• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проектный семинар "Качественные методы в рыночной аналитике"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Основная цель курса состоит в освоении принципов и техник, позволяющих развивать новые объяснительные концепции и гипотезы в ходе анализа эмпирических данных о современных рынках, собираемых в рамках качественной парадигмы эмпирического исследования. Курс состоит из четырех блоков. Первый кратко проблематизирует и проясняет основные эпистемиологические принципы, а также методологические и методические развилки качественной парадигмы. Второй, основной раздел курса, организован как практическая аналитическая работа с рыночными кейсами при помощи различных процедур и техник креативного мышления, фасилитирующих поиск теоретических и практических инсайтов в ходе анализа текстовых (в самом широком смысле) данных. Третий блок нацелен на знакомство с методологическими посылками и аналитическими возможностями различных современных программ качественного исследования (дискурс-анализ, контент-анализ, конверсационный анализ, автоэтнография, нетнография, кейс-стади, и т.д.). Четвертый блок курса культивирует навыки написания аналитического текста, презентующего результаты качественного исследования в научной среде и за её пределами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель курса состоит в освоении принципов и техник, позволяющих развивать новые объяснительные концепции и гипотезы в ходе анализа эмпирических данных о современных рынках, собираемых в рамках качественной парадигмы эмпирического исследования. Курс состоит из четырех блоков. Первый кратко проблематизирует и проясняет основные эпистемиологические принципы, а также методологические и методические развилки качественной парадигмы. Здесь же уделяется пристальное внимание проблеме социологического теоретизирования как ключевой для качественной парадигмы научной задаче. Второй, основной раздел курса, организован как практическая аналитическая работа с рыночными кейсами при помощи различных процедур и техник, фасилитирующих поиск теоретических и практических инсайтов в ходе анализа текстовых (в самом широком смысле) данных. Третий блок нацелен на знакомство с методологическими посылками и аналитическими возможностями различных современных программ качественного исследования (дискурс-анализ, контент-анализ, конверсационный анализ, автоэтнография, нетнография, кейс-стади, и т.д.). Четвертый блок курса культивирует навыки написания аналитического текста, презентующего результаты качественного исследования в научной среде и за её пределами. По итогам освоения курса студенты должны: A. Понимать принципы конструирования социологических теорий среднего уровня на основе качественных эмпирических данных B. Владеть базовыми принципами абдуктивного анализа социологических данных C. Владеть базовыми приемами кодирования текстовых данных D. Иметь представление о характере аналитических задач, решаемых различными программами качественного исследования E. Уметь оценивать степень обоснованности и теоретическую значимость предлагаемых объяснительных гипотез, исходя из оценки дизайна качественного исследования F. Понимать субстантивный смысл академических требований к научному тексту, в том числе к научной статье и тексту диссертации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует понимание сути абдуктивного анализа качественных данных. Демонстрирует понимание роли культурного капитала исследователя как медиатора сбора и анализа качественных данных.
  • Демонстрирует знание методологических требований к программе качественного исследования, отличительного способа формирования выборки, ее отличия от объекта. Демонстрирует понимание специфики гипотез в качественном исследовании.
  • Демонстрирует способность строить предварительные теории на данных предложенных эмпирических кейсов.
  • Владеет приемами реконструирования кодов и построения объяснительных категорий на основе предложенных нарративных данных.
  • Демонстрирует понимание способов развития объяснительных категорий и повышения уровня абстракции развиваемых гипотез
  • Демонстрирует владение методиками организации разных типов этнографического исследования.
  • Демонстрирует знание ограничений этнографического исследования и способов их преодоления.
  • Демонстрирует понимание методологических особенностей КА по сравнению с другими видами микро-анализа социологических данных.
  • Демонстрирует способность анализа и интерпретации данных, транскрибированных в методологии конверсационного анализа.
  • Демонстрирует знание основных подходов к анализу визуальных данных.
  • Демонстрирует умение реконструировать роль контекста при анализе межстрановых вариаций рыночных практик.
  • Демонстрирует понимание логики организации научного текста.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Структура и динамика научного знания.
    Верификация и фальсификация научной гипотезы. Проблема каузальности в социальных науках. Перформативность научного знания. Треугольник: актор-домен знания-поле (сети оценивания). Индукция. Дедукция. Абдукция и методологические задачи качественного исследования. Объективация объективирующего субъекта. Исследователь как инструмент сбора и анализа данных. Культурный капитал, креативность и научная деятельность. Способы развития креативного мышления. Латеральное мышление. Практика. Абдуктивный анализ. Различение. Кейс: Криминальные рынки и социальная защищенность в странах третьего мира.
  • Подготовка научного текста на основе качественного исследования.
    Качественная научная статья на качественных данных. Практика: Оценка качества программы исследования: техника силовых полей.
  • Методология качественного исследования.
    Рекурсивность. Роль теоретических концептов. Концептуальная схема исследования. Специфика работы с гипотезами. Методологические принципы выборки (открытость, гетерогенность, развитие). Субстантивность «приложений» в текстах по качественным данным. Владение социальной теорией при анализе рыночных кейсов. Практика: Обсуждение «памятки» требований к исследованиям в качественной методологии.
  • Построение теории из качественных данных
    Наименование, концептуализация, типология, аналогия, метафора, выявление паттерна. Формирование объяснительной схемы. Как оценить теоретическую значимость исследования. Практика: Социологические паззлы - упражнения в теоретизировании.
  • Обоснованная теория (версии А. Страусса, Б. Глейзера, К. Чармаз, А. Кларк).
    Метод аналитических сравнений. Кодирование. Какими бывают коды. Техники открытого и осевого кодирования текстовых данных. Избирательное кодирование и выявление матрицы условий. Направления развития дизайна исследования в целях повышения уровня обобщения гипотезы. Практика: Сравнительный анализ нарративов интервью.
  • Этнография.
    Типы включенного наблюдения. Роли наблюдателя и отношения в поле. Эмоциональная включенность и дистанцированность наблюдателя. Мульти-сайтная этнография. Автоэтнография. Нетнография. Структура дневника наблюдения. Анализ эмпирических данных. Отчетные материалы для подкрепления валидности. Практика: Реконструкция рыночного кейса.
  • Специфика международных сравнительных исследований в качественной парадигме.
    Контекст-чувствительный сравнительный анализ (А. Леденева). Практика: Энциклопедия неформальных практик: межстрановые вариации экономического действия
  • Конверсационный анализ как парадигма социологического исследования
    КА как часть этнометодологии. Методологические посылки, цели и задачи КА. Анализ очередностей. Социальные права и обязанности акторов как право голоса. Техники ремонта коммуникации. Индексность языковых единиц. Сообщества естественного языка. Анализ «речи во взаимодействии»: особые требования к транскрибированию Практика: Смех как социальный индикатор. Middle Distance Medical Gaze.
  • Визуальная социология.
    Работа с визуальными данными. Отбор данных для анализа. Социологическое фотографирование. Семиотический, структурный, иконографический, герменевтический, дискурсивный подходы к анализу. Выявление контента и контекста. Практика: Подбор и анализ визуальной информации по заданной теме.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий Промежуточный экзамен
    Промежуточный экзамен представляет собой защиту студентами представленной в форме диаграммы Исикавы концептуальной схемы магистерского исследования и оценки теоретического вклада магистерской диссертации в изучаемую тематическую область
  • неблокирующий Аналитическое эссе
    Аналитическое автобиографическое эссе предполагает, что на первом этапе каждый студент по заданному лекалу на основе самоанализа генерирует набор эмпирических данных, по сути реконструируя собственные установки в отношении изучаемого вопроса. Далее в эссе необходимо провести кодирование этих установок, предложить объяснительную схему их устройства и происхождения, а также осмыслить методологическую ограниченность полученной схемы, исходя из автоэтнографического характера используемых данных; показать, каким образом необходимо было бы изменить дизайн исследования, чтобы повысить внутреннюю валидность предлагаемой объяснительной схемы. Тема эссе: «Установки в отношении денег: подводные камни денежного обмена».
  • неблокирующий Финальный экзамен
    Финальный экзамен проводится в письменной форме. Каждый студент получает рыночный кейс и набор эмпирической информации к нему. Задача – проблематизировать рыночную ситуацию и обосновать объяснительную гипотезу. Продолжительность экзамена – 2 часа 40 минут. Студенты могут пользоваться любыми источниками, включая Интернет.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Итоговая оценка складывается из накопленной оценки (НО), балла за промежуточный экзамен (ПЭ) и балла за финальный экзамен (ФЭ). Промежуточный экзамен - 20%. Финальный экзамен -20%. Итоговая оценка рассчитывается по формуле: 0,6НО+0,2ПЭ+0,2ФЭ. Блокирующих элементов не предусмотрено.
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Накопленная оценка формируется из таких компонентов как: Посещаемость семинаров (ПС, 30%); Активность на семинарах (АС, 30%); Аналитическое автоэтнографическое эссе (АЭ, 40%). Накопленная оценка рассчитывается по формуле: 0,3ПС+0,3АС+0,4АЭ.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Charmaz, K. (2007). Tensions in qualitative research. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B3E1B86F
  • Charmaz, K. (DE-588)105020994X, (DE-576)404421253. (2014). Constructing grounded theory / Kathy Charmaz. Los Angeles, Calif. [u.a.]: SAGE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.391165852
  • Kathy Charmaz. (n.d.). Advances in Qualitative Methods Conference Premises, Principles, and Practices in Qualitative Research: Revisiting the Foundations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5A292B7C
  • Samantha B. Meyer, & Belinda Lunnay. (2013). The Application of Abductive and Retroductive Inference for the Design and Analysis of Theory-Driven Sociological Research. Sociological Research Online, (1), 1. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.sro.srosro.2012.102.2
  • Swedberg, R. (2014). The Art of Social Theory. [N.p.]: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=760411
  • Структура научных революций, Кун Т., Кузнецов В. Ю., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Meyer, S. B. (2016). Abductive Analysis: Theorizing Qualitative Research. British Journal of Sociology, 67(1), 182–183. https://doi.org/10.1111/1468-4446.12170
  • Reichertz, J. (2012). Abduction: the logic of discovery of Grounded Theory. Germany, Europe: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1BE7BCEE
  • Swedberg, R. (2016). Before theory comes theorizing or how to make social science more interesting. British Journal of Sociology, 67(1), 5–22. https://doi.org/10.1111/1468-4446.12184