• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
30
Март

Научно-исследовательский семинар кафедры экономической социологии

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
10
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными правилами написания научно-исследовательской работы, начиная от ее проекта и заканчивая презентацией и защитой. На лекционных занятиях рассматриваются основные этапы написания научно-исследовательской работы, подготовки внутренне непротиворечивого и реализуемого проекта исследования, постановки целей, задач, выдвижения гипотез и подбора методов их тестирования. Основное внимание уделяется подготовке проекта исследовательской работы, а также правильному написанию обзора литературы, изложению полученных автором результатов, представления результатов во время защиты. Научно-исследовательский семинар ориентирован на подготовку магистерской диссертации. Промежуточной формой ее подготовки в рамках первого года обучения является написание курсовой работы. Последняя рассматривается как важный этап в процессе подготовки итоговой магистерской диссертации и, как правило, представляет собой ее часть.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации в соответствии с современными стандартами проведения эмпирических социологических исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные принципы и методы работы с научной литературой
  • Умеет работать с библиографическим менеджером zotero
  • Знает принципы выбора темы исследования и постановки проблемы
  • Умеет формулировать тему исследования делать постановку проблемы
  • Может сформулировать цель и задачи исследования
  • Может подготовить проект курсовой работы
  • Умеет дать определение основным понятиям исследования
  • Может провести операционализацию основных понятий
  • Знает особенности и ограничения используемых в исследованиях источников данных
  • Может выбрать источники данных для курсовой работы
  • Знает основные источники по теме курсовой работы
  • Может написать обзор литературы
  • Знает основные методы исследования
  • Умеет выбрать методы для решения задач курсовой работы
  • Умеет написать текст курсовой работы
  • Умеет подготовить презентацию результатов исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Работа с научной литературой (мини-курс).
    Работа с библиографией в цифровую эпоху: цифровая библиографическая среда. Основные проблемы: отбор качественных источников, поиск, хранение, систематизация, цитирование. Список использованной литературы как «строительный материал» и «сигнал». Типичные ошибки в подборе литературы. «правильный» список литературы. Проблема избытка информации и критерии качества научной публикации. Виды научных публикаций (препринт, статья, книга и др.). Принципы работы рецензированных научных журналов. Общесоциологические и отраслевые журналы. Формальные рейтинги и престиж журналов. Почему важно читать топ-журналы. Показатели цитируемости. Проблемы подбора источников релевантных теме: широкие рамки vs. узкотемье. Публикации типа literature review и handbook как введение в тему. Ежегодники annual reviews (annual review of sociology и др.). Специализированные программы для работы с библиографией (reference management software): zotero – бесплатное, многофункциональное, кроссплатформенное (mac, windows, linux) решение. Принципы и правила работы в zotero. Использование zotero при подготовке научных текстов.
  • Выбор темы исследования и постановка проблемы
    Требования, которым должны соответствовать тема научного исследования. Актуальность темы и ее новизна. Направленность темы на решение проблемы. Реализуемость темы в течение подготовки магистерской диссертации. Исследовательские проблемы и практические проблемы. Соответствие темы исследования специальности («прикладные методы социального анализа рынков»). Основные ошибки при выборе и формулировке темы. Основные ошибки при обосновании актуальности темы. Основные ошибки при формулировании проблемы исследования.
  • Написание проекта курсовой работы
    Основные задачи подготовительного этапа. Источники, используемые в ходе подготовительного этапа: пресса, статистика, неформализованный опрос экспертов, научные публикации, их соотношение в первичной разработке темы. Архивы и работа с ними. Определение структуры курсовой работы: основные разделы. Составление библиографии и краткий обзор литературы. Степень разработанности проблемы и поиск нерешенных проблем и вопросов в рамках выбранного направления исследований. Проектирование методологии исследования: определение основных этапов исследования, выбор методов сбора и анализа информации. Особая роль апробации методологии в курсовой работе. Ожидаемые результаты исследования в целом и в курсовой работе в частности.
  • Операционализация основных понятий
    Связь процедуры операционализации понятий с целью и задачами исследования. Определение основных понятий с помощью словарей и энциклопедий. Выработка рабочих определений понятий для решения задач курсовой работы. Разработка системы индикаторов (показателей) для измерения понятий. Требования к системе индикаторов (показателей).
  • Доступные источники статистических и вторичных данных. Выбор источников данных для курсовой работы
    Открытые базы данных (росстат, база данных ниу вшэ с макроэкономическими показателями, фом, оон (comtrade), мировой банк, laborasta и др.) Базы данных по подписке (rlms, софист, casmin и др.) Порядок доступа и ограничения в использовании данных. Особенности описания вторичной эмпирической базы в проекте и отчете. Принципы выбора данных для исследования в целом и для курсовой работы, в частности. Проектирование процесса апробации методологии в курсовой работе.
  • Написание обзора литературы
    Обзор литературы и основные требования к нему. Анализ источников, его необходимость и основные направления. Поиск литературных источников (профессиональные журналы, их электронные версии; библиографические каталоги, электронные каталоги в интернете). Практические и теоретические результаты имеющихся научных исследований. Последовательность процедур при подготовке литобзора, основные источники. Структура обзора литературы, основанная на проблемах, а не на описании отдельных текстов. Основные правила библиографического описания.
  • Основные исследовательские дизайны и методы сбора данных
    Опросы: выборка, лонгитьюдные подходы. Пример исследования: таунсенд об измерении бедности. Экспериментальные и оценочные исследования: причинная связь, независимые и зависимые переменные. Естественные эксперименты в социологическом исследовании. Эксперименты и этика. Сравнительные исследования. Примеры исследования: дюркгейм о самоубийстве. Социальные смыслы и самоубийство (дуглас). Социальная организация самоубийства (аткинсон). Этнография. 'verstehen': понимание мира с точки зрения инсайдера. Пример исследования: тэйлор (1982) о самоубийствах. Вопрос для обсуждения – для каких исследований случайная выборка не нужна? Первичные и вторичные данные. Анкетные опросы. Интервью: структурированное и неструктурированное. Наблюдения: структурированные и включенные. Социальная статистика. Документы. Выбор методов. Взаимосвязь дизайнов и методов исследования.
  • Подготовка черновика курсовой работы и его защита
    Предоставление текста черновика курсовой работы (25-30 стр.) является обязательным условием аттестации по НИС.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Мини-курс «Работа с источниками» (2 модуль)
  • неблокирующий Выполнение домашних заданий (2 модуль)
  • неблокирующий Рецензии на проекты студентов 2 года (2 модуль)
  • неблокирующий Активность на семинарах (2 модуль)
  • неблокирующий Проект курсовой работы (3 модуль)
  • блокирующий Черновик теоретической основы и методологии (3 модуль)
    Текст черновика курсовой сдается руководителю нис, а также рассылается рецензентам работы и участникам семинара за 10 дней до начала защит. Текст должен содержать: 1) обоснование проблемы и ее актуальности 2) обзор литературы 3) описание методологии исследования 4) описание инструментария и эмпирических данных 5) характеристику апробации инструментария/дескриптивной статистики и выводов для дальнейшего исследования Защита черновика курсовой работы проходит в форме презентация (10-12 мин.) перед комиссией из числа преподавателей кафедры экономической социологии, ответов на вопросы и обсуждения.
  • неблокирующий Активность на семинарах (3 модуль)
  • неблокирующий Отзывы и рецензии на чужие работы (4 модуль)
  • неблокирующий Домашние задания (4 модуль)
  • неблокирующий Активность на семинарах (4 модуль)
  • неблокирующий Защита курсовой работы (4 модуль)
  • неблокирующий Мини-курс «Работа с источниками» (2 модуль)
  • неблокирующий Выполнение домашних заданий (2 модуль)
  • неблокирующий Рецензии на проекты студентов 2 года (2 модуль)
  • неблокирующий Активность на семинарах (2 модуль)
  • неблокирующий Проект курсовой работы (3 модуль)
  • блокирующий Черновик теоретической основы и методологии (3 модуль)
    Текст черновика курсовой сдается руководителю нис, а также рассылается рецензентам работы и участникам семинара за 10 дней до начала защит. Текст должен содержать: 1) обоснование проблемы и ее актуальности 2) обзор литературы 3) описание методологии исследования 4) описание инструментария и эмпирических данных 5) характеристику апробации инструментария/дескриптивной статистики и выводов для дальнейшего исследования Защита черновика курсовой работы проходит в форме презентация (10-12 мин.) перед комиссией из числа преподавателей кафедры экономической социологии, ответов на вопросы и обсуждения.
  • неблокирующий Активность на семинарах (3 модуль)
  • неблокирующий Отзывы и рецензии на чужие работы (4 модуль)
  • неблокирующий Домашние задания (4 модуль)
  • неблокирующий Активность на семинарах (4 модуль)
  • неблокирующий Защита курсовой работы (4 модуль)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Активность на семинарах (2 модуль) + 0.4 * Выполнение домашних заданий (2 модуль) + 0.25 * Мини-курс «Работа с источниками» (2 модуль) + 0.1 * Рецензии на проекты студентов 2 года (2 модуль)
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Активность на семинарах (2 модуль) + 0.25 * Выполнение домашних заданий (2 модуль) + 0.15 * Мини-курс «Работа с источниками» (2 модуль) + 0.2 * Рецензии на проекты студентов 2 года (2 модуль)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Выполнение домашних заданий (2 модуль) + 0.35 * Мини-курс «Работа с источниками» (2 модуль) + 0.25 * Рецензии на проекты студентов 2 года (2 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ионин Л. Г. - ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 341с. - ISBN: 978-5-534-08966-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-i-metodologiya-empiricheskoy-sociologii-433956

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лекции по методологии социологических исследований : учебник для вузов, Батыгин, Г. С., 1995
  • Под ред. Тимерманиса И.Е., Тановой А.Г. - СОЦИОЛОГИЯ. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 118с. - ISBN: 978-5-534-09953-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-metodika-provedeniya-sociologicheskih-issledovaniy-438266