• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
30
Март

Высшая школа экономики вошла в топ-100 предметных рейтингов QS по социологии и политологии

Только что, 8 марта был опубликован ежегодный рейтинг известного агентства QS (Quacquarelli Symonds), в котором рейтингуются университеты мира, в том числе в разрезе предметных областей. По «Социологии» и «Политологии» в этом рейтинге 2017 г. мы вошли в ТОП-100, значительно улучшив свои показатели прошлого года.

В рейтинге QS 2017 года по предметной области «Социология» соревновались 656 организаций, 300 из которых попали в финальный список; по предметной области «Политология» в финал вышли 200 организаций из 576 (см. рисунки выше).

Впервые социальные науки ВШЭ оказались в предметном рейтинге QS в 2015 году, когда по Sociology и Development Studies мы заняли 158 и 86 место в мире соответственно. В 2016 году мы были уже на шаг ближе к лидерам, оказавшись в «101-150» сразу по «Социологии» и «Политологии и международным исследованиям» (Politics & International Studies). Сейчас мы в лучших 100.

Согласно методике расчета предметных рейтингов QS, наиболее весомой является экспертная оценка научной репутации, выставляемой на основе опроса академических экспертов и работодателей. Так, для «Социологии» и «Политологии», доля такой оценки составляет 80%, при этом оценка академических экспертов весит 70% и 50% соответственно. Дополнительные 20% оценки приносят в совокупности цитирования публикаций за последние 5 лет и индекс Хирша.

Наших ближайших конкурентов внутри России – МГУ и СПБГУ – мы обгоняем более чем в 2 раза по уровню цитируемости публикаций в расчете на одну статью в рассматриваемых предметных областях рейтинга. По репутационной оценке ситуация сложнее.

В 2017 году QS опросило 4627 международных экспертов по «Социологии» и 6766 по «Политологии». Наш прогресс в предметных рейтингах в социальных науках связан во многом с повышением узнаваемости бренда Вышки среди зарубежных коллег. Международные конференции, проводимые как в Вышке, так и за рубежом в кооперации с партнерами приносят свои плоды в виде повышения узнаваемости бренда нашего университета и факультета, более четкой идентификации наших профессоров и научных сотрудников «под тэгом» #HSE, а не #MoscowUniversity. 

Но сохранить позиции в предметном рейтинге не менее сложно, чем их достичь. Глобальная конкуренция в рейтингах по социологии, политической науке и международным исследованиям, психологии очень высока: в соревновании участвуют сотни университетов и многие из них показывают ежегодную положительную динамику показателей. Это та самая ситуация, когда для того, чтобы даже оставаться на места, нужно очень энергично бежать вперед. Если прогресс с публикационной активностью опирается на отработанную на уровне университета систему стимулирования этой активности, то работа с экспертной оценкой нашей «предметной» репутации находится в числе важнейших задач на уровне факультета и соответствующего «предметного» департамента.

Создание стратегической академической единицы «Вызовы социального развития» на базе нашего факультета в рамках инициативы «Программы 5/100», концентрация ресурсов на приоритетных научных проектах и развитие международных партнерств факультета, финансирование участия в международных конференциях, публикационная активность в журналах высшего уровня (число публикаций сотрудников факультета в базе Scopus выросло в 2016 году на 50% по сравнению с 2015 годом!) – основные механизмы поддержания лидирующих позиций университета в предметных рейтингах.