• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар: Скандинавский мир

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль

Преподаватель


Успенский Федор Борисович

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение дисциплины «Скандинаский мир» базируется на следующих дисциплинах: - Правовая культура Средневековья; - Историческая текстология; - История литературы в Средние века и эпоху Возрождения Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: - знать важнейшие подходы к интерпретации и комментированию древних и средневековых текстов; - владеть методиками первичного анализа литературного текста; - уметь работать с историческими источниками разных типов; - владеть способами поиска научной информации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - Сформировать представления об общекультурной ситуации в Западной Европе в X-XVI веках на основе изучения литературы указанного периода. - Для этого планомерно и в хронологической последовательности изучаются произведения литературы указанного периода. Курс построен на двух блоках. Первый посвящен литературе и словесности на новых языках в эпоху позднего Средневековья, четвертый – позднесредневековой и ренессансной литературе Италии на латыни и вольгаре.
  • - При изучении литературы позднего Средневековья и Возрождения цель в том, чтобы познакомить студентов с крупнейшими памятниками средневековой словесности и особенностями их формы, содержания и рецепции; обучить студентов основным навыкам филологического, контекстуального и сопоставительного анализа текстов; сформировать у студентов необходимые знания об историко-литературном процессе и литературнохудожественных системах, особенностях функционирований категорий жанра, стиля, авторства, об эволюции жанровых и стилевых систем.
  • - Второй раздел посвящен литературе Италии позднего Средневековья и Возрождения. Студент знакомится с основными направлениями, жанрами, авторами средневековой и ренессансной литературы Италии, рассказ о которых предполагает широкую контекстуализацию фактов истории литературы – демонстрацию их связи с событиями политической истории, истории повседневности, с целым рядом локальных историй отдельных областей знания (богословие, философия, естественные науки), музыки и фигуративных искусств.
  • В ходе освоения курса студенты слушают лекции по истории литературы Италии XIII – XVI вв., узнают о наиболее важных явлениях рецепции латино- и италоязычной литературы Апеннинского полуострова в европейской культуре на протяжении Нового и Новейшего времени (в первую очередь, в русской литературе и искусстве), а также знакомятся с основными моделями развития «ученой» и «изящной» словесности, от Данте до академических «историй литературы Италии» рубежа XX–XXI вв. Таким образом, студенты усваивают не только фактографическую основу литературного развития Италии и даже не просто овладевают категориальным аппаратом истории и теории словесности, но и получают возможность наблюдать возникновение, становление и смену методов в истории гуманитарного знания и формировать критическое отношение к ним.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - основные события средневековой истории Скандинавии; - методы историко-филологического исследования в области медиевистики; - основные понятия и категории истории скандинавской культуры.
  • уметь: - применять основные методы текстологического анализа средневекового текста; - выбирать методологию междисциплинарного исследования в области скандинавской культуры; - ставить исследовательскую задачу, выполнять исследование, представлять его и обсуждать с коллегами по курсу.
  • владеть навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы;
  • владеть навыками сопоставления письменных и материальных свидетельств в области истории культуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1: Поэтическая традиция средневековой Скандинавии
    Введение: семь столпов скандинавской культуры. Эддическое и скальдическое начало в древнесеверной поэзии. Мифопоэтический мир «Старшей Эдды». Скальды. Принципы поэтики скальдов. Скальдическое произведение как исторический источник. Социальная функция скальда. Комментированное чтение фрагмента «Младшей Эдды». Анализ панегирических и хулительных стихов скальдов.
  • Тема 2: Скандинавские саги.
    Сага как особый тип исторического нарратива и исторический источник. Разновидность саг с точки зрения их структуры и степени достоверности: королевские саги, родовые саги, лживые саги. Устное и письменное начало в саге. Проблема хронологической дистанции. Объективизирующий модус повествования и авторские проговорки в нарративе. Юридический конфликт как основа повествования в родовой саги. Инокультурные реалии в мире саги. Своды королевских саг: сходство и различия.Принципы отражения разных этапов династической истории в саговом своде.
  • Тема 3: Правовая традиция в средневековой Скандинавии
    Основные правовые кодексы. Обычное право и христианская традиция в Скандинавии. Право как основа повествовательного конфликта. Правовая норма и ее соблюдение. Необычная роль правовой традиции в принятии христианства. Устный состязательный процесс, институт свидетельства «по цепочке». Правовой подтекст и использование принципов, восходящих к праву, в разных культурных ситуациях (право как основа исторического повествования, право как основа канонизационного процесса и т.д. и т.п.).
  • Тема 5: Труды и дни Снорри Стурлусона.
    Биография отца скандинавской учености. «Круг земной». «Младшая Эдда», скальдические стихи – проблема авторства и авторского начала. Роль светских и церковных скрипотриев в культуре средневековой Скандинавии. Исландия как центр скандинавской учености. Политическая карьера Снорри как зеркало исландской и норвежской истории эпохи Средневековья. Снорри и историческая география Исландии. Снорри как политик, как скальд и как законоговоритель.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Оитоговая = 0,2*Оауд. + 0,3* О эссе + 0, 5*Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История средних веков. Т.1: ., Хачатурян, Н. А., 2003
  • Люди Севера. История викингов, 793-1241: Научно-популярное / Хейвуд Д. - М.:АЛЬПИНА, 2017. - 452 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-630-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002599

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Д.Хейвуд - Люди Севера: История викингов. 793-1241 - Альпина нон-фикшн - 2016 - ISBN: 9785961445060 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/11023