• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Повседневная жизнь в Средние века

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Тогоева Ольга Игоревна

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента магистратуры, определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 46.04.01 «История», обучающихся по программе магистратуры и изучающих дисциплину «Медиевистика». Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ; с образовательной программой; с рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 46.04.01 «История» для студентов, обучающихся по программе магистратуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс «Повседневная жизнь в Средние века» призван дать студентам общие представления об особенностях каждодневного существования жителей Западной Европы в эпоху Средневековья, об их частной и интимной жизни, об их отношении к семье и детям, об их религиозной жизни, их контактах с официальной церковью и со светскими властями, их представлениях о здоровье, болезнях и смерти. Цели освоения дисциплины «Повседневная жизнь в Средние века»: - познакомить студентов с особенностями изучения истории повседневности обществ прошлого; научить их работать с различными типами средневековых документов, уметь их анализировать и проблематизировать их данные; - продемонстрировать необходимость междисциплинарных подходов к изучению истории повседневности, роли в данном процессе таких смежных с историей областей знания, как филология, литературоведение, текстология, искусствоведение; познакомить студентов с историографией вопроса, с особенностями микро- и макроподходов в изучении прошлого; - дать представление об особенностях повседневности средневекового человека, о роли макро- и микросоциумов в жизни индивида: его отношениях с семьей, соседями, представителями светской и церковной власти; - познакомить студентов с основными структурами средневековой повседневности: различными формами семейных отношений, восприятием детей и детства, с устройством и функционированием домашнего хозяйства, с религиозным практиками, правовым и парасудебным поведением, отношением к собственному здоровью; - дать представление о взаимосвязанности религиозных, правовых и общекультурных установок жителей средневековой Европы и их влиянии на повседневную жизнь
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • иметь навыки применения полученных знаний и методологии для суммирования имеющегося и выявления нового знания о прошлом;
  • освоить основы методологии обращения с указанным материалом для анализирования и проблематизации данных источников, а также знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности.
  • иметь навыки применения полученных знаний и методологии для суммирования имеющегося и выявления нового знания о прошлом
  • Способен в популярной форме излагать и комментировать историческую информацию в ходе публичных выступлений (в т.ч. в печатных и электронных СМИ), а также в интернетпространстве (социальные сети, блоги, иные информационные и дискуссионные площадки)
  • уметь применять приобретенные базовые знания в самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
  • Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза
  • знать базовый фактологический, источниковедческий и историографический материал, относящийся к истории повседневности Западной Европы в эпоху Средневековья
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История повседневности как направление исторических исследований
  • Раздел 2. Брак и семья в Средние века.
    Модели брака и брачность. Возрастные и социальные ограничения. Добрачные отношения и отношения вне брака. Интимная жизнь средневекового человека. Отклонения от сексуальной нормы. Понимание личной чести мужчины и женщины.
  • Раздел 3. Дети и детство.
    Ребенок, женщина, половозрастная структура. Ребенок в системе семьи: понимание «детства» в Средние века. Дети-бастарды и детиподкидыши. Демографическая ситуация в эпоху Средневековья и масштабы прироста населения. Детская смертность.
  • Раздел 4. Здоровье и болезни в Средние века.
    Отношение к здоровью и болезням средневекового индивида. Развитие медицины и народные целительные практики. Феномен знахарства. Понятие «порча» и методы борьбы с ней. Дьявол и местнопочитаемые святые как источники болезни и исцеления. Болезнь как Божественное наказание (сумасшествие, проказа, колдовство).
  • Раздел 6. Домохозяйство и его ближайшее окружение.
    Отношения в средневековом микросоциуме: соседи, знакомые и чужаки. Проблема обмана и доверия. Проблема чести и репутации человека эпохи Средневековья. Парасудебные ситуации.
  • Раздел 7. Индивид и светская власть: повседневные контакты.
    Частная и публичная жизнь средневекового человека. Случаи сознательного обращения во властные инстанции (нотариат, суд, королевская канцелярия). Внутрисемейные конфликты и их судебное расследование. Личное право индивида vs. судебная система. Средневековый суд как средство отвода повседневной агрессии.
  • Раздел 5. . Церковь в повседневной жизни средневекового человека.
    Повседневные религиозные и псевдорелигиозные практики. IV Латеранский собор и институт обязательной исповеди. От тарифицированной системы наказаний за грехи к суду Инквизиции. Божба, ересь, колдовство, одержимость и борьба с ними.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Оитоговая = 0,6*Онакопленная + 0,4*Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Blockmans, W., & Hoppenbrouwers, P. C. M. (2017). Introduction to Medieval Europe 300–1500 (Vol. Third edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1620912
  • Cupane, C., & Krönung, B. (2016). Fictional Storytelling in the Medieval Eastern Mediterranean and Beyond. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1587219
  • Graham, T. F. (2020). Medieval Minds : Mental Health in the Middle Ages (Vol. First edition). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2141254
  • Всемирная история : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 2013
  • Всемирная история. Т.3: Мир в раннее Новое время, , 2013
  • История Средних веков. Т.1: ., , 2010
  • История Средних веков. Т.2: Раннее Новое время, , 2010
  • Многоликое средневековье, Иванов, К. А., 2001
  • Тысячелетнее царство (300 - 1300). Очерк христианской культуры Запада, Воскобойников, О. С., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Horizontal learning in the high middle ages : peer-to-peer knowledge transfer in religious communities. (2019). Belgium, Europe: Amsterdam University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D582802C