• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методы выборочного исследования

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Чуриков Алексей Владимирович

Программа дисциплины

Аннотация

В программу курса входит изучение основных типов случайных выборок: стратифицированных, многоступенчатых, кластерных. Рассматривается зависимость точности получаемых результатов от дизайна и объема выборки. Проводятся вычисления статистической погрешности, а также минимального объема выборки, необходимого для обеспечения заданной точности. Изучаются особенности построения выборки для телефонных и онлайн опросов. Уделяется внимание практике применения выборочных методов в реальных исследованиях и анализу возникающих при этом проблем. В ходе семинарских занятий слушатели овладеют следующими методами отбора: простой случайный отбор, систематический отбор, отбор с вероятностью, пропорциональной размеру, отбор респондентов в домохозяйстве по карточкам Киша. При создании курса использовалась программа аналогичного курса Центра Выборочных Исследований (Survey Research Center) при Мичиганском Университете США, а также учитывался практический опыт проектирования выборок для исследований Фонда «Общественное мнение» в период с 1995 по 2018 годы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными принципами построения выборки в социологических исследованиях
  • Освоение методов построения выборки для разных типов исследований
  • Изучение влияния конструкции выборки на точность получаемых результатов
  • Приобретение слушателями практических навыков использования стандартных методов вероятностного отбора
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные методы конструирования выборки в социологических исследованиях и особенности их применения на практике
  • Умеет вычислять статистическую погрешность выборочных средних оценок для разных типов выборок – простой случайной, стратифицированной, кластерной
  • Умеет вычислять минимальный размер выборки, обеспечивающий заданную точность
  • Владеет навыками использования таблицы и датчиков случайных чисел
  • Знает характер зависимости стоимости исследования и точности получаемых результатов от конструкции выборки
  • Умеет применять разные способы размещения выборки между стратами – пропорциональное, Неймана, оптимальное, равное
  • Умеет вычислять оптимальный размер подвыборки в кластере
  • Владеет методами и навыками проведения простого случайного отбора и систематического отбора элементов совокупности
  • Владеет методами и навыками проведения систематического отбора кластеров с вероятностью, пропорциональной размеру
  • Владеет методами вычисления весовых коэффициентов для компенсации различий в вероятности отбора элементов и для пост-стратификации («ремонта» выборки)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Выборка, основные понятия
    Выборочные исследования. Понятие совокупности: изучаемая и обследуемая. Вероятностные и невероятностные выборки. Выборочные оценки. Смещенные и несмещенные выборки, доверительный интервал.
  • Простая случайная выборка
    Определение. Способы формирования. Выборочные оценки, поправка конечной совокупности. Оценка долей. Определение размера выборки, необходимого для достижения заданной точности оценок. Доверительные границы, нормальная и биномиальная аппроксимации.
  • Стратифицированная выборка
    Определение. Среднее и дисперсия стратифицированной выборки. Пропорциональное размещение выборки между стратами. Дизайн-эффект, эффективный размер выборки. Другие способы размещения выборки: равное размещение, размещение Неймана, оптимальное размещение. Пост-стратификация.
  • Систематический отбор
    Проведение систематического отбора в случае: а) когда размер выборки кратен размеру совокупности; б) когда размер выборки не кратен размеру совокупности (использование кругового списка, использование дробного шага отбора). Возможные смещения при систематическом отборе, способы борьбы с ними.
  • Кластерная выборка
    Случайный (равновероятный) отбор кластеров. Итоговая вероятность отбора элементов в кластерной выборке. Коэффициент внутрикластерной корреляции (roh). Дизайн-эффект кластерной выборки. Стратифицированная кластерная выборка. Неопределенность размера выборки при равновероятном отборе кластеров. Отбор с вероятностью, пропорциональной размеру кластера, контроль за размером выборки. Отбор с использованием приблизительных (оцениваемых) размеров кластеров. Техника проведения систематического отбора с вероятностью, пропорциональной размеру. Кластеры слишком большого размера и способы их отбора. Кластеры недостаточного размера, процедура присоединения кластеров при систематическом отборе. Учет стоимости при определении размера подвыборки в кластере, функция стоимости. Вычисление оптимального размера подвыборки (для двухступенчатого отбора с равными вероятностями). Проектирование кластерной выборки на основе данных аналогичного исследования о дисперсии и дизайн-эффекте. Определение точности выборочных оценок при фиксированной стоимости исследования, определение стоимости исследования для достижения требуемой точности.
  • Построение всероссийской выборки
    Определение изучаемой совокупности. Конструкция выборки. Понятие территориальной выборки. Отбор административных районов РФ: определение единиц отбора первого этапа (ПЕО), формирование полного списка всех ПЕО, определение числа страт, формирование страт, отбор ПЕО в стратах. Отбор избирательных (переписных, почтовых) участков или населенных пунктов: определение единиц отбора второго этапа (ВЕО), формирование полных списков всех ВЕО для каждой ПЕО, формирование страт в тех ПЕО (где это целесообразно), определение числа отбираемых ВЕО, отбор ВЕО. Вероятностный отбор домохозяйств: составление списка домохозяйств для отбора, разбиение кластеров большого размера и дополнительный отбор частей кластера. Замена вероятностного отбора отбором домохозяйств маршрутным методом, задание начальной точки маршрута и шага отбора, недостатки маршрутного метода. Способы отбора респондента в домохозяйстве: по карточкам Киша, по ближайшему дню рождения. Зависимость вероятности отбора респондента от размера домохозяйства, применение весов для компенсации неравной вероятности отбора. Применение «фильтра» при отборе респондентов.
  • Взвешивание данных
    Случаи применения весов: непропорциональное размещение выборки между стратами, неравная вероятность отбора респондентов, отклонения от планируемой выборки (из-за недостижимости и т.п.), необходимость корректировки выборки (пост-стратификация). Влияние весов на выборочные оценки.
  • Невероятностные выборки
    Проектирование квотной выборки. Причины применения квотной выборки в практике исследований. Отличие квотной выборки от вероятностной. Выборка добровольцев, уличная выборка, целевая (экспертная) выборка, отбор «в местах скопления» представителей изучаемой совокупности, отбор методом «снежного кома».
  • Особенности построения выборки для некоторых типов исследований
    Выборка для телефонных опросов. Выборка для панельных исследований. Выборка для интернет-опросов.
  • Источники ошибок в выборочных исследованиях
    Ошибки выборки: статистическая погрешность, смещения, вызванные неправильным применением выборочной техники. Ошибки наблюдений (измерений): смещения, вызванные некорректным инструментарием, ошибками интервьюеров, ошибками при вводе и обработке данных. Ошибки отсутствия наблюдений: невключение в совокупность, отсутствие ответов. Способы уменьшения ошибок.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Домашние задания + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Baker, R., Brick, J. M., Bates, N. A., Battaglia, M., Couper, M. P., Dever, J. A., … Tourangeau, R. (2013). Summary Report of the Aapor Task Force on Non-Probability Sampling. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C5CC5872
  • Thompson, S. K. (2012). Sampling (Vol. 3rd ed). Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=442142
  • Методы социальных исследований : группы организации и бизнес, Браймен А., Белл Э., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • SECOND EDITION Guidelines for Best Practice in Cross-Cultural Surveys. (n.d.). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8E3178AF