• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как не стать диванным экспертом для своих учеников?

Как не стать диванным экспертом для своих учеников?

Сегодня один из базовых курсов магистерской программы «Современная политическая наука» представляет доцент департамента политики и управления Илья Александрович Помигуев.

Будучи подростком, я любил смотреть политические ток-шоу. Думал, что именно политологи из телевизора несут истину в массы, помогают разобраться в политике. С одной стороны, они отчасти способствовали выбору моей будущей профессии, но с другой — мешали увидеть мир шире, ограничивали его своим мнением, часто имеющим идеологическую подоплеку без объективных аргументов. «Говорящие головы» продолжали говорить, а у меня возникало все больше вопросов к ним, к их позиции и знаниям. Казалось, что экспертам важнее высказаться, чем отыскать истину. И сложность для меня заключалась лишь в том, что другое мнение было найти достаточно непросто: город, в котором я жил, был небольшим, а интернета практически не было. И здесь мне помогали учителя-гуманитарии, которые часто думали иначе, чем те самые «говорящие головы», и учили нас не только высказывать свое мнение, но и критически воспринимать получаемую информацию.

Сейчас проблема другая: у молодежи телевизор не в «тренде», а большинство информации они черпают из интернета. При этом легче не стало, так как в сети теперь столько мнений, что запутаться намного проще, чем раньше. И перед учителями встает серьезная проблема – как сделать так, чтобы среди всего разнообразия получаемой информации ученики смогли найти то, что считали бы истиной, объективным знанием? И здесь учителю обществознания необходимо стать ученым в глазах школьников. Не навязывать мнение, а предлагать объективные инструменты для формирования собственной картины мира. От того, какие «очки» наденет молодой человек, будет зависеть его видение мира, его будущее. «Очки» — это теория и методология политической науки, а политический мир — это объект, на который мы смотрим. Показать широту взглядов на политику — задача учителей и преподавателей. Но как это сделать, если сами мы часто ограничены в своих знаниях? Эту проблему можно решить для себя, поступив на магистерскую программу «Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе», где предстоит пройти курс «Современная политическая наука».

В рамках курса магистранты узнают множество концепций и подходов к пониманию политики, которые накопила политическая наука за годы своего существования. Но главное — узнают о современном состоянии политической науки: проблемах и их решениях, мыслях и интерпретациях, принципах работы с фактами, основных исследовательских трендах. Мы вместе разберем политические закономерности и трудности изучения политики на современном этапе, посмотрим на мир глазами ученых, которые стремятся получить объективное знание о сфере, которую часто называют «черным ящиком». На занятиях мы приоткроем завесу тайны о мире политического и станем немного ближе к истине, окажемся в одном ряду с учеными-политологами, а с не «экспертами из телевизора».

«Я знаю, что ничего не знаю», — в свое время сказал Сократ, но чтобы сделать такой вывод и не «придумывать велосипед» в дальнейшем, нужно знать очень много. В этом случае мы сможем дать своим ученикам инструменты для анализа политики и научить их формировать свое собственное мнение, искать и находить ответы на самые серьезные вызовы — познавательные, этические, экзистенциальные. Ведь для поиска ответов на философские вопросы не нужно быть кандидатом или доктором философских наук, потому что необходимые инструменты — логика, воображение, стремление к знанию — есть у каждого из нас.

На занятиях вместе мы увидим, как можно переформатировать философские разделы школьного обществознания в действительно интересные познавательные ситуации, которые помогут развивать критическое мышление, креативность, навыки коммуникации и командной работы учащихся.


Илья Помигуев,
доцент департамента политики и управления