• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция научно-исследовательского семинара

Концепция научно-исследовательского семинара

Существенной проблемой современного журналистского образования представляется поиск такого сочетания прикладных и академических знаний, при котором будущий выпускник получает реальный выбор между прикладной деятельностью (собственно, журналистской работой, либо работой по руководству редакцией СМИ) и аналитической деятельностью, призванной удовлетворять в значительной степени управленческий аппарат СМИ, а также способной служить базой для более серьезных научных разработок в рамках аспирантуры и научной карьеры.

Ориентация журналистского образования на практическое обучение конкретным навыкам, необходимым в журналистской практике, зачастую вызывает к 4 курсу бакалавриата деградацию аналитических компетенций по работе с научным проектом, приводит к неспособности сформулировать тему, обозначить проблематику исследования и гипотезы. Прикладной характер журналистской профессии с одной стороны и недостаточная методологическая четкость отечественной "научной школы в области журналистики" с другой приводят к дезориентации в методологии написания итоговой выпускной работы.

Отсутствие методологической четкости, научной культуры написания проблемных работ приводит и к другим последствиям, но уже профессионального характера: выпускники в силу отсутствия жестких навыков самодисциплины (которые воспитываются, в том числе при помощи создания научных и аналитических работ) гораздо больше специализируются непосредственно на "журналистике", как на профессии более творческой и гибкой. При этом организационные функции, управленческие компетенции, столь необходимые для современных СМИ, и помогающие СМИ более динамично развиваться как бизнесу, отходят на второй план.

В силу этих причин развитие исследовательской компоненты в магистерской программе "Менеджмент в СМИ" позволяет не только улучшить качество написания магистерских диссертаций и придать им иной научно-методологический вес, но и способствует формированию у магистрантов иной модели компетенций, отвечающей потребностям современной медиаиндустрии, модели управленческой, основанной на принятии решений в результате системного анализа большого количества информации.

Данный документ определяет цели, порядок организации и основные формы проведения научно-исследовательских семинаров. Он развивает принципиальные положения, заложенные в  «Новых принципах построения магистерских программ в ГУ-ВШЭ», принятых Ученым советом ГУ-ВШЭ в феврале 2007 г.

Цель и задачи семинара

Цель научно-исследовательского семинара – выработать у студентов компетенции и навыки анализа трех основных процессов, структурирующих деятельность современных СМИ: процесса производства (и управления производством), процесса формализации (то есть придания информации текстовой, аудиовизуальной или иной общепринятой жанровой формы) и процесса дистрибуции (то есть выхода на рынок) информации. Эти навыки позволят упростить и концептуализировать процесс подготовки магистерской диссертации, улучшить научно-исследовательское качество работы, позволит более четко ориентировать заинтересованных магистрантов на продолжение научных изысканий в рамках аспирантуры, а также будет способствовать в целом у всех категорий выпускников формированию аналитического базиса, помогающего принимать управленческие решения в профессиональной деятельности. Таким образом, как видим, научно-исследовательский семинар решает как кратковременную задачу подготовки студентов к итоговой аттестации, так и долгосрочную задачу профессиональной ориентации в том роде деятельности, который соответствует профилю магистерской программы "Менеджмент в СМИ".

Основные задачи научно-исследовательского семинара:

1. Проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им выбрать направление и тему исследования, а также выбрать адекватную методологию исследования.

2. Обучение студентов навыкам научной и аналитической работы, включая концептуализацию, организацию и проведение исследований, написание научных работ и аналитических докладов.

3. Обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов, формирование навыков публичной защиты и научной дискуссии.

4. Выработка у студентов навыков презентации результатов исследовательских проектов.

Основная задача семинара соответствует задачам всех научно-исследовательских семинаров ГУ-ВШЭ – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, включить их в жизнь научного сообщества так, чтобы они смогли детально освоить технологию и «кухню» научно-исследовательской деятельности.

Порядок организации семинара

Научно-исследовательский семинар проводится в течение 2-5 модулей первого года обучения и 1-4 модулей второго года обучения. На протяжении всего этого периода он включает еженедельные аудиторные занятия по утвержденному расписанию и самостоятельную работу студентов. Соотношение часов аудиторных занятий и часов самостоятельной подготовки студентов в рамках  НИС равняется 25 : 75. Данная пропорция обусловлена тем, что НИС требует повышенной доли самостоятельной работы студентов.

По сути НИС помогает студентам подобрать, структурировать, проработать проблематику будущей магистерской диссертации. Часы НИС учитываются в учебной нагрузке преподавателей, проводящих занятия в соответствии с порядком, установленным в ГУ-ВШЭ.

Выбор семинара студентами

Магистерская программа организуется двумя кафедрами Отделения деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ: кафедрой медиа-менеджмента и медиа-бизнеса и кафедрой деловой и политической журналистики. Кафедра медиа-менеджмента и медиа-бизнеса проводит два НИСа: НИС "анализ медиарынков" и НИС "управленческий анализ медиапредприятий". Кафедра деловой и политической журналистики проводит совместный НИС "анализ материалов средств массовой информации".

Таким образом, научной проблематизации подвергается три ключевых вида анализа медиа: анализ медиа с позиций менеджериальной экономики и управленческих концепций (новое направление для изучения в России); анализ продукции медиа (с позиций лингвистики и жанровой теории в первую очередь); а также анализ медиапредприятий как рыночных агентов (таким образом, анализируются как сами СМИ, так и структура медиааудитории, представляющей один из рынков СМИ).

Студент имеет право выбора семинара и осуществляет этот выбор в первом модуле первого года обучения при составлении и утверждении своего индивидуального учебного плана.

Работа в одном из двух научно-исследовательских семинаров является для студента обязательной. При этом он вправе посещать другой семинар (или научно-исследовательские семинары других кафедр) на добровольной основе без обязательств по сдаче зачетов.

Запись на научно-исследовательский семинар на первом году обучения производится на весь период обучения в магистратуре. Переписаться на другой научно-исследовательский семинар студент может только один раз при составлении ИУП на второй год обучения.

Научно-исследовательский семинар производится при условии, что на него записалось не менее одной четверти студентов магистерской программы. Если научно-исследовательский семинар на одной из кафедр не набрал достаточного числа студентов, студенты обязаны записаться на семинар другой кафедры с внесением соответствующих поправок в их ИУП.

Формы работы на семинаре

Работа студентов в НИС предполагает ориентацию на подготовку магистерской диссертации. Однако подготовка диссертации является примером организации любого исследовательского и аналитического проекта для студентов. Таким образом, НИС выполняя функцию научной ориентации студента, выполняет и образовательную функцию формирования знаний о формах и стандартах организации научно-аналитической деятельности.

Промежуточной формой ее подготовки диссертации в рамках первого года обучения является написание курсовой работы. В идеале курсовая работа должна представлять собой либо часть будущей диссертации, либо обоснование проблематики будущего диссертационного исследования, которую в ходе непосредственной подготовки магистерской диссертации предстоит раскрыть при помощи тех или иных методов анализа.

НИС не должен восприниматься студентом как обычный семинар или дисциплина. По сути, аудиторная часть НИС представляет собой лишь незначительную часть работы студента, большая часть которой должна быть самостоятельной. НИС при этом выполняет следующие функции:

  • Функция консультирования (преподаватель становится своего рода общим консультантом для всех студентов, помогает поставить научную проблему, определить методы, обозначить общие ориентиры).
  • Функция постановки научных задач (по сути обозначает перед студентами научные задачи и ставит сроки их выполнения тем самым решая важнейшую задачу, возникающую в голове у любого студента при написании аттестационной работы – "с чего начать")
  • Функция контроля выполнения научных задач
  • Площадка для публичных научных дискуссий (не только преподаватель оценивает предлагаемые научные проекты, но и другие студенты, что моделирует настоящие условия научной лаборатории).
  • Площадка для публичных презентаций проектов научных исследований (что моделирует навыки выступления перед научной аудиторией)

Схема организации семинара

Общая схема организации НИС представлена в Таблице 1. Реализация отдельных форм не обязательно полностью совпадает с границами соответствующих модулей, однако, приоритет в каждом модуле отдается именно указанным формам.

Таблица 1Циклы подготовки магистерской диссертации и форм НИС

I год обучения

Модули
IIIIIIVV

Подготовка магистерской диссертации

Выбор проблематики исследования, обозначение темы, гипотезы, определение методов курсовой работы

Подготовка и обсуждение проекта курсовой работы

Сбор данных для курсовой работы, подготовка теоретической части работы, обзор литературы по теме

Подготовка и обсуждение курсовой работы

 

 

 

Формы НИС

Профориентационные лекции и мастер-классы по методологии исследований, видам и методам анализа, обсуждение проектов тем в группах

Презентации тем исследований, публичное обсуждение проектов.

Занятия по написанию академических работ, структура работы, индивидуальные встречи

Площадка для обсуждения, презентаций и дискуссий

II год обученияМодули
IIIIIIIV

Подготовка магистерской диссертации

Выбор темы и построение общего плана магистерской диссертации, определение поля, методов, гипотез.

Обсуждение программы магистерского исследования, разработка инструментария

Сбор и обработка данных

Предзащита магистерской диссертации

 

 

 

Формы НИС

Профориентационнные лекции и мастер-классы.

Коллективные дискуссии.

Занятия по представлению научных результатов, методах учета данных

Площадка для дискуссий, обсуждение работы.


В первый год обучения семинар начинается с профориентационных лекций, представляющих основные методы анализа в науке о массовых коммуникациях, а также основные закономерности и правила концептуализации научного исследования (выбора поля, метода исследования, формулировки гипотез), отдельно необходимо сделать акцент на тех видах исследований в рамках каждого НИСа, которые могут быть применимы. Важным фактором на этом этапе работы является представление научного опыта самих преподавателей. Акцент делается, таким образом, на демонстрации образцов исследовательской и аналитической деятельности. Такое "расширение исследовательских горизонтов" позволяет помочь студентам выбрать тему курсовой работы (с прицелом на будущую магистерскую диссертацию) и сформировать первоначальный план этой работы к концу второго модуля, а также разработать основные методологические части работы (предмет и объект, поле исследования и т. д.). Выбор темы происходит индивидуально, однако каждая тема обсуждается с преподавателем НИС.

Третий модуль посвящен подготовке студентами проекта курсовой работы, который оформляется в виде слайдов PowerPoint, либо в формате Word общим объемом не более 4 стандартных страниц и групповому обсуждению этих проектов. По каждой презентации помимо выступающего назначается "дискуссант", который должен заранее прочитать проект и высказать критические замечания. Такая форма призвана заставить студентов активно искать темы курсовых работ на протяжении всего третьего модуля с тем, чтобы к началу 4 модуля полностью определиться с темой научного исследования и его методами, а также руководителем.

В ходе четвертого модуля студенты приступают к написанию курсовой работы, а точнее к сбору необходимых данных. При теоретическом характере работы таковыми будут научные книги, теории и выкладки. При эмпирическом – некие результаты эмпирических исследований. Существенной частью 4 модуля является написание теоретической части работы, в которой при помощи анализа литературы по теме и степени разработанности проблемы анализируются подходы и критерии анализа, использовавшиеся ранее для анализа. Основным результатом анализа должен стать реферативный обзор. Этой работе способствуют занятия по правилам подготовки и написания академических работ, проводимые преподавателями кафедры.

В течение пятого модуля студенты завершают написание курсовой работы и производится групповое обсуждение первоначальных текстов этих работ. В этот период семинар работает в режиме дискуссионной площадки, основная цель которой – помочь автору доработать первоначальный текст и привести его к окончательному виду, более четко сформулировать результаты, откорректировать их относительно гипотез и методов. В ходе итоговых заседаний семинара проводится предзащита курсовых работ, основная цель которых – предварительная оценка работы коллегами студента. В этом случае для обсуждения каждой работы также назначается дискуссант.

Во время первого модуля второго года обучения проводится второй цикл профориентационных лекций и мастер-классов. В отличие от первого цикла, где главной задачей было познакомить студентов с основными методами исследования, оформления, структурирования и конептуацлизации работы; здесь акцент должен быть сделан на презентации преподавателями кафедры готовых исследований из отечественной и зарубежной практики с тем, чтобы открыть у студентов исследовательский горизонт, дать представление о степени научной разработанности тех или иных проблем и, таким образом, подтолкнуть их к выбору и обоснованию темы магистерской работы, которая утверждается точно так же, как и курсовой работы. Выбор темы и руководителя должен быть сделан до конца 2 недели второго модуля.

В ходе второго модуля происходит подготовка программы магистерского исследования и его презентации. Презентация проводится в том же формате, что и презентация проекта курсовой работы.

В течение третьего модуля студент занимается собственно сбором и первичной обработкой информации для написания диссертации. Преподаватели кафедры и ведущий семинара выступают лишь консультантами в текущем режиме, помогая ориентироваться в процессе подготовки инструментария и сбора данных.

Наконец, в четвертом модуле студенты пишут первоначальный текст магистерской диссертации, который проходит процедуру предзащиты, когда семинар опять превращается в дискуссионную площадку, а у каждой из работ назначается оппонент из числа самих студентов.

Отчетность студентов по семинару

В качестве рубежного контроля предусматриваются дифференцированные зачеты по итогам каждых двух модулей. Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности.

Оценка студента за научно-исследовательский семинар формируется из оценки 1) текстов, в которых отражены разные этапы работы над курсовой и магистерской диссертацией, 2) студенческих презентаций, а также из 3) оценки участия студента в коллективных обсуждениях работ иных участников семинара.

За 1-й год обучения студент обязан представить 3 текста:

1)      презентацию проекта курсовой работы (3-й модуль);

2)      курсовую работу для прохождения предзащиты и получения итоговой оценки (5-й модуль).

3)      презентацию результатов курсовой работы

За 2-й год обучения студент обязан представить 4 текста:

1)      развернутый план диссертационной работы (1-й модуль);

2)      презентация магистерского исследования (2-й модуль);

3)      магистерскую диссертацию для прохождения предзащиты (4-й модуль) и защиты (5-й модуль).

4)      критический отзыв на магистерскую диссертацию одного из коллег

Эти тексты должны являться результатом самостоятельной научно-исследовательской работы студентов, которую они ведут под руководством своих научных руководителей. На их основе студенты готовят презентации, с которыми выступают в ходе заседаний семинара.

Научно-исследовательский семинар за 4 модуля первого года обучения обеспечивает 6 кредитов, а за 4 модуля второго года обучения – 12 кредитов. Удвоение кредитного веса НИС во второй год обучения связано с повышением его значимости для подготовки магистерской диссертации и удельного веса в учебном плане в связи с относительным уменьшением объема аудиторных занятий.

Курсовая работа и магистерская диссертация оцениваются отдельно от НИС и обеспечивают, соответственно, 6 и 24 кредитов.

Руководство семинаром

Кафедрой назначается руководитель научно-исследовательского семинара из числа ведущих профессоров. Руководитель осуществляет общую координацию деятельности кафедры по организации и проведению НИС.

Руководитель формирует и возглавляет Совет НИС из числа ведущих преподавателей кафедры. Совет НИС разрабатывает программу НИС, утверждает состав приглашаемых преподавателей и практиков, контролирует содержательное наполнение данного семинара и утверждает итоговые оценки студентам за работу в семинаре по представлению руководителя семинара.

Общая ответственность за проведение семинара возлагается на заведующего выпускающей кафедрой.