• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция научно-исследовательского семинара

Развитие исследовательской компоненты является одним из основных принципов совершенствования магистерских программ НИУ ВШЭ. Более половины учебных часов в магистерской программы планируется отводить на разные формы научно-исследовательской работы студентов. Основной формой организации этой работы выступает научно-исследовательский семинар (НИС), организуемый на каждой из магистерских программ.

Цель и задачи семинара

Цель научно-исследовательского семинара — выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации.

Основные задачи научно-исследовательского семинара:

  1. Проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им выбрать направление и тему исследования.
  2. Обучение студентов навыкам академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных работ.
  3. Обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов.
  4. Выработка у студентов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов.

Конечная задача семинара — сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, включить их в жизнь научного сообщества так, чтобы они смогли детально освоить технологию и «кухню» научно-исследовательской деятельности.

Порядок организации семинара

Научно-исследовательский семинар проводится в течение первого и второго года обучения. На протяжении всего этого периода он включает еженедельные аудиторные занятия по утвержденному расписанию и самостоятельную работу студентов. Соотношение часов аудиторных занятий и часов самостоятельной подготовки студентов в рамках НИС равняется 25:75. Данная пропорция обусловлена тем, что НИС требует повышенной доли самостоятельной работы студентов.

Выбор семинара студентами

Магистерская программа организуется двумя кафедрами департамента социологии – экономической социологии и методов сбора и анализа социологической информации, –  каждая из которых проводит свой НИС. Студент имеет право выбора семинара и осуществляет этот выбор в первом модуле первого года обучения при составлении и утверждении своего индивидуального учебного плана.

Работа в одном из двух научно-исследовательских семинаров является для студента обязательной. При этом он вправе посещать другой семинар (или научно-исследовательские семинары других кафедр) на добровольной основе без обязательств по сдаче экзамнов.

Запись на научно-исследовательский семинар на первом году обучения производится на весь период обучения в магистратуре. Переписаться на другой научно-исследовательский семинар студент может только один раз при составлении ИУП на второй год обучения.

Научно-исследовательский семинар производится при условии, что на него записалось не менее одной четверти студентов магистерской программы. Если научно-исследовательский семинар на одной из кафедр не набрал достаточного числа студентов, студенты обязаны записаться на семинар другой кафедры с внесением соответствующих поправок в их ИУП.

Формы работы на семинаре

Работа НИС формируется на пересечении двух циклов деятельности:

  • цикл подготовки магистерской диссертации,
  • цикл организационных форм научно-исследовательского семинара.


С самого начала научно-исследовательский семинар ориентирован на подготовку магистерской диссертации. Промежуточной формой ее подготовки в рамках первого года обучения является написание курсовой работы. Последняя рассматривается как важный этап в процессе подготовки итоговой магистерской диссертации и, как правило, представляет собой ее часть.

Цикл подготовки магистерской диссертации является основным, под него подстраивается цикл организационных форм научно-исследовательского семинара, который по существу является способом организации публичного обсуждения каждого этапа единого исследовательского цикла. Структура организационных форм НИС построена на основе двухфазного принципа, предполагающего постоянное чередование:

  • фазы вложений, где главными выступающими являются преподаватели и приглашенные ими практики,
  • фазы отдачи, где главными выступающими являются студенты магистерской программы.

Схема организации семинара

Общая схема организации НИС представлена в табл. 1. Реализация отдельных форм не обязательно полностью совпадает с границами соответствующих модулей, однако приоритет в каждом модуле отдается именно указанным формам.

 

Таблица 1. Циклы подготовки магистерской диссертации и форм научно-исследовательского семинара
I год обученияМодули
IIIIIIIV
Подготовка магистерской диссертацииВыбор темы и построение общего плана курсовой работыПодготовка и обсуждение проекта курсовой работыПодготовка обзора научной и аналитической литературыПодготовка и обсуждение курсовой работы
  
Формы НИСПрофориентационные лекции и мастер-классы преподавателей кафедрыПроектный семинарЗанятия по написанию академических работНаучно-редакторский клуб
II год обученияМодули
IIIIIIIV
Подготовка магистерской диссертацииВыбор темы и построение общего плана магистерской диссертацииОбсуждение программы магистерского исследованияСбор и обработка эмпирических данныхПредзащита магистерской диссертации
  
Формы НИСПрофориентационнные лекции и мастер-классы приглашенных практиковПроектный семинарЗанятия по организации и проведению исследованийНаучно-редакторский клуб

 

В первый год обучения семинар начинается с профориентационных лекций, проводимых преимущественно преподавателями кафедры, которые делятся опытом своей собственной исследовательской работы, знакомят студентов с процедурами организации исследовательских проектов и с частью полученных результатов. Акцент делается, таким образом, на демонстрации образцов исследовательской и аналитической деятельности. Эта форма призвана помочь студентам выбрать тему курсовой работы (с прицелом на будущую магистерскую диссертацию) и сформировать первоначальный план этой работы к концу второго модуля.

Третий модуль посвящен подготовке студентами проектов курсовой работы общим объемом не более 5 стандартных страниц и групповому обсуждению этих проектов. Для этого организуются специальные проектные семинары по устоявшейся форме, в которой они проводятся в Лаборатории экономико-социологических исследований. На этом этапе студент должен окончательно определиться с характером и структурой курсовой работы. 

В ходе четвертого модуля студенты приступают к написанию курсовой работы, состоящей в значительной или преобладающей степени из аналитического обзора имеющейся специальной академической и аналитической литературы. При анализе имеющихся материалов особое внимание уделяется теоретическим подходам и эмпирическим примерам исследования. Основным результатом анализа должен стать реферативный обзор. Этой работе способствуют занятия по правилам подготовки и написания академических работ, проводимые преподавателями кафедры.

Наконец, во второй половине четвертого модуля студенты завершают написание курсовой работы и производится обсуждение первоначальных текстов этих работ. В этот период семинар работает в режиме научно-редакторского клуба, основная цель которого – помочь автору доработать первоначальный текст и привести его к окончательному виду. В ходе двух итоговых заседаний семинара проводится предзащита курсовых работ, основная цель которых – предварительная оценка работы.

Структура НИС в ходе второго года обучения в общих чертах напоминает его структуру в течение первого года. Но содержание заметно отличается.

Семинар начинается с первого модуля, в котором проводится второй цикл профориентационных лекций и мастер-классов. На этот раз предпочтение отдается приглашенных практикам и аналитикам разных российских рынков. На этом фоне студенты определяются с темой и общей структурой будущей магистерской диссертации. Выбор темы и руководителя должен быть сделан в течение первого месяца. В конце модуля проводится обсуждение представляемых студентами развернутых планов диссертационной работы. Если к концу модуля студент не представил развернутого плана диссертации, то он имеет 2 недели во втором модуле для того, чтобы его представить.

В ходе второго модуля происходит подготовка программы магистерского исследования общим объемом не более 10 стр. Эти проекты проходят через процедуру публичного обсуждения на специальных проектных семинарах.

Основной задачей работы студента в течение третьего модуля является сбор и первичная обработка эмпирических данных. В это время преподавателями кафедры проводятся занятия по организации и проведению исследований. Здесь также анализируются существующие базы данных, которые могут использоваться при написании магистерских диссертаций. Целесообразно обсуждение вопросов разработки и апробирования исследовательского инструментария.

Наконец, в четвертом модуле студенты пишут первоначальный текст магистерской диссертации, который проходит процедуру предзащиты, когда семинар работает в режиме редакторского клуба, призванного помочь автору доработать этот первоначальный текст.

Во всех обсуждениях, помимо преподавателей и докладчиков, активное участие должны принимать все студенты.

Отчетность студентов по семинару

В качестве рубежного контроля предусматриваются дифференцированные зачеты по итогам каждых двух модулей. Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности.

Оценка студента за научно-исследовательский семинар формируется из оценки 1) текстов, к которых отражены разные этапы работы над курсовой и магистерской диссертацией, 2) студенческих презентаций , а также из 3) оценки участия студента в коллективных обсуждениях.

За 1-й год обучения студент обязан представить 3 текста:

  1. проект курсовой работы (3-й модуль);
  2. обзор научной литературы по теме – реферат (4-й модуль);
  3. курсовую работу для прохождения предзащиты и получения итоговой оценки (4-й модуль).

 За 2-й год обучения студент обязан представить 4 текста:

  1. развернутый план диссертационной работы (1-й модуль);
  2. программа магистерского исследования (2-й модуль)
  3. информационный отчет о проводимых эмпирических исследованиях (3-й модуль)
  4. магистерскую диссертацию для прохождения предзащиты (4-й модуль) и защиты (4-й модуль).

Эти тексты должны являться результатом самостоятельной научно-исследовательской работы студентов, которую они ведут под руководством своих научных руководителей. На их основе студенты готовят презентации, с которыми выступают в ходе заседаний семинара.Научно-исследовательский семинар за 4 модуля первого года обучения обеспечивает 10 кредитов, а за 4 модуля второго года обучения – 8 кредитов. 

Руководство семинаром

Кафедрой назначается руководитель научно-исследовательского семинара из числа ведущих профессоров. Руководитель осуществляет общую координацию деятельности кафедры по организации и проведению НИС.

Руководитель формирует и возглавляет Совет НИС из числа ведущих преподавателей кафедры. Совет НИС разрабатывает программу НИС, утверждает состав приглашаемых преподавателей и практиков, контролирует содержательное наполнение данного семинара и утверждает итоговые оценки студентам за работу в семинаре по представлению руководителя семинара.

Общая ответственность за проведение семинара возлагается на заведующего выпускающей кафедрой.