• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
30
Март

Научно-исследовательский семинар кафедры экономической социологии

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными правилами написания научно-исследовательской работы, начиная от её проекта и заканчивая презентацией и защитой. На занятиях рассматриваются основные этапы написания научно-исследовательской работы, подготовки внутренне непротиворечивого и реализуемого проекта исследования, постановки целей, задач, выдвижения гипотез и подбора методов их тестирования. Основное внимание уделяется подготовке проекта исследовательской работы, а также правильному написанию обзора литературы, изложению полученных автором результатов, представления результатов во время защиты. Научно-исследовательский семинар ориентирован на подготовку магистерской диссертации. Промежуточной формой ее подготовки в рамках первого года обучения является написание курсовой работы. Последняя рассматривается как важный этап в процессе подготовки итоговой магистерской диссертации и, как правило, представляет собой её часть.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации в соответствии с современными стандартами проведения эмпирических социологических исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Написать и обсудить проект исследования, соответствующий правилам
  • Написать и обсудить не менее одного параграфа эмпирической главы диссертации
  • Корректно сформулировать цель исследования, соответствующую теме, и раскрывающие ее задачи
  • Корректно сформулировать тестируемые гипотезы и предположения
  • Собрать и грамотно описать базу данных
  • Выбрать методы анализа данных, адекватные поставленным задачам и гипотезам
  • Сделать презентацию и защитить проект исследования
  • Написать структурированный обзор литературы
  • Написать главу с детальным описанием методологии исследования
  • Написать и обсудить текст черновика исследовательской работы
  • Сделать презентацию и защитить текст черновика диссертации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Как сформулировать цель, задачи, объект и предмет исследования
    Основные правила постановки цели и задач исследования. Различия между объектом и предметом исследования. Соотношение объекта и генеральной совокупности.
  • Формулировка теоретической основы и гипотез исследования
    Что такое теоретическая основа исследования. Выбор теории и построение модели исследования. Выдвижение гипотез, их опора на имеющиеся теоретические и прикладные исследования. Критерии тестируемости гипотез. Последовательность: задача – гипотеза – метод решения.
  • Описание эмпирической основы исследования
    Выбор данных, адекватных поставленным задачам и выдвинутым гипотезам. Количественные и качественные данные; смешанный дизайн. Плюсы и минусы сбора данных. Плюсы и минусы вторичного анализа уже собранных данных. Анкета для количественного исследования. Как задавать вопросы? Формирование выборки. Репрезентативность. Поиск респондентов. Он-лайн исследования. Гайд интервью для качественного исследования. Формирование выборки. Поиск респондентов. Транскрибирование. Как правильно описать данные в проекте диссертации.
  • Особенности постановки гипотез и методологии анализа разных типов данных
    Правильный подбор методов проведения исследования и анализа данных. Различия между методами сбора данным и методами анализа данных. Типы гипотез в количественных исследованиях и их тестирование. Основные задачи анализа количественных данных: типология, поиск взаимосвязей, поиск каузальных связей. Методы, адекватные каждому типу задач: факторный анализ (типология поведения), кластерный анализ (типология кейсов\объектов), корреляционный анализ (взаимосвязи), регрессионный анализ (каузальные связи). Методы оценки регрессий в зависимости от типа зависимой переменной. Дискриминантный анализ и анализ соответствий: основные задачи. Теоретическая основа качественных методов в социологии: феноменология (э.гуссерль), социология повседневности (А. Шютц), этнометодология (Г. Гарфинкель), символический интеракционизм (Дж. Мид, Ч. Кули, У. Томас), социальная конструкция реальности (П. Бергер, Н. Луман), обоснованная теория (А. Страусс, Дж.Корбин). Основные методы качественных исследований. Антропологический и этнографический подходы. Метод кейс-стади. Методы сбора качественных данных. Постановка гипотез. Методы анализа качественных данных: построение типологий, таксономия, контент-анализ, событийный анализ, выявление «фоновых ожиданий» (г.гарфинкель), анализ метафор, герменевтический анализ, дискурс анализ, семиотический анализ, феноменологический анализ, анализ нарративов, аналитическая индукция, обоснованная теория (grounded theory), квази-статистика.
  • Правила написания и защиты проекта. Предварительное обсуждение.
    Предварительное обсуждение проекта исследовательской работы: актуальность, цель и задачи, степень разработанности проблемы, выдвижение гипотез, подбор или сбор эмпирических данных, методы решения задач и тестирования гипотез.
  • Защита проекта диссертации
    Защита проекта диссертации. Оценка за защиту проекта выставляется с учетом качества презентации, ответов на вопросы в ходе дискуссии и выполнения требований к проектам диссертационной работы.
  • Написание исследовательской работы: обзор литературы
    Обзор литературы и основные требования к нему. Последовательность процедур при подготовке литобзора, основные источники. Структура обзора литературы, основанная на проблемах, а не на описании отдельных текстов. Основные правила библиографического описания. Различные системы ссылок.
  • Написание исследовательской работы: методология исследования
    Описание методологии. Экономическая и социологическая теория как основа выдвижения гипотез. Обоснование гипотез с опорой на обзор литературы. Обоснование методов тестирования гипотез в тексте. Представление данных. Описание вторичной базы и необходимые элементы. Описание первичной базы (собранной автором) и ее необходимые элементы. Описание выборки и методики сбора данных. Различия между методами сбора данных и методами анализа данных.
  • Написание исследовательской работы: изложение результатов исследования
    Изложение результатов собственного эмпирического исследования. Описательная часть: stylized facts. Описание и интерпретация данных. Как правильно структурировать изложение эмпирических результатов. Подтверждение гипотез. Количественные данные. Представление результатов методов статистического анализа данных. Таблицы, графики и диаграммы. Информативность как главный критерий демонстрации данных. Какие результаты применения методов нужно выносить в текст (кластерный и факторный анализ, регрессия). Оформление таблиц. Представление результатов качественного исследования. Оформление и цитат. Что вынести в приложение. Основные выводы исследования. Как правильно написать заключение работы. Заключение к работе с опорой на проверку гипотез. Заключение к работе как рекомендации по экономической и\или социальной политике.
  • Обсуждение черновика диссертационной работы
    Предзащита проходит в форме презентации студентом результатов своей диссертационной работы в течение 10-15 мин. После презентации происходит обсуждение, участники семинара задают студенту вопросы, зачитываются рецензии на текст черновика диссертации.
  • Предзащита черновика магистерской диссертации
    Оценка за предзащиту выставляется с учетом качества презентации, ответов на вопросы в ходе дискуссии и выполнения требований к диссертационным работам.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Подготовка текстов, составляющих проект магистерской диссертации [2 модуль]
    Для защиты проекта диссертации необходимо за 7 дней до даты защиты выслать руководителю семинара и рецензентам текст проекта диссертации (8-10 страниц), содержащий: тема; актуальность, проблема исследования, цель и задачи, объект и предмет, степень разработанности проблемы, теоретическая основа, выдвижение гипотез, описание базы эмпирических данных, операционализация понятий, методы решения задач и тестирования гипотез; ожидаемые результаты; краткий (не более 0,5 стр.) список литературы. Текст представляется на электронный адрес преподавателей семинара и участников семинара. Назначенный рецензент должен не позже, чем за 1 день до защиты представить письменный отзыв (на электронный адрес преподавателей семинара и участников семинара).
  • неблокирующий Обсуждение текстов, составляющих проект исследования [2 модуль]
    Производится обсуждение достигнутых студентом результатов по написанию текста магистерской диссертации.
  • блокирующий Предварительное обсуждение проекта [2 модуль]
  • неблокирующий Активность на семинарах, посещаемость [2 модуль]
  • неблокирующий Подготовка текста магистерской диссертации [4 модуль]
    Студент должен написать развернутый план, содержащий главы и параграфы работы; обзор литературы; методологическая глава; эмпирическая глава; подготовить презентацию.
  • неблокирующий Обсуждение текстов [4 модуль]
    Производится обсуждение достигнутых студентом результатов по написанию текста магистерской диссертации.
  • блокирующий Предварительное обсуждение черновика [4 модуль]
  • неблокирующий Активность на семинарах, посещаемость [4 модуль]
  • блокирующий Защита проекта магистерской диссертации + оценка базы данных [2 модуль]
    Требования к проектам диссертационной работы: • Наличие чётко сформулированных актуальности, проблемы исследования, цели, задач, объекта и предмета. • Корректность и соответствие друг другу темы, цели, задач и гипотез. • Обоснование гипотез в опоре на теорию и предыдущие исследования. • Подробная операционализация понятий. • Корректное описание эмпирической основы (данных). • Тестируемость гипотез. • Соответствие методов анализа данных поставленным задачам и выдвинутым гипотезам.
  • блокирующий Защита черновика диссертации [4 модуль]
  • неблокирующий Подготовка текстов, составляющих проект магистерской диссертации [2 модуль]
    Для защиты проекта диссертации необходимо за 7 дней до даты защиты выслать руководителю семинара и рецензентам текст проекта диссертации (8-10 страниц), содержащий: тема; актуальность, проблема исследования, цель и задачи, объект и предмет, степень разработанности проблемы, теоретическая основа, выдвижение гипотез, описание базы эмпирических данных, операционализация понятий, методы решения задач и тестирования гипотез; ожидаемые результаты; краткий (не более 0,5 стр.) список литературы. Текст представляется на электронный адрес преподавателей семинара и участников семинара. Назначенный рецензент должен не позже, чем за 1 день до защиты представить письменный отзыв (на электронный адрес преподавателей семинара и участников семинара).
  • неблокирующий Обсуждение текстов, составляющих проект исследования [2 модуль]
    Производится обсуждение достигнутых студентом результатов по написанию текста магистерской диссертации.
  • блокирующий Предварительное обсуждение проекта [2 модуль]
  • неблокирующий Активность на семинарах, посещаемость [2 модуль]
  • неблокирующий Подготовка текста магистерской диссертации [4 модуль]
    Студент должен написать развернутый план, содержащий главы и параграфы работы; обзор литературы; методологическая глава; эмпирическая глава; подготовить презентацию.
  • неблокирующий Обсуждение текстов [4 модуль]
    Производится обсуждение достигнутых студентом результатов по написанию текста магистерской диссертации.
  • блокирующий Предварительное обсуждение черновика [4 модуль]
  • неблокирующий Активность на семинарах, посещаемость [4 модуль]
  • блокирующий Защита проекта магистерской диссертации + оценка базы данных [2 модуль]
    Требования к проектам диссертационной работы: • Наличие чётко сформулированных актуальности, проблемы исследования, цели, задач, объекта и предмета. • Корректность и соответствие друг другу темы, цели, задач и гипотез. • Обоснование гипотез в опоре на теорию и предыдущие исследования. • Подробная операционализация понятий. • Корректное описание эмпирической основы (данных). • Тестируемость гипотез. • Соответствие методов анализа данных поставленным задачам и выдвинутым гипотезам.
  • блокирующий Защита черновика диссертации [4 модуль]
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.06 * Активность на семинарах, посещаемость [2 модуль] + 0.18 * Обсуждение текстов, составляющих проект исследования [2 модуль] + 0.4 * Подготовка текста магистерской диссертации [4 модуль] + 0.12 * Подготовка текстов, составляющих проект магистерской диссертации [2 модуль] + 0.24 * Предварительное обсуждение проекта [2 модуль]
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.06 * Активность на семинарах, посещаемость [2 модуль] + 0.18 * Обсуждение текстов, составляющих проект исследования [2 модуль] + 0.4 * Подготовка текста магистерской диссертации [4 модуль] + 0.12 * Подготовка текстов, составляющих проект магистерской диссертации [2 модуль] + 0.24 * Предварительное обсуждение проекта [2 модуль]
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dinesh S. Hegde. Essays on Research Methodology [Электронный ресурс]- Springer India 2015. Online ISBN 978-81-322-2214-9. Режим доступа: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007%2F978-81-322-2214-9.pdf
  • Hegde, D. S. (2015). Essays on Research Methodology. New Delhi: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1001250
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Тимерманиса И.Е., Тановой А.Г. - СОЦИОЛОГИЯ. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 118с. - ISBN: 978-5-534-09953-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-metodika-provedeniya-sociologicheskih-issledovaniy-438266