• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Математические методы моделирования и компьютерные технологии»

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

01.04.02 Прикладная математика и информатика

Утверждение программы
Протокол заседания Ученого совета НИУ ВШЭ от 19.12.2014, №09
Дата обновления паспорта
Протокол заседания академического совета от 25.08.2019, №4
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведётся на русском и английском языках

Специализация
Не предусмотрена
Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы

Программа готовит магистров высокого класса, способных вести исследования на стыке математики и ее приложений в перспективных областях: модели молекулярных машин и наноустройств, кластерные структуры, эволюция сложных сетей, алгебраическая волновая динамика и клеточные автоматы, квантовая информатика, архитектура суперкомпьютеров, топология высокопроизводительных вычислений, компьютерное медико-биомолекулярное моделирование и дизайн материалов. Программа отражает новейший прогресс в методах математического моделирования и компьютерных технологиях, обеспечивая выпускникам конкурентоспособность и широкие возможности трудоустройства. Привлечены эксперты мирового уровня, руководители проектов ведущих институтов РАН, Российских и зарубежных технологических центров, Международной суперкомпьютерной лаборатории НИУ ВШЭ.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие ПМ по данному направлению подготовки, могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (по виду профессиональной деятельности

01.004 Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании);

06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (по видам профессиональной деятельности

06.001 Разработка программного обеспечения;

06.003 Проектно-конструкторская деятельность;

06.019 Разработка технической документации и методического обеспечения продукции в сфере информационных технологий (ИТ);

06.022 Проектно-исследовательская деятельность в области информационных технологий; 06.031 Автоматизация информационноаналитической деятельности (АИАД) в государственных органах, обеспечивающих национальную безопасность;

06.035 Проектирование, разработка и интеграция информационных ресурсов в локальной сети и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»);

40 Сквозные виды деятельности (по виду профессиональной деятельности

40.011 Проведение научно-исследовательских и опытноконструкторских разработок). Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность и в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

 

В рамках освоения ПМ выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов

научно-исследовательский:

  • построение и анализ математических моделей в технологических, социальных и экономических системах;
  • исследование больших систем методами математического прогнозирования, системного анализа, вычислительного эксперимента с использованием высокопроизводительных вычислительных средств;
  • решение задач многокритериальной оптимизации с учётом имеющейся неопределённости;
  • исследование и разработка новых математических моделей, методов, алгоритмов и инструментальных средств по тематике выполняемых научно-исследовательских проектов;
  • составление научных и научно-технических отчётов, обзоров, рефератов и библиографических списков по тематике проводимых исследований;
  • подготовка научных и научно-технических публикаций;
  •  участие в работе научных семинаров и конференций.

проектный:

  • реализация проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода, построение и использование моделей, осуществление их качественного и количественного анализа;
  • анализ, обоснование, валидация и оптимизация проектных решений с целью обеспечения заданного уровня их качества;
  • формирование технических заданий, разработка методического инструментария, нормативных документов и других информационных материалов для осуществления проектной деятельности;
  • участие в работе проектных групп (в том числе международных) в качестве исполнителя и руководителя.

производственно-технологический:

  • исследование автоматизированных систем и средств обработки информации; 8 анализ данных из различных источников и представление результатов анализа в виде информационных артефактов;
  • разработка математических методов для анализа и построения моделей по тематике выполняемых научно-исследовательских прикладных задач или опытно-конструкторских работ;
  • разработка алгоритмов, моделей данных, библиотек и пакетов программ, продуктов системного и прикладного программного обеспечения;
  • создание, анализ и поддержка баз данных и знаний;
  • развитие и использование инструментальных средств автоматизированных систем в научной и практической деятельности;

информационно-аналитический:

  • поиск и использование источников информации, оценка их полезности, полноты и достоверности;
  • создание и сопровождение баз данных в области профессиональной деятельности;
  • создание и поддержание сети профессиональных контактов (в том числе международных) в интересах работодателя, ведомства или корпорации подготовка рефератов, обзоров и аналитических записок в области профессиональной деятельности.

организационно-управленческий:

  • соблюдение кодекса профессиональной этики;
  • разработка и внедрение процессов управления качеством производственной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем;
  • планирование научно-исследовательской деятельности и ресурсов, необходимых для реализации производственных процессов;
  • разработка методов и механизмов мониторинга и оценки качества процессов производственной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем;
  • участие в разработке корпоративной политики и мероприятий в области повышения социальной ответственности бизнеса перед обществом;
  • разработка и реализация решений, направленных на поддержку социально-значимых проектов, на повышение электронной грамотности населения, обеспечения общедоступности информационных услуг, развитие детского компьютерного творчества и т.п.;

педагогический:

  • преподавание дисциплин по профилю подготовки в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования;
  • самостоятельная разработка учебных программ и учебных курсов по преподаваемым дисциплинам;
  • организация и обеспечение самостоятельной внеаудиторной работы слушателей и студентов, стимулирование их самостоятельной научно-исследовательской и практической деятельности;
  • проведение различных форм контроля качества усвоения пройденного материала и оценивание знаний студентов;
  • ведение учебной и учебно-методической работы в высших учебных заведениях;
  • руководство научно-исследовательской работой студентов.
Характеристики образовательных модулей программы

Основные образовательные программы предусматривают изучение следующих блоков, циклов и разделов:

Блок 1. Дисциплины (модули), включая разделы:

  • М.1 – цикл дисциплин направления;
  • М.2 – цикл дисциплин программы/специализации;

Блок 2. Практика(и), проектная и(или) научно-исследовательская работа,

Блок 3. Государственная итоговая аттестация.

Учебный план программы может включать дисциплины, выбираемые студентами из других образовательных программ, в т.ч. других организаций высшего образования и научных организаций, общеуниверситетских перечней дисциплин по выбору. Наличие и объем факультативных дисциплин, не включаемых в основной объем зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется программой и реализующим ее подразделением самостоятельно. В целях выравнивания стартовых условий для обучающихся на программе студентам могут быть предложены адаптационные дисциплины, состав которых зависит от конкретного набора поступивших и находит отражение в учебном плане.

В Блок 2 «Практика(и), проектная и(или) научно-исследовательская работа» входят:

1. Производственные практики магистрантов, которые могут быть следующих

  • научно-исследовательская (практика по получению умений и опыта научно-исследовательской деятельности);
  • проектно-технологическая (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности);

2. Научно-исследовательская (исследовательская) работа магистрантов, которая включает в себя:

  • участие в научно-исследовательском семинаре (НИС);
  • выполнение курсовой работы (КР);
  • подготовку выпускной квалификационной работы (ВКР).

Одной из основных активных форм освоения профессиональных компетенций, связанных с решением тех типов профессиональных задач, к которым готовится магистрант, для программы является научный и/или научно-исследовательский семинар (НИС), входящий в обязательную часть образовательной программы и продолжающийся на регулярной основе, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты- практики. В рамках НИС должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Проектная деятельность магистрантов, которая включает в себя проектный семинар, который институализирует выполнение магистрантами проектов как в составе отдельных проектных групп, так и в составе подразделений НИУ ВШЭ и организаций-партнёров. В качестве проектов может рассматриваться любая деятельность в области специализации, имеющая заранее согласованную цель, критерии оценки результата и период выполнения (не менее 3 месяцев). В рамках проектного семинара происходит утверждение проектов с последующим публичным представлением и обсуждением результатов. Также в рамках проектного семинара должны быть предусмотрены мероприятия по развитию проектных компетенций. Темы проектов могут выбираться с помощью общеуниверситетских сервисов проектных предложений, из предложений программы или предлагаться магистрантом (инициативно предложенный проект). Тема и руководитель инициативно предложенного проекта утверждаются академическим руководителем программы.

В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входят: защита выпускной квалификационной работы (включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты) и междисциплинарный государственный экзамен по направлению подготовки (последний – по выбору программы).

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Математические методы моделирования и компьютерные технологии»

Перейти к содержанию программы