• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар кафедры методов сбора и анализа социологической информации

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
10
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на выработку у студентов навыков методически фундированного проведения исследования полного цикла — от замысла до предоставления результатов. В рамках курса обсуждаются и осваиваются навыки теоретизирования, научной дискуссии, академического письма, презентации результатов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им выбрать направление и тему исследования
  • обучение студентов основным навыкам академической работы
  • обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов
  • выработка у студентов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками анализа профессиональной литературы
  • знает спектр актуальных научных и социальных проблем
  • умеет сформулировать тему и проблему исследования
  • Обосновывает и оценивает возможности реализации исследовательского проекта
  • умеет выбрать тему исследования с учетом временных и ресурсных ограничений
  • знает структуру программы исследования
  • умеет пользоваться системами подготовки библиографии
  • применяет рефлексивные процедуры для оценки разработанности научной проблематики
  • знает методологию количественного подхода к анализу данных
  • пользуется источниками вторичных данных
  • знает методы анализа количественных данных
  • знает особенности проектирования и проведения качественного исследования
  • знает методы анализа качественных данных
  • подготовлен текст курсовой работы
  • подготовлена презентация курсовой работы
  • опробировано устное выступление
  • умеет формулировать проблему, выбирать, обосновывать цели, задачи и методы исследования; разрабатывать методологию исследования
  • умеет разрабатывать инструменты сбора социологических данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Научное исследование и его характеристики
    Магистрская диссертация как научное исследование. Выбор темы. Структура текста курсовой работы: обязательные содержательные элементы. Разбор примеров и типичных недочетов
  • Проблемное поле современных исследований
    Выступления преподавателей кафедры и приглашенных лекторов по различным тематическим направлениям: профориентационные лекции, презентация исследований, презентация применения современных методов сбора и анализа данных.
  • Проектирование исследования
    Постановка проблемы исследования. Основные элементы программы исследования. Обзор литературы. Степень разработанности проблемы и поиск нерешенных проблем в рамках выбранного направления исследований. Описание систем поиска релевантной литературы. Ключевые слова и предметные каталоги. Составление библиографии.
  • Нормативный дизайн количественного исследования
    Методология количественного подхода к анализу данных. Обсуждение различных методов анализа, преимущества и недостатки, границы применимости. Доступные источники вторичных данных: статистика и опросные данные. Анализ данных и подготовка презентации результатов количественного исследования. Описание электронных баз данных НИУ ВШЭ. Правила работы с электронными базами данных.
  • Нормативный дизайн качественного исследования
    Особенности проектирования исследования: основные стратегии, методы полевой работы. Проблема выборки в качественном исследовании. Методы анализа качественных данных. Формы представления результатов.
  • Подготовка и презентация курсовой работы
    Требования к структуре и объему текста. Подготовка графической презентации работы. Раздаточные материалы. Требования к содержанию устного выступления.
  • Разработка программы эмпирической части магистерского исследования
    Пересмотр программы исследования в перспективе эмпирической части исследования: уточнение проблемы исследования (исследовательского вопроса) и др. элементов методологической части программы исследования. Календарь эмпирической части. Консультации, проектные семинары: презентация, рецензирование и обсуждение студентами этапов эмпирической части исследования; разбор кейсов; взаимное рецензирование планов эмпирической части.
  • Разработка инструментария и процедур сбора данных, общего плана анализа данных
    Инструментарий: список всех видов используемого инструментария в привязке к целевым группам респондентов: анкеты, гайды, формы. Характер результатов: что планируется получить на выходе, какого рода результаты; оценка выполненности поставленных задач.
  • Сбор, обработка, анализ и интерпретация данных
    Выборка: тип, теоретические и практические обоснования, принципы и процедуры расчета, принципы и процедуры отбора; подробный план построения выборки, в привязке к целевым группам и/или источникам информации. Организация и проведение эмпирического исследования. Макет данных, база данных, первичные расчеты. Логика и структура анализа данных в каждом конкретном случае, в зависимости от специфики работы.
  • Подготовка текста диссертации и презентации; подготовка к предзащите
    Научно-редакторский клуб. Отработка презентационных навыков, особенности презентации методных работ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий защита курсовой работы
    оценка состоит из 0.5 оценки научного руководителя и 0.5 оценки, полученной на защите
  • неблокирующий домашнее задание №1
    Обоснование выбора темы магистрской диссертации: актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи, методология, методы. Устная презентация.
  • неблокирующий эссе №1
    развернутая программа исследования (см. приложенный файл)
  • неблокирующий домашнее задание №2
    выполнение заданий в рамках мастер-классов
  • неблокирующий активность на занятиях
    оценка выставляется на основе компетентных выступлений по теме своей работы и активного обсуждения магистрских диссертаций коллег
  • неблокирующий домашнее задание №3
    литературный обзор по теме магистрской диссертации
  • неблокирующий домашнее задание №4
    устная и письменная рецензия диссертации магистров второго года обучения Экзамен проводится в устной форме на платформе ZOOM. Накануне экзамена всем участникам будет выслано приглашение. На компьютере студента должны быть установлены камера и микрофон. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, на все время экзамена включить камеру и микрофон. Выключать камеру во время экзамена запрещено. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи выступление студента переносится на конец сессии.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    15% - обоснование исследовательского проекта (ДЗ) 25% - выполнение заданий в рамках мастер-классов 20% - активность на семинарах (презентации отдельных частей своего исследования, участие в дискуссии) 40% - развернутая программа курсовой работы (эссе)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Оценка начисляется по следующей схеме: 15% - обзор основных источников по теме диссертации, 25% - рецензирование (письменно и устно), 20% - активность на семинарах, 40% - курсовая работа (0,5 защита + 0,5 оценка научного руководителя)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев В. В., 2001
  • Качественные методы: введение в гуманистическую социологию : Учеб. пособие для вузов, Семенова В. В., 1998
  • Стратегия социологического исследования : Описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов В. А., Семенова В. В., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Comeau, J., Grissett, J. O., & MacLennan, J. (2016). Social Research Methods. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8F52B169
  • Hall, G. M. (2013). How To Write a Paper (Vol. 5th ed). Chichester, West Sussex: BMJ Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531388