• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар кафедры методов сбора и анализа социологической информации

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
10
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными правилами написания научно-исследовательской работы, начиная от ее проекта и заканчивая презентацией и защитой. Рассматриваются основные этапы научно-исследовательской работы, подготовки внутренне непротиворечивого и реализуемого проекта исследования, постановки целей, задач, выдвижения гипотез, работе с литературой, подбора и реализации методов сбора и анализа социологической информации. Спецификой научно-исследовательского семинара является методологический приоритет – основное внимание уделяется разработке методологии, стимулирование освоения современных методов и технологий работы с данными. Научно-исследовательский семинар ориентирован на подготовку магистерской диссертации. Промежуточной формой ее подготовки в рамках первого года обучения является написание курсовой работы, которая рассматривается как важный этап в процессе подготовки магистерской диссертации и, как правило, представляет собой ее часть.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации в соответствии с современными стандартами методически фундированного проведения эмпирических социологических исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обосновывает и оценивает возможности реализации исследовательского проекта
  • Умеет выбрать тему исследования с учетом временных и ресурсных ограничений
  • Знает спектр актуальных научных и социальных проблем
  • Умеет формулировать проблему, выбирать, обосновывать цели и задачи исследования
  • Применяет рефлексивные процедуры для оценки разработанности научной проблематики
  • Знает основные методы исследования
  • Умеет разрабатывать методологию исследования, выбрать методы сбора и анализа данных
  • Знает основные принципы и методы работы с научной литературой
  • Умеет пользоваться системами подготовки библиографии
  • Знает нормы и правила академической работы
  • Владеет навыками экспертной оценки научных текстов
  • Владеет навыками подготовки академического текста
  • Умеет корректно представить результаты исследовательских работ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Выбор темы исследования и постановка проблемы
    Тематические направления и проблемное поле исследований. Актуальность темы и ее новизна. Исследовательские проблемы и практические проблемы. Реализуемость темы в течение подготовки магистерской диссертации. Основные ошибки при выборе и формулировке темы, обосновании актуальности и формулировании проблемы исследования.
  • Проектирование исследования и подготовка проекта курсовой работы
    Структура магистерской диссертации и курсовой работы, как составной части магистерской диссертации. Основные элементы проектирования исследования. Постановка проблемы и ключевые исследовательские вопросы. Степень разработанности проблемы и поиск нерешенных проблем в рамках выбранного направления исследований. Теоретическая основа исследования. Определение основных понятий для решения задач исследования. Предмет и объект исследования, их соотношение. Основные правила постановки цели и задач исследования. Статус гипотез в исследованиях конфирматорного и эксплораторного типа. Выбор методологии. Составление библиографии и краткий обзор литературы. Ожидаемые результаты исследования. Основные требования к проекту курсовой работы
  • Методологии исследования
    Основные требования к описанию методологии исследования. Различные уровни понимания методологии. Методология, как стратегия исследования. Модели количественного и качественного исследования. Возможности смешанного подхода. Основные исследовательские дизайны. Эмпирическая база исследования: первичные и вторичные данные. Доступные источники вторичных данных. Методы и процедуры исследования. Взаимосвязь дизайнов и методов исследования. Специфика исследований методной направленности. Специфика исследований с использованием «больших данных». Методологическая рефлексия. Апробация методологии в курсовой работе.
  • Обзор литературы
    Основные требования к обзору литературы. Анализ источников, как составная часть теоретической главы исследования. Поиск источников (профессиональные журналы, их электронные версии; библиографические каталоги, электронные каталоги в интернете). Работа с источниками: метод «библиографического круга», изложение практических и теоретических результатов имеющихся научных исследований, критический разбор, а не описание отдельных текстов. Варианты структурирования обзора. Основные правила библиографического описания. Различные системы ссылок.
  • Нормы и правила академической работы
    Проблема достоверности научных знаний. Фабрикации и фальсификации данных. Плагиат. Конфликты интересов в науке. Контроль качества научной продукции, экспертная оценка научных текстов. Институт рецензирования (peer review). Работа с рецензируемым текстом. Критерии оценки работы. Научная критика – умение разбирать, выявлять противоречия, выносить суждения. Основные требования к подготовке рецензии.
  • Академическое письмо
    Академический стиль, как формально - логический способ изложения материала. Смысловая целостность и связность. Фокусировка на сути излагаемой проблемы. Краткость и ясность изложения. Использование специальной терминологии. Речевые ошибки. Редактирование текста.
  • Работа с научной литературой (мини-курс)
    Работа с библиографией в цифровую эпоху: цифровая библиографическая среда. Основные проблемы: отбор качественных источников, поиск, хранение, систематизация, цитирование. Список использованной литературы как «строительный материал» и «сигнал». Типичные ошибки в подборе литературы. «правильный» список литературы. Проблема избытка информации и критерии качества научной публикации. Виды научных публикаций (препринт, статья, книга и др.). Принципы работы рецензированных научных журналов. Общесоциологические и отраслевые журналы. Формальные рейтинги и престиж журналов. Почему важно читать топ-журналы. Показатели цитируемости. Проблемы подбора источников релевантных теме: широкие рамки vs. узкотемье. Публикации типа literature review и handbook как введение в тему. Ежегодники annual reviews (annual review of sociology и др.). Специализированные программы для работы с библиографией (reference management software): zotero – бесплатное, многофункциональное, кроссплатформенное (mac, windows, linux) решение. Принципы и правила работы в zotero. Использование zotero при подготовке научных текстов.
  • Практический брендинг (мини-курс)
    От товара к бренду. Торговая марка и торговый знак как инструмента защиты. Эволюция предложений брендов. Значение и функции брендов для экономики, производителей, потребителей. Роль исследований в создании и управлении брендами. Позиционирование и сегментация брендов. Конкурентное окружение: стратегии выживания брендов. Коммуникация брендов. Роль селебрити в коммуникации. Современные лидеры мнений и каналы продвижения. Управление репутацией брендов. Продуктовый портфель брендов и подходы к ценообразованию. Тренды в создании и развитии предложений брендов.
  • Качественные методы в бизнес - исследованиях (мини-курс)
    Agile подход в применении этнографических методов. Креативные воркшопы. Визуальная этнография. Тренд аудит бренда, тренд-прогнозирование, семиотический анализ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий защита курсовой работы
  • неблокирующий домашнее задание №1
  • неблокирующий домашнее задание №2
  • неблокирующий активность на занятиях
  • неблокирующий домашнее задание №3
  • неблокирующий домашнее задание №4
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * активность на занятиях + 0.3 * домашнее задание №1
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.6 * активность на занятиях + 0.4 * домашнее задание №2
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * активность на занятиях + 0.2 * домашнее задание №3 + 0.2 * домашнее задание №4 + 0.4 * защита курсовой работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев В. В., 2001
  • Создание академического текста : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова Е. Р., 2013
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов В. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Social research methods, Bryman A., 2012
  • Social research methods, Bryman A., 2016
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко У., Костюкович Е., 2001