• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современное общество

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Современное общество», учебных ассистентов и студентов магистратуры направления подготовки 41.04.04 «Политология», обучающихся по образовательной программе «Современная политическая наука в преподавании обществознания в школе». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 41.04.04 «Политология» подготовки магистра; • Образовательной программой по направлению 41.04.04 «Политология» подготовки магистра; • Рабочим учебным планом университета по направлению 41.04.04 «Политология» подготовки магистра, утвержденным в 2019 г.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс нацелен на объедение социально-политической повестки современного общества, актуальной исследовательской программы социальных наук, и педагогического инструментария с задачами слушателей. В курсе нет традиционных монологических лекций, так как важно персональное участие каждого участника и его вовлеченность в коммуникативное событие занятия
  • Целью дисциплины «Современное общество» является ознакомление студентов с ключевыми концепциями современного (модерного) общества и дискуссиями вокруг современности и постсовременности, и внедрение этих понятий и концепций в учебную программу уроков обществознания через разработку материалов к уроку.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные типы социологических исследований и их виды, возможности методов и границы. Умеет определить тип исследовательской методологии, адекватный для поставленных задач. Знает основные правила построения программы социологического исследования. Знает основные задачи и возможности опросных методов. Умеет адекватно формулировать вопросы анкеты, владеет базовыми принципами построения анкеты и проведения анкетного опроса. Владеет методическими навыками подачи данного материала школьникам.
  • Знает основные элементы, теории социальных инсти-тутов. Знает основные социологические теории религии, семьи, науки. Умеет объяснить причины существования и функции религии в обществах разного типа, ее структуру, современные тенденции. Владеет навыками анализа функций, тенденций семьи и науки в конкретно-исторических условиях
  • Имеет представление о моделях «экономического» и «социологического» человека, их преимуществах и недостатках. Знает отличительные черты социологии от других наук об обществе. Умеет отличать социологические объяснения от объяснений иных наук.
  • Планируемые результаты. Знает основные виды социальных групп и их свойства. Умеет типологизировать группы на основании их признаков, предсказывать и объяснять происходящие в них процессы. Может объяснить роль групп различных типов в жизни человека. Владеет методическими навыками подачи данного материала школьникам.
  • Планируемые результаты. Знает основные теоретические подходы к типологизации обществ, умеет раскрывать специфику постсовременного общества с позиций базовых понятий социологии. концепции социальной стратификации (Маркс, Вебер, Уорнер, Дэриндорф, «смешанных систем»), умеет их сопоставлять, анализировать. Знает основные показатели социальной структуры РФ. Владеет понятийным аппаратом теории социальной мобильности. Владеет методическими навыками подачи данного материала школьникам.
  • Планируемые результаты. Знает основные теории отклоняющегося поведения (аномии, стигматизация, делинквентных субкультур, радикальной криминологии), их преимущества и недостатки. Умеет типологизировать социальное поведение, интерпретировать с позиций различных теорий. Владеет методическими навыками подачи данного материала школьникам.
  • Способен оценивать и перерабатывать освоенные научные методы и способы деятельности
  • Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области
  • ­Способен объяснять причины и формы вмешательства государства в развитие рыночной экономики
  • Способен иллюстрировать влияние изменений совокупного спроса и совокупного предложения на динамику реального ВВП и уровня цен
  • Способен критически оценивать и переосмысливать накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность
  • Способен объяснять преимущества и недостатки рыночного механизма
  • Способен объяснять содержание и цели фискальной и монетарной политик
  • Способен применять методики и микроэкономические методы для исследования рынков
  • Способен применять методы, необходимые при изучении макроэкономических проблем и объяснять общие принципы функционирования экономики
  • Способен распознать причины возникновения инфляции и определяет способы измерения ее уровня
  • Способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение
  • Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень
  • Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры.
  • Способен сравнивать эффективность экономической политики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и метод социологии
  • Предмет и методы экономической теории. Основные экономические проблемы.
  • Социальная группы как простейшая форма социальной реальности
  • Рыночные отношения в современной экономике
  • Социальный контроль и социализация в обществах различного типа.
  • Стабилизационная политика: денежная и бюджетная
  • Социальная структура и стратификация. Специфика стратификации постсовременного общества
  • Основные макроэкономические проблемы
  • Специфика социологического исследования на школьных уроках.
  • Актуальные проблемы и методы современной философии
  • Социальные институты современного общества: религия, семья, наука.
  • Введение в этику
  • Введение в философию сознания
  • Введение в политическую философию
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выполнение домашних заданий, участие в обсуждениях на онлайн занятиях
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Подготовка программы и проведение исследования с использованием опросных методов
  • неблокирующий котрольная работа по экономике
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий контрольная работа по философии
  • неблокирующий котрольная работа по экономике
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий контрольная работа по философии
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 3 модуль
    0.2 * Подготовка программы и проведение исследования с использованием опросных методов + 0.4 * Выполнение домашних заданий, участие в обсуждениях на онлайн занятиях + 0.4 * Контрольная работа
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.4 * экзамен + 0.3 * контрольная работа по философии + 0.3 * котрольная работа по экономике
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гуревич П. С. - ЭТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 516с. - ISBN: 978-5-9916-3005-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/etika-426125
  • Ким И. А. - МИКРОЭКОНОМИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 328с. - ISBN: 978-5-534-01637-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mikroekonomika-432061
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
  • Основы философии : учеб. пособие / В.Д. Губин. — 4-е изд. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 288 с. — (Профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/898296
  • Переучреждение государства: общественный договор, Аузан, А., 2006
  • Под ред. Серегиной С.Ф. - МАКРОЭКОНОМИКА. СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 184с. - ISBN: 978-5-9916-9667-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/makroekonomika-sbornik-zadach-i-uprazhneniy-433860
  • Принципы экономикс, Мэнкью, Н. Г., 1999
  • Принципы экономикс, Мэнкью, Н. Г., 2003
  • Социальная стратификация : учеб. пособие для вузов, Радаев, В. В., 1996
  • Социальная теория и социальная структура, Мертон, Р., 2006
  • Социология : анализ современного общества, Штомпка, П., 2005
  • Социология : учеб. пособие для вузов, Смелзер, Н., 1998
  • Социология религии : учеб. пособие для вузов, Гараджа, В. И., 2005
  • Социология, Гидденс, Э., 2005
  • Технология социологического исследования : учеб. пособие по курсу "Практикум по экономической социологии", Сусоколов, А. А., 2008
  • Философия : учебное пособие для вузов, Карпенко, И. А., 2018
  • Человек в обществе : система социологических понятий в кратком изложении: в помощь школьникам старших классов для подготовки к олимпиаде и ЕГЭ и студентам младших курсов, Сорвин, К. В., 2013
  • Экономикс, Мэнкью, Н. Г., 2013
  • Этика : учебник для вузов, Гусейнов, А. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Задания по экономике: от простых до олимпиадных : пособие для 10 - 11 кл., Акимов, Д. В., 2008
  • Задания по экономике: от простых до олимпиадных : пособие для 10 - 11 кл., Акимов, Д. В., 2012
  • Задания по экономике: от простых до олимпиадных : пособие для 10 - 11 классов, Акимов, Д. В., 2014
  • Задания по экономике: от простых до олимпиадных : пособие для 10-11 кл., Акимов, Д. В., 2009
  • Макроэкономика : учебник для академического бакалавриата / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 527 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-9916-4812-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/390134
  • Макроэкономика : учебник для бакалавров, Аносова, А. В., 2013
  • Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : практическое пособие, Аносова, А. В., 2013
  • Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : учебное пособие для академического бакалавриата / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 174 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-6123-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/387479
  • Микроэкономика. Макроэкономика:сборник кейсов : учеб. пособие для преподавателей, Аносова, А. В., 2008
  • Основы экономикс, Кругман, П., 2012
  • Под ред. Серегиной С.Ф. - МАКРОЭКОНОМИКА. СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 184с. - ISBN: 978-5-534-00207-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/makroekonomika-sbornik-zadach-i-uprazhneniy-431987
  • Сборник заданий по макроэкономике : для студентов вузов и учащихся 10-11 кл. (углубленный уровень), Ким, И. А., 2014
  • Социология : учебник для вузов, Фролов, С. С., 1999
  • Социология : учебник для вузов, Фролов, С. С., 2000
  • Франк, Р. Х. Микроэкономика и поведение [Электронный ресурс] / Р. Х. Франк. - М. : ИНФРА-М, 2000. - XVI, 696 с. - (Серия «Университетский учебник»). - ISBN 5-86225-854-Х (русск.), ISBN 0-07-021870-6 (англ.). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/417069
  • Экономическая социология : новые подходы к институциональному и сетевому анализу: сб. : пер., , 2002