• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Теория, практика, исследования: Татьяна Магера о преподавании, студентах и развитии магистерской программы «Медиаменеджмент»

В современном мире всё большую важность приобретает навык медиаменеджмента: умение управлять системами информационных производств различных масштабов — от небольших СМИ до крупных холдингов.

«Теория, практика, исследования: Татьяна Магера о преподавании, студентах и развитии магистерской программы «Медиаменеджмент»

© Ольга Зотова для Института медиа

Мы поговорили с академическим руководителем программы «Медиаменеджмент» Татьяной Магерой о её пути в преподавании, студентах, нововведениях и об истинном счастье педагога.

Как Вы стали преподавателем и начали работать именно  в Институте медиа?

Преподавать я стала ещё с 2004, обучаясь в аспирантуре, но потом, когда ушла работать в медиаиндустрию, долго не занималась этим. Уже работая в Сбербанке, с 2015 года, снова вернулась к преподавательской деятельности. Меня пригласили вести курсы по взаимодействию с инфлюенсерами и блогерами, а также учить маркетингу в Вышке и РУДН.

Работать в Институте медиа я начала в 2018 году и, параллельно с преподавательской деятельностью, была заместителем руководителя Департамента медиа. Занималась административными вопросами, формированием учебных планов, приглашением преподавателей и так далее.

Программа «Медиаменеджмент» (а ранее — «Менеджмент в СМИ») для меня была самой привлекательной с первых дней работы в Институте медиа. Мне нравилось содержание, управленческий подход в этой программе, а также приходилось очень много преподавать. Так сложилось, что я даже взяла какое-то неформальное курирование этой программы, а впоследствии стала заместителем руководителя и руководителем программы.

В чем Вы видите свою миссию как преподавателя?

Моя миссия как преподавателя, наверное, в условиях свободного доступа к любой информации в нынешнее время — это не про знания, которые ты передаешь, а про ценности, умение производить новую информацию на базе уже имеющейся, и критически к ней относиться. Еще, наверное, в том, чтобы показывать разные карьерные траектории, варианты развития студента как профессионала.

Я вижу большую важность в создании атмосферы сообщества, которое будет помогать студентам добывать информацию, сообща учиться и именно пробовать себя в качестве профессионала в таком маленьком узком студенческом комьюнити, чтобы потом выходить на рынок, понимая, что будет происходить. 

И моя миссия как преподавателя — показать разные подходы к профессии, к жизни и возможности выбирать то, что действительно важно.

Что входит в Ваши задачи как академического руководителя программы «Медиаменеджмент»? 

В мои задачи входит разработка учебных планов, их содержания и наполнения, приглашение преподавателей, в том числе преподавателей-практиков для проведения мастер-классов, дисциплины семинара наставника и курирование всех вопросов, связанных со взаимодействием со студентами, переговоры  с преподавателями, продвижение программы и привлечение абитуриентов. Я согласовываю и корректирую темы курсовых и выпускных квалификационных работ, курирую практику и взаимодействую с коллегами из центра практики и проектной деятельности.

Программа «Медиаменеджмент» небольшая, бутиковая, поэтому я держу руку на пульсе, понимая, кто к нам приходит учиться, потому что отбираю абитуриентов на самом-самом первом этапе оценки портфолио, и потом всех студентов веду до окончания. Я знаю каждого из них, и мы можем взаимодействовать лично, поэтому в мои задачи входит также проведение консультации для каждого студента. 

В целом, я помогаю поддерживать атмосферу и тот особенный вайб программы, который так ценят наши студенты!

Расскажите, пожалуйста, о самой программе: в чем её особенность, каких студентов ищет это направление.

Главной особенностью нашей программы является то, что на ней есть два уникальных трека: «Управление медиакомпаниями» (реализуется полностью оффлайн) и «Управление медиакоммуникациями в образовании» (реализуется полностью в онлайн формате).

Хотя программа «Медиаменеджмент» практико-ориентирована, она включает в себя большой блок исследований, так как мы считаем, что настоящие управленцы в медиа должны хорошо в них разбираться: уметь анализировать данные и проводить какие-то базовые исследования, чтобы не превращаться полностью в руководителя, а иметь и практические навыки.

Особенность нашей программы в том, что это микс теории, практики и исследований. В течение двух лет студенты трудятся над выпускной квалификационной работой, в подготовке которой им помогают преподаватели. К студентам приходят специалисты из разных сфер, заключено большое соглашение с Медиагруппой и Министерством просвещения. Преподаватели видят потребности студентов и помогают им ориентироваться на рынке.

Мы приглашаем на программу студентов, которые готовы прокачивать свои управленческие навыки именно в сфере медиа, или набирать компетенции, которые могли бы помочь им лучше понять медиасферу, если они окончили управленческие программы бакалавриата. Мы ищем студентов, которые готовы самостоятельно заниматься исследованиями, погружаться в тему и писать интересные дипломные работы, которые могут стать их отправной точкой в управленческой карьере. И главное, готовы долго и кропотливо учиться!

В чём главное преимущество программы «Медиаменеджмент»? Как Вам кажется, что самое важное она даёт студентам? 

На этот вопрос я попросила ответить самих студентов и выпускников этого года. Мне кажется, они смогут лучше рассказать о программе, основываясь на своём личном опыте.

Ксения Ильюшенкова, выпускница 2025 года

На программе очень гармонично сочетается теория медиа с практикой. Самое ценное, что она даёт студентам, на мой взгляд, — это, во-первых, доступ к экспертизе практиков индустрии. Вы учитесь у тех, кто прямо сейчас создаёт медиа, управляет проектами и формирует тренды. Во-вторых, программа помогает выстроить крепкие профессиональные связи — не только с однокурсниками, но и с представителями медиа рынка, что открывает двери для коллабораций и карьерных возможностей. И, наконец, здесь формируется настоящее сообщество увлеченных людей — тех, кто хочет развивать медиа, мыслить нешаблонно и влиять на индустрию. Медиаменеджмент лично мне дал хороший толчок в развитии своей карьеры и усиления своей ценности как сотрудника на рынке.

Яна Салимова- выпускница 2025 года, первого набора онлайн-трека «Управление медиакомпаниями в образовании»

Одним из главных достоинств нашей программы я считаю возможность обучаться онлайн. В современных реалиях, когда многие стремятся переехать в столицу ради образования или карьеры, онлайн-формат позволяет оставаться в родном городе, развивать свой край и менять к лучшему пространство вокруг себя. Я не только училась у опытных преподавателей с интересными кейсами, изучала необычные и полезные дисциплины, но и стала частью академического сообщества Вышки — подружилась с единомышленниками и завела профессиональные знакомства. Особенно важно, что программа ориентирована на управление медиакоммуникациями в образовании — ведь и в регионах есть множество проектов, организаций, точек роста, где востребованы такие знания. Благодаря онлайн-формату нашей программы в этом году в сфере стало как минимум на шесть дипломированных специалистов больше, и я очень этому рада.

Надеюсь, программа продолжит существовать в таком же виде, чтобы как можно больше студентов, увлечённых медиа и образованием, смогли применить полученные знания на благо своих городов и регионов.

Полина Иванова, выпускница 2025 года

Программа «Медиаменеджмент» — это про расширение кругозора внутри рынка медиа и рекламы. Это понимание, что в нашей сфере столько всего классного и интересного, а ты уже одной ногой здесь. Это крутые знакомства, которые могут пригодиться или уже пригодились. Это осознание, что то, чему ты научился, реально ценится на рынке. Вместе с рабочим опытом из нас может получиться очень грамотный специалист, который будет профессионалом в своем деле.

Андрей Перевалов, студент 2 курса

Программа «Медиаменеджмент» — это про умение сотрудничать и выстраивать связи: с одногруппниками, с преподавателями, с учебным офисом, с коллегами и с представителями индустрии. Медиаменеджмент учит самому важному - межличностной коммуникации, навыка которой часто не хватает не только начинающим, но и порой опытным специалистам.

Татьяна Митрофанова, студентка 2 курса

Преимущество нашей программы «Медиаменеджмент» в том, что она максимально приближена к практике и к настоящей работе: преподаватели из индустрии, много приглашенных экспертов из топ компаний. Мы, студенты, можем брать реальный опыт от действующих топ менеджеров индустрии и изучать полезные и интересные предметы по выбору, например, курс по ситуативному маркетингу от Яндекса.

Татьяна Мирошниченко, выпускница 2025 года

Самое важное для меня — комьюнити. Медиаменеджмент собирает по-настоящему классных людей, профессионалов, которые горят своим делом. Это не только студенты, но и преподаватели, на которых действительно хочется равняться. Обучение на медиаменеджменте — огромный заряд энергии для постановки новых целей и роста в кругу единомышленников.

Полина Ефросинина, выпускница 2025 года

Главное преимущество программы — это возможность не только получить актуальные знания о медиаиндустрии и управлении в ней, но и напрямую пообщаться с практикующими специалистами, приобрести полезные контакты (одногруппники, преподаватели) и стать частью профессионального комьюнити. Это помогает быстрее понять реалии отрасли и более уверенно чувствовать себя в профессии.

Мария Ушакова, выпускница программы 2025 года

Я думаю, что главное преимущество программы заключается в мощной подготовке как с академической, так и с практической стороны. Самое главное, что дает программа — обмен опытом с профессионалами из индустрии и широкие возможности для нетворкинга. Мне особенно понравилось, что на семинаре наставника мы отслеживали свой прогресс и рефлексировали — так опыт и новые навыки лучше укладывались в голове.

Милана Ильина, выпускница программы 2025 года

Самое главное преимущество этой программы — она не просто даёт полезные знания, но ещё и помогает взглянуть на пройденный путь, зарядиться вдохновением и обрести уверенность. За 2 года столько всего интересного, а порой и непростого, мы прошли вместе — и именно такие моменты и опыт дают ощущение роста. Что особенно круто — нам преподавали не просто теорию, а делились «живыми» практиками, реальными кейсами и лайфхаками для работы в медиаиндустрии. Многое из этого мы получали от настоящих топов — людей, которые достигли больших высот в управлении и каждый день меняют мир медиа изнутри.

Как Вы думаете, есть ли какое-то принципиальное отличие в работе с бакалаврами и магистрантами?

Бакалаврам важно давать примеры, рассказывать, как всё делать, проходить с ними весь путь на практике, анализировать, разбирать. Важно предоставлять  исследования и обсуждать их позднее на занятиях. Это более кропотливая работа, которая связана с формированием основы, базы, которую можно применять в дальнейшем. 

Магистранты, в свою очередь, — это студенты, уже получившие какой-то базовый уровень знаний. Магистрантам важно давать много пространства, задавать направление для исследований, для творчества, чтобы они могли воплощать свои идеи в рамках той или иной дисциплины. Здесь ответственность больше лежит на самих студентах, а преподаватели стараются давать им больше пространства для самостоятельной работы.

В чем для вас заключается счастье преподавателя? 

Особое счастье преподавателя я бы разбила на несколько частей: особое счастье преподавателя, когда ты встречаешься со своими студентами 1 сентября и видишь их горящие глаза, желание учиться; дальше особое счастье преподавателя, когда ты видишь эти же глаза на защите, такие же горящие, наполненные новым опытом, и ты понимаешь, что все было не зря; и следующая часть, особая для преподавателя, это, наверное, когда студент приходит к тебе пообщаться, посоветоваться, проконсультироваться не только по теме той или иной дисциплины, а в целом о том, как развиваться, как выбрать тему для исследований, для дипломной работы, когда в целом устанавливается более тонкий контакт, чем формальный в рамках только преподавательской деятельности. Ну и последняя часть особого счастья преподавателя, когда ты держишь связь со всеми своими выпускниками и можешь из них набирать новых преподавателей, компетенциентов, членов комиссии на защиту дипломов. И это так здорово, когда сохраняется связь поколений студентов!

Татьяна Сергеевна, если позволите, в качестве завершения нашего интервью — несколько коротких вопросов?

- Преподавание одним словом 

Взаимодействие. Если больше, чем одним словом, то это лучшая работа!

- Утренние или вечерние пары? 

Утренние, хотя чаще всего у меня вечерние, потому что у магистров всегда вечерние занятия.

- Провести лекцию или семинар? 

Провести семинар, потому что я люблю интерактив и живое взаимодействие.

- Музей или театр? Какой именно? 

Театр. Назову несколько спектаклей разных театров: «Война и мир», «Евгений Онегин» театра Вахтангова, «Рассказы Шукшина» театра Наций, «Джульетта» БДТ, «Мольер, avec amour» театра Олега Табакова. И просто отдельно признаюсь в любви Новосибирскому театру оперы и балета! 

- Кошка или собака? 

Кошка — у нас в семье их две: Таисия и Валенсия.

- Какую последнюю книгу Вы прочитали/Ваш любимый жанр книг? 

Читала параллельно: две книги современной писательницы Кати Кавур «Любимчик эпохи» и «Ген Рафаила», Эссе Ролана Барта «Удовольствие от текста».

- Место на земле, где бы Вы мечтали побывать.

Камчатка и Япония. И еще мечтаю о речном круизе по Волге!

Алина Никульникова, 1 курс ОП «Медиакоммуникации»