• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

Научно-исследовательский семинар (НИС) в программе "Медиевистика" задуман для знакомства магистранта с "кухней" медиевиста. Вместе с тем, именно он призван непосредственно подготовить студента к написанию магистерской диссертации, развив у него специфические исследовательские навыки:

  • чтение латинских рукописей;
  • научный перевод и комментирование древних текстов;
  • сравнительный анализ и описание памятников изобразительного искусства и архитектуры;
  • овладение лингво-семиотическим анализом поэтического и прозаического текста (на примере древнескандинавской и латинской словесности);
  • развитие дискурсивного мышления;
  • навык научной презентации, умение представлять и обсуждать в группе результаты своего исследования.

Таким образом, пройдя за полтора года все три НИСа, студент обретет целый ряд фундаментальных исследовательских компетенций, необходимых современному медиевисту. Географический, тематический и хронологический охват изучаемого в НИСах материала представляется принципиально важным: здесь представлено тысячелетнее развитие средневековой цивилизации, она изучается как в классических своих проявлениях – памятниках латинской словесности, – так и в наследии, чаще всего остающемся незаслуженно на обочине «большой медиевистики» даже в самых престижных университетах мира. Мир Северной Европы, «скандинавский мир», мир саг не следует принимать за романтические сказки о варягах. В нем, напротив, важнейшее связующее звено между Востоком и Западом. Именно в этом ключе он и представлен в настоящем курсе. Наконец, археология и архитектура Средневековья, казалось бы, специфический набор знаний по специфичесскому сюжету, так же необходим медиевисту для выработки перечисленных выше экспертных компетенций.


НИС "История средневековой латинской словесности"

Воскобойников Олег Сергеевич

Профессор Школы исторических наук

 
Первый НИС посвящен средневековой латинской словесности — основе западноевропейской культуры эпохи Средневековья. В нем рассматриваются наиболее важные произведения литературы V–XV вв. в их связи с общим историческим развитием Запада. В рамках семинара литература понимается расширительно и включает в себя не только художественные тексты, но и вероучительную, философскую, космологическую литературу, проповеди, жития святых, эпистолографию. Такой широкий взгляд обусловлен, во-первых, самим характером средневековой словесности, во-вторых, задачей НИСа — реконструкцией средневековой картины мира и стиля мышления средневекового человека сквозь призму текстов. Хотя акцент делается на латинской словесности, будут привлекаться и некоторые важнейшие тексты на новых языках, например, сочинения Данте, эпос, рыцарский роман.
Семинар носит источниковедческий характер. В центре внимания студентов в равной мере форма и содержание текстов различных жанров, рукописная традиция, особенности латинского языка на разных этапах его развития. За время обучения они познакомятся с различными методами работы с текстами, применяемыми в современной западноевропейской медиевистике. Особый акцент будет сделан, во-первых, на палеографию, во-вторых на практику перевода средневековых текстов на современный русский язык. Благодаря такой археологии текста магистранты узнают, как именно читали средневековые тексты их средневековые читатели. Поскольку только владение навыками профессионального перевода, сочетающего в себе научную точность с художественной грамотностью, большое внимание в семинаре будет уделено выработке этого умения.

НИС "Христианская археология и архитектура Средневековья"

Виноградов Андрей Юрьевич

Доцент Школы исторических наук

 
Второй НИС посвящен христианской археологии и архитектуре. В центре внимания находятся две взаимосвязанные дисциплины: христианская археология и архитектура Средневековья, представляющие собой визуальное оформление церковного культа и богослужения. В рамках семинара предполагается изучение основных понятий и феноменов христианской археологии и основных памятников раннехристианской, византийской, древнерусской и восточно-христианской архитектуры в сравнении с зодчеством средневекового Запада. Задача НИСа — сформировать у студентов представление об основных линиях развития христианской архитектуры и литургического устройства храма и показать пути материализации и визуализации средневековых культовых практик и элементов христианской литургики.
Занятия сочетают вводные презентации руководителя семинара и самостоятельную работу участников: описание и анализ отдельных памятников археологии и архитектуры с критическим разбором научной литературы на русском и английском. Первое направление предполагает изучение натурной съемки, планов и чертежей, выработку умения выделять отдельные элементы, выявлять их взаимосвязь, реконструировать пространственную композицию здания, а также овладение навыками архитектурно-археологического и стилистического анализа. Второе направление нацелено на освоение терминологии христианской археологии и архитектуры, в т.ч. иноязычной, знакомство с основными направлениями современной научной мысли в данных областях, выработку критического мышления. Предполагается написание рефератов научных работ и эссе по памятникам христианской археологии и архитектуры. НИС имеет своей целью подготовку специалистов широкого профиля, способных заниматься христианской археологией, архитектурой, литургикой, историей культа и т.п.

НИС "Скандинавский мир"

Успенский Федор Борисович

Ведущий научный сотрудник Лаборатории медиевистических исследований

 
Третий НИС посвящен скандинавскому миру. Он призван, с одной стороны, познакомить магистрантов с основными категориями средневековой скандинавской культуры, с другой, ввести их в круг проблем, занимающих современных ученых, которые изучают историю Северной Европы, русско-варяжское взаимодействие и сравнительную типологию европейских культурных традиций. Первая часть курса посвящена анализу памятников такого уникального жанра, как исландская сага, которую предполагается одновременно рассматривать как образчик предлитературного нарратива и как весьма своеобразный, но полноценный исторический источник. Лейтмотивом исследования «литературной» традиции является ее правовая составляющая, понимаемая в самом широком смысле: саги анализируются в НИСе как собрание юридических казусов, скальдические стихи, внутри или вне саг, как повод, предмет и способ судебного разбирательства. При таком историко-филологическом подходе перед участниками семинара раскрывается нормативный потенциал скандинавской литературы как таковой. Особое внимание планируется уделить механизмам манифестации и осуществления власти, которые в Скандинавии представлены довольно широким спектром разнородных институций — от народоправия (тинга) до наследственной «богоизбранной» королевской власти.
Еще одна сквозная тема курса – христианизации Скандинавии, отличающаяся на фоне континентальной Европы целым рядом неповторимых черт. Она рассматривается как длительный исторический процесс, занявший не одно столетие. В частности, объектом сопоставительного исследования становятся особенности культа святых-правителей и святых-воинов в Англии, в Скандинавии, на Руси и в Византии.

НИС "Общество и общественное сознание в средневековой Руси"

Стефанович Петр Сергеевич

Профессор Школы исторических наук

 
Древнерусское общество, как всякое средневековое общество, было сложным и гетерогенным. Вместе с тем, оно своеобразно выражало эту сложность как в словах (терминах), так и образах, ритуалах или материальных объектах. В нашем НИСе рассматриваются не только общественные структуры и группы средневековой Руси, но и «представления общества о самом себе» (по выражению Ж. Дюби). Мы будем искать ответы на целую серию вопросов, возникающих вокруг большой темы: каким образом люди, называвшие себя русью, сами выражали свою принадлежность тому или иному коллективу и осмысляли социальные различия.
Сохранившиеся источники позволяют нам судить в основном о воззрениях отдельных бравшихся за перо интеллектуалов, создававших тексты и предметы, которые служили определённым политическим целям и несли определённую идеологическую нагрузку. Но у нас есть возможность, применяя современные методы исследования, судить о социальной идентичности и «простых» людей, а также о практиках, связанных с этой идентичностью. Как социальный коллектив можно понимать и этнос, и те или иные территориальные группы, а значит, речь пойдёт и об этническом и локальном самосознании. Социальная реальность и социальные идентичности менялись в зависимости от самых разных факторов. Их поиск нам предстоит вести, внимательно вчитываясь в памятники древнерусской словесности – жития, летописи, послания, сказания, жалованные грамоты, богословские сочинения, – и пристально вглядываясь в артефакты – предметы быта, произведения искусства, иллюстрированные рукописи. Такой подход позволит нам вместе реконструировать динамику развития древнерусского общества с X в. до начала XVII в.