• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аннотации курсов

Педагогическая психология (адаптационный)

Историческая текстология

История исторической науки

Византия: императоры и святые

Письменная культура Древней Руси: грамоты, надписи, книги

Латинская Европа: человек и власть

Философская мысль раннего Средневековья

Христианский Восток и формирование исламского мира

Повседневная жизнь в Средние века

Средневековое право: теории и практики

Искусство раннего Средневековья

Литература эпохи Возрождения

История литературы на новоевропейских языках в Средние века и эпоху Возрождения

Философская и научная мысль зрелого Средневековья и Возрождения

Искусство позднего Средневековья и Возрождения: Южная Европа

Искусство позднего Средневековья и Возрождения: Северная Европа

Церковь на Востоке и Западе Европы в позднее Средневековье и эпоху Возрождения

Научно-исследовательский семинар

 

Педагогическая психология (совместно с МП "Философская антропология", адаптационный)

Семенов Игорь Никитович

Профессор Кафедры общей и экспериментальной психологии

 
Курс предназначен для ознакомления студентов с основными принципами педагогической работы: знаний о предмете педагогической психологии, ее основных направлениях, взаимосвязях и отношениях между обучением и развитием, возможностях практического приложения данных педагогической психологии; умений применять эти знания к анализу типовых психолого-педагогических ситуаций и взаимодействий; опыта применения знаний и умений, составляющих содержание дисциплины, к анализу учебно-воспитательных ситуаций и взаимодействий.

 Программа курса

Историческая текстология (совместно с МП "Историческое знание")

Данилевский Игорь Николаевич

Профессор Школы исторических наук

 
Цель курса – ознакомление студентов с базовыми принципами, понятиями, приемами и методами текстологического исследования. Основной материал – памятники древнерусской письменности, рассматриваемые в сравнении с типологически схожими памятниками западного Средневековья и Византии. Курс предполагает, что магистранты овладеют теоретическими основами текстологического исследования, приобретут навыки текстологического анализа и умение использовать данные и методы современной критики текста в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании. Конкретными задачами изучения дисциплины являются: знакомство магистрантов с понятийным аппаратом текстологического исследования; освоение процедуры текстологического анализа; приобретение навыков текстологического анализа, фиксации, корректного истолкования и использования полученных результатов; знакомство с литературой по теории и практике текстологического исследования; формирование у студентов профессиональных навыков критического восприятия ианализа исторических текстов разных жанров и эпох.

 Программа курса (DOC, 20Kb)

История исторической науки (совместно с МП "Историческое знание") 

Уваров Павел Юрьевич

 Профессор Школы исторических наук

Дмитриев Александр Николаевич

Доцент Школы исторических наук

 
Матвеев Сергей Рафисович

Старший преподаватель Школы исторических наук

 
Курс освещает основные этапы формирования исторической науки от классического Средневековья до наших дней в Западной Европе и России. Первая часть курса (П.Ю. Уваров) делится на следующие этапы: особенности исторического мышления средневековых историков, формирование ренессансной историографии, труды эрудитов XVII–XVIII вв., становление современной модели исторической науки в основных странах Запада в XIX в. в ее соотношении с романтизмом и позитивизмом, а также с другими гуманитарными знаниями; кризис первой половины XX в. и возникновение новых школ, в частности «Школы Анналов»; вызовы постмодернизма и медиевистика на современном этапе. Вторая часть курса (А.В. Дмитриев) рассматривает историческую науку в более широком ключе, не только медиевистику, с особым вниманием к взаимодействию между историей и другими академическими дисциплинами в XX–XXI вв. На семинарах студенты изучают, анализируют, реферируют, критически оценивают программно значимые сочинения историков.

Основная литература:

Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М., 2002.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

История и антропология: междисциплинарные исследовани на рубеже XX–XXI веков / Под ред. М.Крома. СПб., 2006.

Ле Гофф Ж. История и память. М., 2013.

Копосов Н.Е. Хватит убивать кошек! Критика социальных наук. М., 2005.

Уваров П.Ю. Между «ежами» и «лисами». Заметки об историках. М., 2015.

Савельева И.М. , Полетаев А.В. Знание о прошлом. Теория и история. Т.1–2. СПб., 2003.

Словарь основных исторических понятий. Избранные статьи. Т.1–2. М., 2014.

 

Византия: императоры и святые

Иванов Сергей Аркадьевич

Профессор Школы филологии

 
Курс посвящен политической истории Византии и охватывает период с IV по XV вв. Географический ареал совпадает с тем, что в науке принято называть «Византийским содружеством». Главная особенность курса в том, что предполагается исследовать два основных источника авторитета в Византии:  светский и религиозный. На лекциях параллельно рассматриваются основные этапы развития институтов светской и духовной власти. Тематически курс строится на системе оппозиций: император и узурпатор,  наместник и феодал, василевс и патриарх, всесилие и бессилие светской власти, монах и епископ,  святой и чародей. На конкретных текстах разбираются специфические черты языка власти, что позволяет   ознакомить студентов с ее феноменологией и самосознанием.
На семинарах разбираются отрывки из текстов различных жанров указанного периода в переводах на русский и/или современные западноевропейские языки. Однако для изучения конкретной византийской грекоязычной терминологии авторитета, власти и господства необходимо обращаться и к оригиналам. Греческие понятия должны обсуждаться во всем богатстве их синонимии и контекстной денотативности, с параллельным анализом тех  терминов, которые используются в современных языках для их перевода. Такой источниковедческий, текстологический подход позволяет выработать у студентов целый ряд профессиональных компетенций и навыков критического мышления. Отношения власти и авторитета изучаются и в других курсах программы: «Латинская Европа: человек и власть», «Повседневная жизнь в Средние века», «Средневековое право: теории и практики». Исследовательские приемы текстологии, применяемые в данном курсе, изучаются на латинском материале в курсе «История средневековой латинской словесности».

Основная литература:

Вальденберг В.Е. История византийской политической литературы. СПб., 2008

Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000.

Дагрон Ж. Император и священник. Этюд о византийском «цезарепапизме». СПб., 2010.

Каждан   А.П. О социальной природе византийского  самодержавия  // Народы Азии и Африки. №6. 1966. С. 64–85.

Калделлис Э. Византийская республика: народ и власть в Новом Риме СПб., 2016.

Поляковская   М.А. Византия в контексте европейской средневековой государственности: проблема лидера и темпов развития // Античная древность и средние века. 1999. Т.50. С. 26–33.

Удальцова З.В., Котельникова Л.А. Власть и авторитет в средние века // Византийский временник. Т.47. 1986.

Чекалова   А.А. Сенаторская знать ранней Византии. М., 2000.

Каждан   А.П. Византийский монастырь XI-XII вв. как социальная группа // Византийский временник. Т. 31. 1971. С. 48–70.

Authority in Byzantium / Ed. P. Armstrong. Farnham, 2013.

Drijvers J.W., Watt J.W .  Portraits of Spiritual Authority. Köln, Leiden, 1999.

Kazhdan A., Constable G. People and Power in Byzantium. Washington, 1982.


Письменная культура Древней Руси: грамоты, надписи, книги

Гиппиус Алексей Алексеевич

Профессор Школы филологии

 
Задачей курса является введение студентов в круг актуальных проблем изучения средневековой восточнославянской письменной культуры, приобретение ими базовых знаний грамматики старославянского и древнерусского языков и их применение для самостоятельного анализа текстов разных типов и жанров.  Древнерусский текст рассматривается в единстве его языковых, прагматических  и социокультурных  параметров, как звено в системе письменной коммуникации.  Особое внимание будет уделено методам исследования памятников некнижной письменности – берестяных грамот и надписей, поскольку эти две категории письменных текстов постоянно пополняются новыми находками. Курс включает следующие разделы:  культурно-языковая ситуация Древней Руси; становление восточнославянской письменной традиции;  типы текстов и регистры письменного языка;  книжная культура и некнижная письменность: пути их формирования и динамика взаимодействия;  письмо в повседневной жизни древнерусского города: берестяные грамоты как коммуникативное явление;  берестяные грамоты на фоне памятников «практического» письма древности и Средневековья; надпись как вид письменного текста: новейшие открытия в области древнерусской эпиграфики. Курс связан с такими дисциплинами программы, как «История средневековой латинской словесности», «История литературы на новоевропейских языках в Средние века».

Основная литература:

Дурново Н.Н. Введение в историю русского языка. М., 1969.

Живов В.М. История языка русской письменности. Т. 1. М., 2016.

Медынцева А.А. Грамотность в Древней Руси: По материалам эпиграфики X – первой половины XIII века. М., 2000.

Франклин С. Письменность, общество и культура в Древней Руси (около 950–1300 гг.). СПб., 2010.

Янин В.Л., Зализняк А.А., Гиппиус А.А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 2001-2014 г.). Т. XII. М., 2015.

 

Латинская Европа: человек и власть

Бойцов Михаил Анатольевич

Профессор Школы исторических наук

 
Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам целостное, но в то же время дифференцированное представление о путях эволюции политической власти в Европе от принятия христианства Римскими императорами до Реформации. Предполагается рассматривать не только развитие институтов власти, но и перемены в характере связей властителей с подвластными, в способах коммуникации, обеспечивавшей отношения господства и подчинения. Поскольку эти отношения задавались и трансформировались при помощи не только текстов (сакральных, юридических, литературных), но и разнообразных способов невербальной коммуникации, курсу присущи некоторые черты междисциплинарности. Изображения, архитектура, предметы, перформативные действия, отражая действовавшие некогда символические и ценностные системы, служат источниками важных сведений для историка политической культуры. Изучение ее предполагает рассмотрение не только обычного «диалога» между властителями и их подчиненными, но и разного рода его нарушений, конфликтов, проявлений скрытого недовольства или открытого протеста. Особое место в курсе отводится средневековым политическим теориям, т.е. тому, как  отношения власти и подчинения осмыслялись современниками. При рассмотрении всех указанных тем существенное внимание уделяется дискуссионным точкам зрения, высказывавшимся в классической и новейшей международной историографии. Курс связан с такими дисциплинами программы, как «Средневековое право: теории и практики», «Повседневная жизнь в Средние века», «Византия: императоры и святые».

Основная литература:

Аверинцев С.С. Другой Рим. СПб., 2005.

Бахтин М.М.Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии. М., 1998.

Бойцов М.А. Величие и смирение. Очерки политического символизма в средневековой Европе. М., 2009.

Грабар А. Н. Император в византийском искусстве. М., 2000.

Канторович Э.Х. Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии. М., 2015.

Карсавин Л.П.Символизм мышления и идея миропорядка в средние века (XII—XIII века) // Он же. Монашество в средние века. М., 1992. С. 158–175.

Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой. М., 2001.

Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998.

Хёйзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

Элиас Н. Придворное общество: Исследования по социологии короля и придворной аристократии. М., 2002.

Arnade P. Realms of Ritual. Burgundian Ceremony and Civic Life in Medieval Ghent. Ithaka; London, 1996.

Buc Ph. The Dangers of Ritual: between Early Medieval Texts and Social Scientific Theory. Princeton, N.J.; Oxford, 2001.

Giesey R.E.The Royal Funeral Ceremony in Renaissance. France. Genève, 1960 (Travaux d’Humanisme et Renaissance, 37).

Jackson R.A. Vive le roi ! A History of the French Coronation from Charles V to Charles X. Chaper Hill; London, 1984.

Kipling G. Enter the King. Theatre, Liturgy, and Ritual in the Medieval Civic Triumph. Oxford, 1998.

Koziol G. Begging Pardon and Favor: Ritual and Political Order in Early Medieval . Ithaca; London, 1992.

McCormick M. Eternal Victory. Triumphal Rulership in Late Antiquity, Byzantium, and the Early Medieval West. Cambridge (Mass.), Paris, 1986.

Mitchell B. The Majesty of the State: Triumphal Progresses of Foreign Sovereigns in Renaissance (1494–1600). Firenze, 1986 (Bibliotheca dell “Archivum Romanicum”, Serie I, 203).

Muir E.Civic Ritual in Renaissance Venice. Princeton, 1981.

Paravicini Bagliani A. The Pope's body.  Chicago, 2000.

Strocchia Sh. Death and Ritual in Renaissance Florence. Baltimore, 1992 (The Studies in Historical and Political Science. Ser. 110; 1).

Twyman S. Papal Ceremonial at in the Twelfth Century. London, 2002.

Versnel H.S. Triumphus. An Inquiry into the Origin, Development and Meaning of the Roman Triumph. Leiden, 1970.

 

Философская мысль раннего Средневековья

Алиева Ольга Валерьевна

Доцент Школы философии

 
Курс посвящен истории философской мысли раннего Средневековья. В центре внимания философские и богословские тексты Отцов Церкви и других крупных мыслителей II–XI вв., т.е. с момента зарождения христианской экзегезы до во многом переломного момента в истории западноевропейской мысли – Григорианской реформы. Особенностью курса является компаративный подход: параллельное изучение классических греческих текстов православного Востока и не менее значимых для западной цивилизации сочинений латинских авторов. Студенты познакомятся со стилем мышления и особенностями философской спекуляции греков – Оригена, Великих Каппадокийцев, Иоанна Дамаскина, и латинян – Амвросия, Августина, Григория Великого, Беды Достопочтенного, Петра Дамиани. Достаточно большой хронологический промежуток, рассматриваемый в курсе, позволит увидеть динамику развития философской мысли и, шире, формирование средневековой картины мира.
Если лекции носят пропедевтический, обобщающий характер, семинары призваны выработать у студентов навык работы с конкретными текстами, как доступными в добротных переводах на русский, так и в переводах на современные языки. Отдельные особо важные фрагменты будут разбираться на языке оригинала: это даст студентам навык критического подхода к переводам, терминологическую точность анализа, корректность трактовок мысли раннего Средневековья. Специальное внимание уделяется новейшим тенденциям в изучении средневекового философского наследия в западноевропейской и отечественной гуманитарной науке.

Основная литература:

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

Жильсон Э. Философия в средние века. М., 2003.

Марру А.-И. Святой Августин и августинианство. Долгопрудный, 1999

Мецгер Б. Новый завет. Контекст, формирование, содержание. М., 2006

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.

Морескини К. История патристической философии. М., 2011.

Kannengiesser Ch. Handbook of Patristic Exegesis. The Bible in Ancient Christianity. Leiden, Boston, 2006.

Brown P. The Rise of Western Christendom. Triumph and Diversity. A.D., 200–1000. N.Y., 2010.

 

Христианский Восток и формирование исламского мира

Муравьев Алексей Владимирович

Доцент Школы востоковедения

 
Курс посвящен истории формирования двух крупнейших цивилизаций I тысячелетия, оказавшихся в разной степени наследниками Древнего Рима: восточно-христианской цивилизации Византии и исламского мира. Чаще всего два эти мира рассматриваются в отдельных курсах, что имеет и свои плюсы, и свои минусы. Здесь же предлагается первая в России попытка рассмотреть этот процесс параллельно. В концепции курса эта цивилизация комплексная. На основе подхода Маршалла-Ходжсона средневековая ближневосточная система интерпретируется как комплекс разных обществ (арабского, восточно-христианского, иудейского и других), позволяющей интегрировать разносторонние элементы в единую культуру. Подробно этот процесс будет изучен на материале «арабского Ренессанса» X–XII вв..
В поле зрения студентов – формирование прежде всего религиозных основ двух цивилизаций: социальные и политические институты и практики, священные тексты и формирование экзегезы, складывание догмы, Вселенские Соборы и духовная поэзия, формы религиозного инакомыслия, аскеза, мистика, особенности формирующейся философской мысли. Особенностью курса является компаративный подход: параллельное изучение некоторых мало известных текстов православного Востока и не менее значимых для Ислама сочинений арабских религиозных авторов, а также с рядом памятников классической персидской культуры. Студенты познакомятся со стилем мышления греков, сирийцев и коптов, с одной стороны, персов и арабов – с другой. При всей разнице религий и встававших перед духовными лидерами двух миров культурных задач, границы между ними вовсе не были непреодолимыми.
Таким образом, курс раскрывает, как именно происходил этот диалог, какие этапы прошел и как этот диалог изучается в современной науке. Семинары строятся на изучении текстов, доступных в переводах на русский и современные западноевропейские языки. Студенты овладеют навыками анализа текстов, обладающих целым рядом специфических характеристик ближневосточной словесности. Тематически курс связан с такими дисциплинами, как «Византия: императоры и святые», «Философская мысль раннего Средневековья», «Христианская археология и архитектура Средневековья».

Основная литература:

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

История Востока. Т. II. Восток в Средние века. М., 1995.

Мар Исхак Ниневийский . Книга о восхождении инока / Ред. А.В. Муравьев. М., 2016.

Массэ А. Ислам. Очерк истории. М., 1982.

Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996.

Многоценная жемчужина. Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в I тысячелетии н.э. / Пер. с сирийского и греческого С.С. Аверинцева. М., 1994.

Пигулевская Н.В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М., 2013.

Пигулевская Н.В. Сирийская средневековая историография. Исследования и переводы. СПб., 2000.

Средневековая арабо-мусульманская философия в переводах А.В. Сагадеева. Т.1–2. М., 2010.

Старр С.Ф. Утраченное Просвещение: золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времен Тамерлана. М., 2016.

Фирдоуси. Шахнаме. Т. V–VI / Пер. с фарси Ц.Б. Бану-Лахути, В. Г. Берзнева. М., 1984–1989.

Brown P. The Rise of Western Christendom. Triumph and Diversity. A.D., 200–1000. N.Y., 2010.

Gillman I., Klimkeit H. J. Christians in Asia before 1500. N.Y., 1999.

The Oxford Handbook of Early Christian Studies / Ed. S.A. Harvey, D.G. Hunter. Oxford, 2008.

 

Повседневная жизнь в Средние века

Шарова Антонина Владимировна

Доцент Школы исторических наук

 
«История повседневности» – популярное с 1980-х гг. исследовательское направление, возникшее в результате «антропологического поворота». Оно активно развивается и в наше время, включая в себя элементы микроистории, гендерной истории, экономической истории, истории правовых отношений, семьи, детства. История повседневности включает в себя изучение политических и социальных поведенческих практик на макро- и микроуровне, эмоций, чувств. Поэтому цель курса двойная: во-первых, познакомить студентов с основными структурами повседневности средневекового Запада, во-вторых, познакомить с новейшими методами изучения повседневной жизни, разработанными в западной и отечественной историографии.
На лекциях повседневная жизнь средневекового Запада раскрывается в ее основных структурных элементах, от будней до праздников, причем в поле зрения оказываются как крупные элементы и медленно меняющиеся структуры «долгого Средневековья», так и яркие казусы. Такой углубленно социальный и географически определенный взгляд позволяет увидеть жизнь конкретного человека, его ментальные установки, способы коммуникации и взаимодействия с внешним миром. На семинарах изучаются исторические источники в переводах на русский и английский, позволяющие студентам самостоятельно реконструировать, описывать и анализировать описываемые в лекциях явления на конкретных текстах и произведениях искусства. Методологически курс призван показать, как можно сочетать методы исторической текстологии, истории средневекового искусства и ряда других дисциплин. Поэтому он связан с входящими в программу дисциплинами «Латинская Европа: человек и власть», «Искусство Позднего Средневековья и Возрождения», «Средневековое право: теории и практики» и «Скандинавский мир».

Основная литература:

Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени / Под ред. Ю.Л. Бессмертного. М. 1996.

Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени / Под ред. Ю.Л. Бессмертного. М., 2000.

Бродель Ф. Материальная цивилизация и капитализм, XV–XVIII вв. 3 тт. М., 2007.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Квеннелл М., Квенелл Ч. Повседневная жизнь в Англии во времена англосаксов, викингов и норманнов. М., 2002.

Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294–1324). Екатеринбург, 2001.

Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии// Социальная история. Ежегодник. 1998/1999. М., 1999. С. 87–100.

Город в средневековой цивилизации Западной Европы / Под ред. А.А. Сванидзе. 4 тт. М., 1999–2000.

Newman P.B. Daily Life in the Middle Ages. L., 2001

Singman J. L. Daily Life In Medieval Europe. 1999.

Baschet J. La civilisation féodale. De l’an Mil à la colonisation de l’Amérique. P., 2006.

 

Средневековое право: теории и практики

Марей Александр Владимирович

Доцент Школы философии

 
Полдников Дмитрий Юрьевич

Доцент Кафедры теории и истории права

 
Право принято считать одной из духовных опор цивилизации Средневекового Запада. На самых разных уровнях оно пронизывало все слои жизни средневекового человека – все, от его взаимоотношений с местным сеньором или, выше, с королем или императором, и до частных встреч на рынке или даже его отношений с его женой и детьми, – все это было подчинено праву в его многообразии и регулировалось многочисленными актами, законами, обычаями, обыкновениями, постановлениями и фуэро. При этом, феодальный мир, в отсутствие государства, не знал единой иерархично выстроенной правовой системы, возникающей уже в Новое время. Напротив, право феодального мира представляло собой огромный, на первый взгляд, хаотичный мир, состоящий из многочисленных переплетений сделок, договоров, соглашений и т.д.
Исходя из сказанного, цель предлагаемого курса в том, чтобы обогатить представления магистрантов о цивилизации Латинского Запада, ознакомить их, с одной стороны, с миром средневекового законодательства (понимая это слово максимально широко), с другой же – с особенностями правоприменения в средневековом мире. Достижение этой цели возможно при последовательной реализации нескольких взаимосвязанных задач, а именно: во-первых, дать студентам очерк источников средневекового права, проследив генезис основных из них (таких, как «Свод Юстиниана», «Свод канонического права» и т.д.); во-вторых, осветить доктрины ведущих ученых-юристов глоссаторов (XII–XIII вв.), комментаторов (XIII–XVI вв.) и гуманистов (XVI в.) о ключевых понятиях, принципах и институтах частного права; наконец, в-третьих, проанализировать представления о власти в средневековом мире и показать возрождение и становление политических отношений в эпоху кризиса «мира межличностных соглашений».
Эти задачи могут быть последовательно решены в ходе лекционного курса. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельной работе с памятниками средневекового права, в особенности же, – правоприменения. В основу семинаров ляжет разбор (в технике медленного чтения) средневековых документов, обучение студентов правилам анализа источников этого вида и основам их перевода. Документы и акты судебных процессов как памятники «живого права» дадут студентам редкую и ценную возможность понять право не просто как конгломерат скучных текстов и их ученых обсуждений, способных вызвать зевоту у всех, кроме нескольких профессионалов, но именно как одну из основ духовной культуры Средневекового Запада.

Основная литература:

Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Изд-во МГУ, 1994.

Полдников Д.Ю. Институт договора в правовой науке Западной Европы XI–XVIII веков: учебное пособие. М.: Изд-во ВШЭ, 2013.

Полдников Д.Ю. Формирование учения о договоре в правовой науке Западной Европы (XII– XVI вв.). М.: Проспект, 2016.

Bellomo M. The common legal past of Europe (1000-1800). Washington, 1995.

Calasso F. Medio evo del diritto. Vol. 1, Le Fonti. Milano, 1954.

Coing H. Europäisches Privatrecht. Bd.1, Älteres gemeines Recht. (1500 bis 1800). München, 1985.

Gordley J. The Jurists: A Critical History. Oxford, 2014.

Schrage J.H. Utrumque ius: eine Einführung in das Studium der Quellen des mittelalterlichen gelehrten Rechts. B., 1992.

Van Caenegem R.C. An historical introduction to private law. Cambridge, 1992.

Waelkens L. Amne adverso: Roman legal heritage in European culture. Leuven, 2015.

Zimmermann R. The law of obligations. Roman foundation of the civilian tradition. Oxford, 1996.

 

Искусство раннего Средневековья

Пожидаева Анна Владимировна

Доцент Школы исторических наук

 
Курс посвящен памятникам архитектуры, скульптуры, живописи и ювелирного искусства в Западной Европе III–X вв., от раннехристианского искусства катакомб до Оттоновского возрождения. Они рассматриваются в нескольких проблемных плоскостях: преемственность между искусством Средневековья и Античности, развитие и адаптация архитектурных и изобразительных форм в новом контексте, сложение и развитие стилей, появление новых архитектурных форм и сложение их монументального декора, сюжеты и крупные темы, роль христианства. Главный акцент делается на функционировании каждого памятника как в конкретном историческом контексте, так и в рамках большой истории искусства, выходящей за рамки собственно Средневековья. Такая постоянная смена дидактической оптики, от крупного плана до панорамы, позволяет выработать у студента объективное и одновременно тактичное отношение к каждому артефакту, даже если он сохранился фрагментарно. Таким образом, курс задуман в междисциплинарном ключе при сохранении методологических основ искусствознания.
На лекциях студенты знакомятся с важнейшими памятниками по специально подобранным преподавателем слайдам: этот материал включает как классические произведения, так и новонайденный и еще плохо изученный материал. Описание и анализ этих памятников на семинарах, в форме устного обсуждения, докладов и письменных творческих работ, эссе, рефератов – все эти многоплановые формы аудиторной и внеаудиторной работы готовит студентов к самостоятельному изучению визуальных исторических источников, позволит им на профессиональном уровне оперировать терминологией современной науки об искусстве. В процессе обучения активно задействуются международные базы данных, на которые подписана ВШЭ, прежде всего artstore.org. Тематически и методически курс связан с другими дисциплинами программы: НИС «Христианская археология и архитектура Средневековья», НИС «История средневековой латинской словесности», оба курса по истории позднесредневекового искусства продолжают закрепление знаний и навыков, полученных в данном курсе.

Основная литература:

Баше Ж. Средневековые изображения и социальная история: новые возможности иконографии // Одиссей. 2005. С. 152-190.

Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М., 2002

Дворжак М. История искусства как история духа. СПб., 2001

Зедльмайр Г. Первая архитектурная система средневековья // История архитектуры в избранных отрывках / ред. Н. И. Брунов. М., 1935. С. 151-199.

Краутхаймер Р. Три христианские столицы. Топография и политика. М., СПб., 2000.

Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М., 1998

Шапиро М. Стиль // Советское искусствознание. Вып. 24. 1988. С. 385–425.

Dodwell C. R. The Pictorial Arts of the West. 800-1200. New Haven, London, 1993.

Doig A. Liturgy and Architecture: From the Early Church to the Middle Ages. Burlington, 2008.

Kessler H. Seeing Medieval Art. Peterborough, 2004.

Krautheimer R . Rome. Profile of a City, 312-1308. Princeton, 1980.

Ladner G. Ad Imaginem Dei. The Image of Man in Medieval Art. Latrobe, 1965.

Lasko P. Ars sacra. 800–1200. New Haven, L., 1994.

Mathews Th.F. The Clash of Gods. A Reinterpretation of Early Christian Art. Princeton, 1993.

McClendon Ch.B. The Origins of Medieval Architecture: Building in Europe, A.D 600-900. L., 2005.

Schapiro M. Late Antique, Early Christian and Medieval Art. Selected Papers. N.Y., 1979.

Seznec J. La survivance des dieux antiques. P., 1993.

 

Литература эпохи Возрождения

Иванова Юлия Владимировна

Доцент Школы филологии

 
Целью курса является ознакомление учащихся с явлениями литературы, создававшейся на территории современной Италии на латыни и различных версиях народного языка на протяжении XIII – XVI вв. Первостепенной задачей курса будет прослеживание истории важнейших жанров и форм – как художественных (поэтических и прозаических), так и прагматических (связанных с религиозным культом, делопроизводством и прочими практиками повседневной жизни), а также жанров и форм научной литературы. Учащиеся знакомятся с проблемами периодизации донововременной литературы Италии, с теоретическими категориями, позволяющими осмысливать и описывать литературные процессы Позднего Средневековья и Возрождения; с деятельностью основных школ в исторической науке и литературоведении, периодических изданий, отдельных ученых, сформировавших набор представлений о средневековой и ренессансной итальянской словесности, которым располагает современная наука. Концептуальные подходы, реализуемые в рамках курса, и отбор изучаемого фактического материала из области художественной литературы в значительной степени определяются разработками проекта «История литературы Италии» ИМЛИ РАН, осуществляемого под руководством члена-корреспондента РАН М.Л. Андреева. В изучении истории научной литературы используются разработки Центра истории наук о языке и тексте ИГИТИ НИУ ВШЭ (исследования Ю.В. Ивановой, П.В. Соколова, М.В. Шумилина). В ходе курса рассматриваются следующие темы: литература Позднего Средневековья (светская и религиозная поэзия XIII в., поэзия нового сладостного стиля, городская литература Треченто, деятельность проповедников и сочинения мистиков, Дж. Савонарола и религиозная литература кон. XV- нач. XVI вв.), письменная культура ученых-схоластов), творчество «трех флорентийских венцов» (Данте Алигьери, Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо); гуманистическая литература XV в. (сочинения и «литературный быт» гуманистов; особенности гуманистической культуры во Флоренции, Риме, Неаполе); М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола и флорентийский платонизм; естественнонаучная, в т.ч. оккультная, проза и поэзия кон. XV-XVI вв.; науки о языке и тексте в кон. XIV-XVI вв.; литературная и эстетическая теория в XV-XVI вв. (в т.ч. творчество П. Бембо, римское цицеронианство нач. XVI в., «споры о языке» в XVI в.); судьбы исторического нарратива от гуманизма до барокко; придворная литература и ее жанры (литературный компонент придворных празднеств и повседневного обихода; трактаты о должном образе жизни светских и церковных сановников и пр.); драматические жанры на протяжении XV-XVI вв.; маньеризм в литературе и фигуративных искусствах; голиардическая и макароническая литература XIV – XVI вв.;  биографии и творчество виднейших авторов эпохи Ренессанса (Э.С. Пикколомини, Л. Медичи, Л. Ариосто, Л. Пульчи, М.М. Боярдо, Н. Макиавелли, П. Аретино, Б. Челлини, Дж. Вазари, Т. Тассо).
Курс, с хронологической точки зрения, является продолжением курса «История средневековой латинской словесности» и содержательно связан с дисциплинами: «История исторической науки» (поскольку в ходе курса рассматриваются жанры гуманистической историографии и важнейшие сочинения ее представителей); «Философская и научная мысль зрелого Средневековья и Возрождения», «Средневековое право: теории и практики», «Церковь на Востоке и Западе в Позднее Средневековье и эпоху Реформации» (т.к. в ходе курса изучаются явления религиозной литературы, жанры, формы и язык научного текста, а также явления рецепции и разработки философских и естественнонаучных воззрений в художественной словесности), «Искусство позднего Средневековья и Возрождения» (т.к. только параллельное изучение курсов истории литературы и искусства позволяет сформировать полноценное представление о художественных стилях и направлениях – таких как готика, ренессансный стиль, классицизм, барокко, маньеризм) и «Повседневная жизнь в Средние века» (поскольку в ходе курса изучаются институциональные аспекты литературы и функционирование ее жанров и форм в повседневной жизни различных классов и социальных групп общества эпох Позднего Средневековья и Возрождения).

Основная литература:

История литературы Италии / М.Л. Андреев (отв. ред). М.: ИМЛИ РАН, 2000 (т. I), 2007 (т. II, ч. 1), 2010 (т. II, ч. 2).

Андреев М.Л . Литература Италии: Темы и персонажи. М., 2008.

Науки о языке и тексте в Европе XIV-XVI вв. / Отв. ред. Ю.В. Иванова, М.Л. Шумилин. М., 2016.

Корелин М.С . Ранний итальянский гуманизм и его историография. Критическое исследование (в 4-х тт.). СПб: Типография М. Стасюлевича, 1914.

Топорова А.В . Проповедь и проповедники в Италии: от Средних веков к Возрождению. М., 2011.

Топорова А.В . Ранняя итальянская лирика. М., 2001.

Фойгт Г . Возрождение классической древности, или Первый век гуманизма. Пер. с нем. И.П. Рассадина. М.: Типография М.П. Щепкина, 1884 (I), 1885 (II).

Чекалов К.А . Маньеризм во французской и итальянской литературах. М.: «Наследие», 2001.

Letteratura italiana / Dir. A. Asor Rosa. Torino, 1982-1994 (v. 1-15).

Storia della letteratura italiana / Dir. E. Malato. R., 1995-1998 (v. 1-9).

 

История литературы на новоевропейских языках в Средние века и эпоху Возрождения

Волконская Мария Андреевна

Доцент Кафедры английского языка для гуманитарных дисциплин

 
 
Долгорукова Наталья Михайловна

Старший преподаватель Школы филологии

 
Курс посвящен средневековой словесности на народных языках – старофранцузском, средневерхненемецком, древне- и среднеанглийском, – текстах, призванных сыграть решающее значение в становлении европейской литературы и культуры в целом. В нем рассматриваются наиболее важные произведения Франции, Германии и Англии IX–XV вв. и их рецепция в связи с общим историческим развитием литературы. В рамках курса отдельное внимание уделяется развитию авторства, становлению теории литературы (fiction) в Средние века и жанру, которому будет суждено долгое и славное будущее, – роману.  Хотя акцент делается на художественной литературе (прежде всего – поэзии), для Средних веков понятие это остается несколько размытым, поэтому будут привлекаться и некоторые важнейшие тексты иной природы – послания, исторические сочинения и дидактические трактаты.
В центре внимания студентов в равной мере форма и содержание средневековых текстов, история языка, история рецепции, классические работы по медиевистике и литературоведению (особенно английские, французские и немецкие). За время обучения студенты освоят навыки работы с текстами, применяемыми в современной медиевистике, – методы филологического, контекстуального и сопоставительного анализа текстов.  По завершении курса студенты научатся анализировать памятники средневековой литературы на народных языках с точки зрения их стилистических и жанровых особенностей, понимая историко-поэтический контекст и при необходимости обращаясь к тексту первоисточника, историко-лингвистическим словарям и комментариям. Курс связан с такими дисциплинами программы, как «История средневековой латинской словесности», «Древняя Русь: слово и книга», «Литература эпохи Возрождения».

Основная литература:

Древнеанглийская поэзия. М., 1982.

Старшая Эдда. Беовульф. Песнь о Нибелунгах. М., 1975.

Песнь о Роланде. М., 1958.

Средневековый роман и повесть. М., 1974.

Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь. М., 2006.

Мейлах М.Б . Язык трубадуров. М., 1975.

Мэлори Т . Смерть Артура. М., 1976.

Чосер Д . Кентерберийские рассказы. (любое издание)

Ауэрбах Э. Мимесис. М., 1976.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Лорд А.Б. Сказитель. М., 1994.

Мельникова Е.А. Меч и лира: англосаксонское общество в истории и эпосе. М., 1987.

Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. М., 1976.

Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. СПб., 2003.

Смирницкая О.А. Стих и язык древнегерманской поэзии. М., 1994.

Стеблин-Каменский М.И. Труды по филологии. СПб., 2003.

A companion to Chrétien de Troyes / Ed. N.J. Lacy, J.T. Grimbert. Cambridge, 2005.

A companion to Wace / Ed. F.H.M. Le Saux. Cambridge, 2005.

The Cambridge History of Literary Criticism. Vol. II. The Middle Ages / Ed. by A. Minnis, I. Johnson. Cambridge, 2005.

The Cambridge History of Medieval English Literature / Ed. by D. Wallace. Cambridge, 1999.

A Companion to Medieval Poetry / Ed. by C. Saunders. Wiley–Blackwell, 2010.

A Concise Companion to Middle English Literature / Ed. M. Corrie. Wiley–Blackwell, 2009.

Middle English. Oxford Twenty-First Century Approaches to Literature / Ed. P. Strohm. Oxford, 2007.

 

Философская и научная мысль зрелого Средневековья и Возрождения

Соколов Павел Валерьевич

Доцент Школы философии

 
Курс посвящен основным этапам и главным сюжетам в истории философии и гуманитарных дисциплин (риторики, экзегезы, грамматики, логики, историографии) в Европе XI–XVII вв. При изложении средневекового материала в центре внимания студентов сюжеты и события, которые до сих пор определяют облик европейской цивилизации. На лекциях последовательно раскрываются такие явления, как рождение «политической науки о языке» (от Дж. Уиклифа и У. Оккама — до Дж. Оруэлла и Э. Берджеса), непрерывная традиция риторической культуры, возникновение формальной науки о языке, эмансипация «буквального смысла» в экзегезе священных текстов как одна из предпосылок Реформации (и буквальный смысл как принцип фундаменталистского толкования текста — не только в христианстве, но и в исламе), полемика номиналистов и реалистов (до сих пор продолжающаяся в логике и теории науки), возникновение «гражданской науки», предтечи социальных дисциплин. Особое внимание уделяется институциональным формам производства знания иА видам академической социальности (университеты, академии, sodalitates, «Республика ученых»), формам циркуляции текстов в Европе Средних веков и Возрождения. Рассматриваются различные историкофилософские феномены и теории, объясняющие предпосылки и природу Ренессанса, эпохи, наследниками которой мы все являемся: от «гражданского гуманизма», «антропоцентризма» и «великого века риторики» до «морализации модальностей» и «логики контингентного». Такой многоплановый подход к истории знаний позволяет увидеть на конкретных текстах и фактах важнейшее историческое явление – рождение Нового времени.

Основная литература:

Боэций Дакийский. Сочинения. М., 2014.

Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. Перевод с латинского В. А. Андрушко, Н. В. Ревякиной, И. Х. Черняка. М., 1989.

Науки о языке и тексте в Европе XIV-XVI веков / Под ред. Ю. В. Ивановой и М. В. Шумилина. М. : Дело, 2015.

Милайлов А. В. Избранное: завершение риторической эпохи. М., 2008.

Многоликая софистика: нелегитимная аргументация в интеллектуальной культуре Европы Средних веков и раннего Нового времени / Отв. ред. П. В. Соколов. М., 2015.

Суини М. Лекции по истории средневековой философии. М., 2006.

Фома Аквинский. Сумма теологии / Пер. А.В. Апполонова. Т. 1–4. М., 2004–2014.

The Cambridge History of Later Medieval Philosophy / Ed. N. Kretzmann, A. Kenny, J. Pinborg. Cambridge, 1982.

Mack P. A History of Renaissance Rhetoric1380-1620. Oxford, 2011.

Skinner Q. Visions of Politics: Vol. I: Regarding Method; Vol. II: Renaissance Virtues; Vol. III Hobbes and Civil Sciences. Cambridge, 2002.

Smalley B. The Study of the Bible in the Middle Ages. Oxford, 1964.

Struever N.S . Rhetoric, Modality, Modernity. Chicago, 2009.

 

Искусство позднего Средневековья и Возрождения: Южная Европа

Русинова Ольга Евгеньевна

Доцент Школы исторических наук

 
Цель курса – познакомить студентов с художественными процессами и принципами бытования памятников XIV–XVI веков на территории южной Европы: в Италии, Южной Франции, Испании и Португалии. Материал курса рассматривается через призму двух взаимодополняющих подходов. Первый, классический, подход предполагает обсуждение, в первую очередь, итальянских художественных концепций, их формирование и распространение в указанном регионе вплоть до крайних пределов Пиренейского полуострова. Для этой части курса наиболее значимыми будут произведения живописи, скульптуры и зодчества. Второй подход состоит в изучении рецепции в Европе художественных форм, пришедших с других континентов благодаря Великим географическим открытиям, осуществленным, как известно, прежде всего, Португалией и Испанией, затем и другими странами. В центре нашего внимания – причудливые изделия декоративно-прикладного искусства и, вслед за ними, экзотические мотивы из Африки, Азии и Америки. В этом сочетании двух подходов – основное новшество предлагаемого курса.
Отдельные произведения и группы памятников с этой точки зрения понимаются как документы эпохи. Но еще более важно представить их с точки зрения истории искусства, поскольку они передают художественно организованную информацию. Поэтому курс строится на основе формального и иконографического анализа произведений и других специфических методов искусствознания. Лекции призваны ввести слушателей в актуальную научную проблематику. В семинарской работе большое внимание уделяется работе с литературой (как минимум, на русском и английском языках) и самостоятельным исследованиям – описанию и анализу конкретных памятников. Выступления на семинарах и письменные творческие работы призваны сформировать у студентов критическую точку зрения и умение оперировать специальной терминологией.

Основная литература:

Каптерева Т.П. Искусство Португалии. М., 1990

Каптерева Т.П. Испания: история искусства. М., 2003

Морозова А.В. Античные образы в испанском искусстве XVI века. СПб., 2008

Панофски Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. — СПб., 2006

Bailey G. A. The Indian Conquest of Catholic Art: The Mughals, the Jesuits, and Imperial Mural Painting // Art Journal. Vol. 57, No. 1. 1998. P. 24-30.

Belozerskaya M. Luxury Arts of the Renaissance. Los Angeles, 2005.

Bohn B., Saslow J.M. A Companion to Renaissance and Baroque Art. L., 2012.

Cooper R. Roman Antiquities in Renaissance France, 1515–65. L., 2013.

Farago Claire J. (ed.).Reframing the Renaissance: Visual Culture in Europe and Latin America, 1450-1650. New Haven, 1995.

Fogelman P., Fusco P., Cambareri M. Italian and Spanish Sculpture. J. Paul Getty Museum, 2002.

Goldberg Edward L. Artistic Relations between the Medici and the Spanish Courts, 1587-1621: Part I // The Burlington Magazine. Vol. 138. 1996. P. 105-114.

Haskell F., Penny N. Taste and the Antique, The Lure of Classical Sculpture, 1500-1900. New Haven, 1994.

Ishikawa C. (ed.). Spain in the Age of Exploration, 1492-1819. U of Nebraska Press, 2004

Lario D. (ed.). Re- shaping the World: Philip II of Spain and His Time. Quezon City, 2008.

Levenson Jay A. Circa 1492: Art in the Age of Exploration. Yale University Press, 1991

North M. Artistic and Cultural Exchanges Between Europe and Asia, 1400-1900: Rethinking Markets, Workshops and Collections.L., 2010 .

Panofsky E. Erasmus and the Visual Arts // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, Vol. 32. 1969. P. 200-227.

Paoletti J.T., Gary M. Radke. Art in Renaissance Italy. Laurence King Publishing, 2005.

Pereira M. African Art at the Portuguese Court, c. 1450-1521. Providence, 2010.

Roseman S., Parkhurst S. (eds.). Recasting Culture and Space in Iberian Contexts. N.Y., 2008.

Scammell G. V. After Da Gama: Europe and Asia since 1498 // Modern Asian Studies, Vol. 34, No. 3. 2000. P. 513-543.

Sheriff Mary D. (ed.). Cultural Contact and the Making of European Art since the Age of Exploration. The University of North Carolina Press, 2010

Wittkower R. Individualism in Art and Artists: A Renaissance Problem // Journal of the History of Ideas, Vol. 22, No. 3. 1961. P. 291-302.

Искусство позднего Средневековья и Возрождения: Северная Европа

Пожидаева Анна Владимировна

Доцент Школы исторических наук

 
Курс посвящен памятникам архитектуры, скульптуры, живописи и ювелирного искусства в Западной Европе XI–XVI вв., когда, развивая открытия первого тысячелетия, христианское искусство достигло своих вершин в романском и готическом стилях. Если итальянское искусство уже при Джотто пошло принципиально новым путем, Север Европы остался в большей мере верным темам и образности предшествующих столетий. Именно поэтому в данном курсе выделяется этот крупный регион, даже если в других аспектах истории оно может выглядеть неоправданным. Студенты знакомятся с произведениями Франции, Германии, Англии, доренессансной Италии по специально подобранным преподавателем слайдам: этот материал включает как классические произведения, так и только входящий в поле науки и еще плохо изученный материал. Описание и анализ этих памятников на семинарах, в форме устного обсуждения, докладов и письменных творческих работ, эссе, рефератов – все эти многоплановые формы аудиторной и внеаудиторной работы готовит студентов к самостоятельному изучению визуальных исторических источников, позволит им на профессиональном уровне оперировать терминологией современной науки об искусстве. В процессе обучения активно задействуются международные базы данных, на которые подписана ВШЭ, прежде всего artstore.org. Главный акцент делается на функционировании каждого памятника как в конкретном историческом контексте, так и в рамках большой истории искусства, выходящей за рамки собственно Средневековья. Такая постоянная смена дидактической оптики, от крупного плана до панорамы, позволяет выработать у студента объективное и одновременно тактичное отношение к каждому артефакту, даже если он сохранился фрагментарно. Таким образом, курс задуман в междисциплинарном ключе при сохранении методологических основ искусствознания.
Тематически и методически курс связан с другими дисциплинами программы: НИС «Христианская археология и архитектура Средневековья», НИС «История средневековой латинской словесности», он закрепляет знания и навыки, полученные в этих курсах и в курсе «Искусство раннего Средневековья».

Основная литература:

Варбург А. Великое переселение образов. СПб, 2008.

Воскобойников О.С. Тысячелетнее царство. Очерк христианской культуры Запада. 300–1300. М., 2015.

Гомбрих Э . О задачах и границах иконологии // Советское искусствознание. Вып. 25. 1989. С. 275–305.

Дюби Ж . Время соборов. Искусство и общество. 980-1420. М., 2002.

Муратова К.М. Мастера французской готики XII-XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества. М., 1988.

Маль Э . Религиозное искусство XIII в. во Франции. М., 2009.

Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика. СПб., 2004.

Рехт Р. Верить и видеть. Искусство соборов XII–XV вв. М., 2014.

Хёйзинга Й . Осень средневековья. М., 1995.

Frankl P . Gothic Architecture. New Haven, 2000.

Kemp W. Sermo corporeus. Die Erzählung der mittelalterlichen Glasfenster. München, 1987.

Vergnolle E . L'art roman en France. Architecture – sculpture – peinture.P., 1994.

Williamson P . Gothic sculpture 1140-1300. New Haven, 1998.

Церковь на Востоке и Западе Европы в позднее Средневековье и эпоху Возрождения (англ.)

Дмитриев Михаил Владимирович

Ведущий научный сотрудник Лаборатории медиевистических исследований

 
Цель курса в том, чтобы раскрыть студентам конфессиональные особенности западно-христианских традиций (католицизм и протестантские конфессии) в сравнении с традициями восточно-христианскими в XII–XVI вв. Таким образом, преподавание строится на принципах компаративизма. В задачи дисциплины входит изучение влияния конфессиональных факторов на политическую, культурную и социальную историю Запада, на примере, главным образом, Франции,  Германии и Польши. Методологически такой подход предполагает знакомство и творческое осмысление историографической традиции, восходящей к Максу Веберу, включая новейшие тенденции. На семинарах сходства и различия восточных и западных конфессиональных традиций рассматриваются в ходе скрупулезного анализа, с одной стороны, текстов позднего Средневековья и Возрождения, с другой – конкретных исторических ситуаций. В центре внимания оказываются также культурные ориентиры, связанные с Возрождением и гуманизмом, которые повлияли на историю церкви.
Студенты овладевают навыком чтения и критики исторических документов, связанных с историей церкви в переводе на английский, с частичным обращением к оригиналам на латыни и других языках. Хронологически он продолжает дисциплины «Христианский Восток и формирование исламского мира» и «Византия: императоры и святые», а тематически и методически связан с «Историей средневековой латинской словесности», «Литературой эпохи Возрождения», «Философской и научной мыслью позднего Средневековья и Возрождения».

Основная литература:

Barnes A . The Social Transformation of the French Parish Clergy, 1500 -1800 // Culture and Identity in Early Modern Europe (1500 -1800). Essays in Honor of Natalie Zemon Davis. Ann Arbor, 1993. P. 139-157.

Bauman M ., Klauber M.I. Historians of the Christian Tradition. Thought, Methodology and Influence. Nashville, 1995.

Bell D . Culture and Religion // Old Regime France. Ed. by W. Doyle. Oxford, 2001. P. 78-104.

Berezhnaya L. Sin, Fear, and Death in the Catholic and Orthodox Sermons in the 16th – 17th Century Polish-Lithuanian Commonwealth (An Attempt at Comparison) // Être catholique, être orthodoxe, être protestant. Confessions et identités culturelles en Europe médiévale et moderne. Études réunies et publiées par M. Derwich, M.V. Dmitriev. Wroclaw, 2003. P. 253-284.

Bogucka M. Martin Gruneweg’s Magic World. Remarks on the Early Modern Mentality // Acta Poloniae Historica. T. 86. 2002. P. 47-55.

Bogucka M . The Lost World of the “Sarmatians”. Custom as the Regulator of Polish Social Life in Early Modern Times.  Warszawa, 1996. Chapter 2 (Social Structures and Custom), chapter 11 (“Sarmatian Eschatology, “Sarmatian” Sensibility). P. 19-35, 181-199.

Brady Th. A . Emergence and Consolidation of Protestantism in the Holy Roman Empire to 1600 // The Cambridge History of Christianity. Vol. VI. Reform and Expansion, 1500 -1660. Edited by R. Po-Chia Hsia. Cambridge, 2007. P. 20-36, 603-606.

D’Avray D . Medieval Religious Rationalities. A Weberian Analysis. Cambridge, 2010.

Dunn R.S. The Age of Religious Wars. 1559-1715. N.Y., L., 1978.

Hastings A . The Construction of Nationhood. Ethnicity, Religion and Nationalism. Cambridge, 1997.

Kloczowski J . A History of Polish Christianity. Cambridge, 2000.

Schilling H . Confessionalisation  and the Rise of Religious and Cultural Frontiers in Early Modern Europe // Frontiers of Faith. Religious Exchange and the Constitution of Religious Identities, 1400-1750 / Ed. E. Andor, I.G. Toth. Budapest, 2001. P.21-36.                                                                                        

Tazbir J . A State Without Stakes. Polish Religious Toleration in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. Warsaw, N.Y., 1973.

Weber M . The Protestant Sects and the Spirit of Capitalism // Max Weber: Essays in Sociology / Transl. H.H. Gerth, C. Wright Mills. L., Boston, 1985.

Wislicz T . Shepherds of the Catholic Flock: Polish Parochial Clergy, Popular Religion, and the Reception of the Council of Trent // Gelehrte Geistlichkeit – geistliche Gelehrte. Beitraege zur Geschichte des Buergertums in der Fruehneuzeit / Hg. L. Schorn-Schuette. B., 2012 (Historische Forschungen, 97). P. 25-52.

Zamon Davis N . Society and Culture in Early Modern France. Stanford, 1975.

 

Научно-исследовательский семинар


НИС "История средневековой латинской словесности"

Воскобойников Олег Сергеевич

Профессор Школы исторических наук

 
НИС посвящен средневековой латинской словесности – основе западноевропейской культуры эпохи Средневековья. В нем рассматриваются наиболее важные произведения литературы V–XV вв. в их связи с общим историческим развитием Запада. В рамках семинара литература понимается расширительно и включает в себя не только художественные тексты, но и вероучительную, философскую, космологическую литературу, проповеди, жития святых, письма. Такой широкий взгляд обусловлен, во-первых, самим характером средневековой словесности, во-вторых, задачей НИСа — реконструкцией средневековой картины мира и стиля мышления средневекового человека сквозь призму латинских текстов. Хотя акцент делается на латинской словесности, будут привлекаться и некоторые важнейшие тексты на новых языках.
Семинар носит источниковедческий характер. В центре внимания студентов в равной мере форма и содержание текстов различных жанров, рукописная традиция, особенности латинского языка на разных этапах его развития. За время обучения они познакомятся с методами работы с текстами, применяемыми в современной медиевистике. Особый акцент будет сделан, во-первых, на палеографию, во-вторых на практику перевода средневековых текстов на современный русский язык. Студенты будут читать и научатся анализировать оригинальные оцифрованные документы, доступные в соответствующих сетевых базах. Благодаря такой археологии текста магистранты узнают, как именно читали средневековые тексты их средневековые читатели. Поскольку только владение навыками профессионального перевода, сочетающего в себе научную точность с художественной грамотностью, может служить базой для профессиональной трактовки письменных памятников, большое внимание в семинаре будет уделено выработке этого умения.

Основная литература:

Воскобойников О.С.  Тысячелетнее царство. Очерк христианской культуры Запада. 300-1300 гг. М., 2015.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Добиаш-Рождественская О.А. История письма в средние века. Руководство по изучению латинской палеографии. Издание третье, дополненное. М., 1987.

Bischoff B . Latin Paleography. Antiquity and the Middle Ages. Cambridge, 1990.

Letteratura latina medievale (VI–XV secoli). Un manuale / A cura di Cl. Leonardi. Firenze, 2003.

 

НИС "Христианская археология и архитектура Средневековья"

Виноградов Андрей Юрьевич

Доцент Школы исторических наук

 

 


В центре внимания НИСа будут находиться две взаимосвязанные дисциплины: христианская археология и архитектура Средневековья, представляющие собой визуальное оформление церковного культа и богослужения. В рамках семинара предполагается изучение основных понятий и феноменов христианской археологии и основных памятников раннехристианской, византийской, древнерусской и восточно-христианской архитектуры в сравнении с зодчеством средневекового Запада. Задача НИСа — сформировать у студентов представление об основных линиях развития христианской архитектуры и литургического устройства храма и показать пути материализации и визуализации средневековых культовых практик и элементов христианской литургики.
Занятия сочетают вводные презентации руководителя семинара и самостоятельную работу участников: описание и анализ отдельных памятниками археологии и архитектуры с критическим разбором научной литературы на русском и английском. Первое направление предполагает изучение натурной съемки, планов и чертежей, выработку умения выделять отдельные элементы, выявлять их взаимосвязь, реконструировать пространственную композицию здания, а также овладение навыками архитектурно-археологического и стилистического анализа. Второе направление нацелено на освоение терминологии христианской археологии и архитектуры, в т.ч. иноязычной, знакомство с основными направлениями современной научной мысли в данных областях, выработку критического мышления. Предполагается написание рефератов научных работ и эссе по памятникам христианской археологии и архитектуры. НИС имеет своей целью подготовку специалистов широкого профиля, способных заниматься христианской археологией, архитектурой, литургикой, историей культа и т.п.

Основная литература:

Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. London, 1987.

Art and architecture in medieval Georgia / Ed. by A. Alpago-Novello. Louvain, 1980.

Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII вв. М., 1987.

Тафт Р. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. СПб., 2000.

История Древней Церкви: Часть I. 33–843 гг. / Под общей редакцией К.А. Максимовича. М., 2012.

 

НИС "Скандинавский мир"

Успенский Федор Борисович

Ведущий научный сотрудник Лаборатории медиевистических исследований

 
Предлагаемый курс призван, с одной стороны, познакомить магистрантов с основными категориями средневековой скандинавской культуры и, с другой, ввести их в круг проблем, занимающих современных ученых, которые изучают историю Северной Европы, русско-варяжское взаимодействие и сравнительную типологию европейских культурных традиций.
Первая часть курса посвящена анализу памятников такого уникального жанра, как исландская сага, которую предполагается одновременно рассматривать как образчик предлитературного нарратива и как весьма своеобразный, но полноценный исторический источник. Лейтмотивом исследования «литературной» традиции является ее правовая составляющая, понимаемая в самом широком смысле: саги анализируются в НИСе как собрание юридических казусов, скальдические стихи, внутри или вне саг, как повод, предмет и способ судебного разбирательства. При таком историко-филологическом подходе перед участниками семинара раскрывается нормативный потенциал скандинавской литературы как таковой. Особое внимание планируется уделить механизмам манифестации и осуществления власти, которые в Скандинавии представлены довольно широким спектром разнородных институций — от народоправия (тинга) до наследственной «богоизбранной» королевской власти.
Еще одна сквозная тема курса – христианизации Скандинавии, отличающаяся на фоне континентальной Европы целым рядом неповторимых черт. Она рассматривается как длительный исторический процесс, занявший не одно столетие. В частности, объектом сопоставительного исследования становятся особенности культа святых-правителей и святых-воинов в Англии, в Скандинавии, на Руси и в Византии. Курс связан с такими дисциплинами программы, как «Средневековое право: Теории и практики», «Византия: Императоры и святые», «Латинская Европа: Человек и власть».

Основная литература:

Арбман Х . Викинги . СПб.: Евразия, 2003.

Буайе Р . Викинги: История и цивилизация / Пер. с фр. — СПб.: Евразия, 2012.

Гуревич Е.А ., Матюшина И.Г. Поэзия скальдов. – М., 1999.

Гуревич А.Я. Норвежское общество в ранее средневековье. М.: Наука, 1977.

Гуревич А.Я. Походы викингов. М.: Книжный дом «Университет», 2005.

Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М.: Наука, 1979.

Гуревич А.Я. История и сага. М., 1972.

Джаксон Т.Н. Austr í Görðum: древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. — М., 2001.

Джаксон Т.Н . Четыре норвежских конунга на Руси: из истории русско-норвежских политических отношений последней трети X — первой половины XI в. М., 2002.

Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (с древнейших времен до 1000 г.). Тексты, перевод, комментарий. М., 1993.

Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (первая треть XI в.). Тексты, перевод, комментарий. М., 1994.

Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (середина XI — середина XIII в.). Тексты, перевод, комментарий. М., 2000.

Джонс Г . Викинги. Потомки Одина и Тора. М., 2007.

Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. М., 1999.

Лебедев Г.С . Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985.

Мельникова Е.А . Скандинавские рунические надписи. М., 1977.

Мельникова Е.А . Древнескандинавские географические сочинения. – М., 1986.

Младшая Эдда / Изд. подг. О. А. Смирницкая и М. И. Стеблин-Каменский. М., 1970.

Поэзия скальдов. Л., 1979.

Рыдзевская Е.А . Древняя Русь и Скандинавия (IХ—ХIV вв.). М., 1978.

Славяне и скандинавы / Пер. с нем. М., 1986.

Снорри Стурлусон . Круг Земной. М., 1980.

Смирницкая О.А . Стих и язык древнегерманской поэзии. М., 1994.

Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. Л., 1963.

Стеблин-Каменский М.И . Труды по филологии. СПб., 2003

Стриннгольм А.М . Походы викингов. М., 2007.

Успенский Ф.Б . Имя и власть: выбор имени как инструмент династической борьбы в средневековой Скандинавии. М., 2001.

Успенский Ф.Б . Скандинавы — Варяги — Русь: Историко-филологические очерки. М., 2002.

Успенский Ф.Б . Люди, тексты и вещи средневековой Скандинавии. М., 2016.

Bagge Sv . Society and Politics in Snorri Sturluson's Heimskringla. Berkeley, 1991.

Byock J.L . Feud in the Icelandic Saga. Berkeley, 1983.

Byock J.L . Medieval Iceland: Society, Sagas, and Power. Berkeley, 1990.

Heusler A . Die gelehrte Urgeschichte im altisländischen Schriftum. Berlin, 1908.

Heusler A . Das Strafrecht der Isländersagas. Leipzig, 1911.

Hoffmann E . Die heiligen Könige bei den Angelsachsen und den skandinavischen Völkern. Neumünster, 1975.

Keil M . Altisländische Namenwahl. Leipzig, 1931.

Laws of Early Iceland: Grágás. The Codex Regius of Grágás with Material from Other Manuscripts, vol. I, trans. by Andrew Dennis, Peter Foote, Richard Perkins. Winnipeg, 1980.

Miller W.I . Bloodtaking and Peacemaking: Feud, Law, and Society in Saga Iceland. Chicago, 1997.

НИС "Общество и общественное сознание в средневековой Руси"

Стефанович Петр Сергеевич

Профессор Школы исторических наук

 
Древнерусское общество, как всякое средневековое общество, было сложным и гетерогенным. Вместе с тем, оно своеобразно выражало эту сложность как в словах (терминах), так и образах, ритуалах или материальных объектах. В нашем НИСе рассматриваются не только общественные структуры и группы средневековой Руси, но и «представления общества о самом себе» (по выражению Ж. Дюби). Мы будем искать ответы на целую серию вопросов, возникающих вокруг большой темы: каким образом люди, называвшие себя русью, сами выражали свою принадлежность тому или иному коллективу и осмысляли социальные различия.
Сохранившиеся источники позволяют нам судить в основном о воззрениях отдельных бравшихся за перо интеллектуалов, создававших тексты и предметы, которые служили определённым политическим целям и несли определённую идеологическую нагрузку. Но у нас есть возможность, применяя современные методы исследования, судить о социальной идентичности и «простых» людей, а также о практиках, связанных с этой идентичностью. Как социальный коллектив можно понимать и этнос, и те или иные территориальные группы, а значит, речь пойдёт и об этническом и локальном самосознании. Социальная реальность и социальные идентичности менялись в зависимости от самых разных факторов. Их поиск нам предстоит вести, внимательно вчитываясь в памятники древнерусской словесности – жития, летописи, послания, сказания, жалованные грамоты, богословские сочинения, – и пристально вглядываясь в артефакты – предметы быта, произведения искусства, иллюстрированные рукописи. Такой подход позволит нам вместе реконструировать динамику развития древнерусского общества с X в. до начала XVII в.

Основная литература:

Вальденберг В.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти. М., 2007 (1-е изд.: 1916 г.).

Горский А.А., Кучкин В.А., Лукин П.В., Стефанович П.С. Древняя Русь: Очерки политического и социального строя / Отв. ред. А.А. Горский и В.А. Кучкин. М., 2008.

Правящая элита Русского государства IX – начала XVIII в.: Очерки истории / Отв. ред. А.П. Павлов. СПб., 2004.

Флоря Б.Н. Исторические судьбы Руси и этническое самосознание восточных славян в XII–XV вв. (К вопросу о зарождении восточнославянских народностей) // Славяноведение. 1993. № 2. С. 42-66. [Та же статья: Этническое самосознание славян в XV столетии. М., 1995. С. 10-38].

Яковенко Н. Очерки истории Украины в Средние века и раннее Новое время / Перевод В. Рыжковского. М., 2012.

Plokhy S. The Origins of the Slavic Nations: Premodern Identities in Russia, Ukraine, and Belarus. Cambridge, NY etc., 2006.