • Может определить свои интересы в области исследований медиа
  • Обладает универсальными навыками поиска информации, необходимой для проведения академического исследования в области гуманитарных и общественных наук
  • Определяет структуру и стиль конкретного академического текста в области гуманитарных и общественных наук
  • Ориентируется в методах и подходах подготовки академического исследования в области гуманитарных и общественных наук
  • Ориентируется в основных предметных полях исследований медиа
  • Ориентируется в основных теоретических методах исследования
  • Ориентируется в предметных полях программы
  • Пользуется базами научной литературы НИУ ВШЭ
  • Применяет правила устной и письменной научной коммуникации
  • Проводит анализ качества и глубины цитирования
  • Проводит и анализирует интервью
  • Проводит опрос и анализирует данные
  • Проводит регрессионный анализ
  • Проводит сравнительный анализ качества привлекаемых источников на основе прояснения особенностей цитируемости авторов / научного веса изданий
  • Свободно ориентируется в источниках поиска информации, необходимой для проведения академического исследования в области гуманитарных и общественных наук (в пределах изученных ресурсов)
  • Способен интегрировать различные пути познания при подготовке исследовательского текста
  • Строит линейную регрессию
  • Умеет искать источники по ключевым запросам
  • Умеет использовать основные методологические элементы исследования
  • Умеет составлять применимый дизайн исследования
  • Формирует выборку исследования
  • Формулирует критерии для отбора наиболее качественного профильного контента, необходимого для проведения академического исследования в области гуманитарных и общественных наук
  • Формулирует определение различных моделей в его создании
  • Анализирует коммуникативную ситуацию, в которой сформировался дискурс.
  • Использует модель Г.Лассуэлла для анализа ситуации.
  • Анализирует языковые средства, использованные в тексте, в аспекте стилистики и выразительности.
  • Анализирует аргументативную структуру текста.
  • Анализирует композицию текста.
  • Проводит комплексный лингвориторический анализ дискурса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в контекст медиаисследований в области Менеджмента в СМИ
  • Основы научной коммуникации
  • Инструменты и методы работы с научными источниками
  • Методы работы с научными текстами
  • Дизайн исследования
  • Основные методологические элементы исследования
  • Основные предметные поля исследований медиа
  • Основные теоретические методы исследования
  • Введение, проблематизация кейсов, введение в качественные методы сбора данных
  • Презентации гайдов и дизайна выборки, анализ качественных данных
  • Презентация анализа качественных данных, дизайн опроса
  • Презентация опросника и выборки, анализ количественных данных
  • Презентация анализа данных, регрессионный анализ
  • Поиск информации для академических исследований в области гуманитарных и общественных наук.
  • Критерии отбора и проверки источников в области гуманитарных и общественных наук: начало.
  • Критерии отбора и проверки источников в области гуманитарных и общественных наук: окончание.
  • Структура, стиль и репрезентативность академического текста
  • Методы и подходы в академическом исследовании в области гуманитарных и общественных наук
  • Опросные методы
  • Семиотический анализ
  • Дискурс-анализ
  • Анализ говорящего и его роли в коммуникации
  • Анализ аудитории и ее интересов в риторике
  • Анализ формы и содержания высказывания
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа студента на семинарах 1 семестра
  • неблокирующий Выполнение студентом домашних заданий
  • неблокирующий Итоговое задание, тестирующее освоение материалов 1 семестра
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа студента на семинарах 2 семестра
  • неблокирующий Оценка за блок дисциплины Ефанова А.А.: "Качественные методы медиаисследований"
    Итоговая оценка за блок рассчитывается по следующей формуле: Оитог = О1 * 0,2 + О2 * 0,2 + О3 * 0,2 + П, где О1 — оценка за задание 1; О2 — оценка за задание 2; О3 — оценка за задание 3; П – балл за посещаемость занятий; данная переменная может принимать значение от 0 до 4 баллов: 4 балла ставится, если студент посетил 95-100 процентов занятий; 3 балла ставится, если студент посетил больше 80, но менее 95 процентов занятий; 2 балла ставится, если студент посетил больше 65, но менее 80 процентов занятий; 1 балл ставится, если студент посетил больше 50, но менее 65 процентов занятий; 0 баллов ставится, если пропущено больше 50 процентов занятий. Округление оценки осуществляется по арифметическому правилу: 0,1-0,5 в сторону целого меньшего числа, 0,6-0,9 – целого большего числа.
  • неблокирующий Оценка за блок дисциплины Кузнецовой Е.А.: "Лингвориторический анализ дискурса"
    Итоговая оценка за блок рассчитывается по следующей формуле: Оитог = О1 * 0,25 + О2 * 0,25 + О3 * 0,5, где О1 — оценка за самостоятельную работу; О2 — оценка за активность на занятиях; О3 — оценка за итоговую контрольную работу. Округление оценки от 0,8 в большую сторону, до 0,8 в меньшую сторону. Оценки 9 или 10 ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности. Дополнительные задания на оценки 9 и 10 обсуждаются с преподавателем в индивидуальном порядке.
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Выполнение заданий на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.21 * Работа студента на семинарах 1 семестра + 0.15 * Итоговое задание, тестирующее освоение материалов 1 семестра + 0.4 * Экзамен + 0.24 * Выполнение студентом домашних заданий
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.6 * Работа студента на семинарах 2 семестра + 0.4 * Экзамен
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.5 * Оценка за блок дисциплины Ефанова А.А.: "Качественные методы медиаисследований" + 0.5 * Оценка за блок дисциплины Кузнецовой Е.А.: "Лингвориторический анализ дискурса"
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.4 * Экзамен + 0.6 * Выполнение заданий на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kubitschko, S., & Kaun, A. (2016). Innovative Methods in Media and Communication Research. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1444503
  • Ogden, J. (2019). Thinking Critically About Research : A Step by Step Approach. Abingdon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1896994
  • Poynter, R. (2010). The Handbook of Online and Social Media Research : Tools and Techniques for Market Researchers. Chichester, West Sussex, U.K.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=339147
  • Анисимова Т.В., Чубай С.А. - Социальная реклама. Риторический анализ плакатов социальной тематики - Русайнс - 2020 - 276с. - ISBN: 978-5-4365-5685-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/939624
  • Трофимова О.В., Кузнецова Н.В. - Публицистический текст : Лингвистический анализ - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-0931-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84334
  • Федотова Л. Н. - СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 603с. - ISBN: 978-5-9916-3195-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-massovyh-kommunikaciy-teoriya-i-praktika-425831

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Davies, M. M., & Mosdell, N. (2006). Practical Research Methods for Media and Cultural Studies : Making People Count. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=165174
  • Gunter, B. (2000). Media Research Methods : Measuring Audiences, Reactions and Impact. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=309793
  • Ваньке А. В., Полухина Е. В., Стрельникова А. В. - Как собрать данные в полевом качественном исследовании - Издательский дом Высшей школы экономики - 2020 - ISBN: 978-5-7598-2086-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/173398
  • Ефанов А. А. - СОЦИОЛОГИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ И МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 124с. - ISBN: 978-5-534-12432-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-mediakultury-i-mediaobrazovaniya-476511
  • Логика : учеб. пособие / Е.А. Воронцов. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 134 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5c6e5727961510.25247732. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1010611
  • Москвин В.П. - Методы и приёмы лингвистического анализа - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - ISBN: 978-5-9765-2133-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74626
  • Риторика : учебник / А.К. Михальская. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 480 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5b7667b498ddb4.10996853. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1043211
  • Семиосфера : Культура и взрыв; Внутри мыслящих миров; Статьи. Исследования. Заметки, Лотман, Ю. М., 2001
  • Теория и практика аргументации : учебное пособие / Л. А. Демина. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 272 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055180
  • Язык. Познание. Коммуникация, пер. с англ. под ред. В. И. Герасимова ; сост. В. В. Петрова ; вступ. ст. Ю. Н. Караулова, В. В. Петрова, 2-е изд., 310 с., Ван Дейк, Т. А., 2015