• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистры “Мультимедийной журналистики” представили трансмедийные проекты для музеев

В рамках проектного семинара магистерской программы “Мультимедийная журналистика” студенты готовят трансмедийные проекты для малых музеев Третьяковки и музея Льва Толстого.

В сентябре о создании трансмедийных расширений в традиционных музеях магистрам рассказывали Фёкла Толстая, руководитель проекта “Весь Толстой в один клик”, заведующая отделом развития Государственного музея Л. Н. Толстого, Майя Стравинская, продюсер проекта Tolstoy Digital, и Татьяна Гафар, начальник службы развития малых музеев Третьяковской галереи.

Когда возникла идея сотрудничества профессионалов и магистров второго курса “Мультимедийной журналистики”, ребята сразу разделились на два направления - часть работали над проектами для малых музеев Третьяковки (в их число входят Музей-квартира А.М. Васнецова, Дом-музей В.М. Васнецова, Музей-мастерская А. С. Голубкиной, Дом-музей П. Д. Корина), часть - над разноформатными мультимедийными проектами, тематически связанными с произведениями и жизнью Льва Толстого.   


Анна Качкаева, 
Профессор Департамента медиа, медиакритик, журналист

Мультимедийные технологии добавили традиционному музейному пространству трансмедийное расширение. Повествование теперь либо спродюсировано как зрелище - экскурсии, например, проходят с помощью виртуальных персонажей и специальных аудиовизуальных эффектов, с использование кино, анимации, интерактивных экранов, технологий дополненной и виртуальной реальности. Либо повествование вообще переносится в мобильную цифровую среду, давая дополнительные возможности для погружения в сюжет и представления деталей экспозиции. Обо всём этом мы говорили еще в 2009-2010 гг., когда проводили тренинги для участников проекта Фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире». Сейчас это стало реальностью.   
К 2011 году, когда в Вышке был создан факультет медиакоммуникаций, во всем мире, и в России в том числе, уже началась активная оцифровка коллекций и открытие широкого доступа к шедеврам мирового наследия. Вместе с энтузиастами “цифровых музеев” из музейной среды мы не раз обсуждали, как, совмещая технологии и “рассказывание историй”, привлечь студентов наших магистерских программ к работе над цифровыми музейными проектами и коммуникационным дизайном музеев. Дело сдвинулось в тот момент, когда технологии и мультимедиа-инструменты стали доступными и простыми в использовании не только для IT-специалистов и веб-дизайнеров. Так в 2016 году появился курс “Трансмедийное проектирование для музеев”.

В своей статье доцент Департамента медиа Ренира Гамбарато приводит классификацию проектов трансмедийного сторителлинга. Один из его видов - ретроактивные проекты, которые не являются таковыми изначально, а приобретают качества трансмедийности со временем: например, это касается книг или музеев. Работы студентов можно отнести как раз к таким инициативам.



Анна Качкаева, 
Профессор Департамента медиа, медиакритик, журналист

Трансмедийные истории – ведущие повествование на разных медиаплатформах - становятся проводниками по экспозициям, коллекциям, отдельным произведениям, литературному наследию. Такие проекты делают человека соучастником происходящего, восстанавливает утраченные связи, дает ему ощущение не раритета, не лавки древностей, а того, что все хранящееся в музее имеет к нему непосредственное отношение. А цифровые приложения делают истории вокруг музеев доступными везде, где есть интернет, на всех мобильных устройствах.
Умение видеть сюжет, рассказывать историю с помощью современных технологий, "упаковать" привычное в зрелище, игру, современную коммуникацию - и, тем самым, привлечь к музеям внимание людей, в том числе молодых,  - такого задачи стояли перед студентами в ходе работы над проектом. 

Создание проектов для музеев Третьяковки вместе с Татьяной Гафар стало для некоторых из студентов не просто модульным заданием, а выпускной квалификационной работой. Над проектом ребята работают в сотрудничестве с дизайнерами из Школы дизайна Вышки - так реализуется принцип единого факультета коммуникаций, медиа и дизайна. 


Надежда Прохорова,
студентка 2 курса магистерской программы “Мультимедийная журналистика”

Курс музейного сторителлинга, как официально назывался наш проектный семинар, поменял планы каждого члена нашей команды насчёт ВКР: мы решили объединиться и под руководством Анны Григорьевны Качкаевой делать выпускной проект «Музеи по соседству». Его главная идея, миссия – показать искусство в повседневности, помочь людям увидеть Москву, которую мы не замечаем.
В ведении Третьяковской галереи находится несколько музеев-квартир - А.М.Васнецова, П.Д.Корина, А.С.Голубкиной. К сожалению, эти музеи слабо ассоциируются с Третьяковкой и не очень известны на фоне других московских музеев. Поэтому наша главная задача – популяризировать творчество художников средствами мультимедиа и трансмедиа и, возможно, таким образом привлечь людей в малые музеи Третьяковки. Результатом нашей работы будет отдельный сайт, который в перспективе как отдельная страница встроится на сайт Третьяковской галереи.
В нашей маленькой команде у каждого своя зона ответственности: Рита Колосова занимается продвижением проекта, Марина Банникова и я отвечаем за контент. Визуальную концепцию продумывала Сабина Вахитова. Мы общаемся с сотрудниками музеев Корина и Васнецова, они уже консультируют нас. Удалось подключить к работе и дизайнеров нашего факультета: Ирина Ущекина делает для проекта анимированную карту и инфографику. В третьем модуле работа продолжится: мы будем работать непосредственно с архивами музеев, реализовывать технически более сложные идеи.


Анна Новикова, доктор культурологии, академический руководитель магистерской программы “Медиапроизводство в креативных индустриях” 

Кроме того, что это интересный образовательный кейс, это ещё и большой социокультурный проект. Мультимедийная составляющая на сайте малых музеев Третьяковки не очень развита, и мы надеемся, что результат работы наших студентов будет важным культурным вкладом Департамента и всей Вышки в мультимедиатизацию российских музеев. Мы явно можем музеям в этом помочь.

 


Анна Качкаева, 
Профессор Департамента медиа, медиакритик, журналист 

Имена художников Васнецовых, Павла Корина, скульптора Голубкиной известны не очень многим, не говоря уж об их музеях-квартирах в Москве. Вот почему концепция проекта “Музей по соседству”, предложенная группой студентов, потребовала объемной работы с материалом, контактов с музейщиками, привлечения дополнительных дизайнерских сил.
Это “приложение” будет защищаться как дипломный творческий проект, задача которого - буквально открыть публике малые музеи Третьяковки, упаковав темы и сюжеты экспозиций в привлекательную просветительскую форму, познакомить с ними и привлечь в них дополнительных посетителей (в том числе молодых). Есть у проекта и более стратегическая задача – поддерживать постоянный интерес к наследию художников и скульпторов, пока музеи находятся на реконструкции (например, музей-мастерская Павла Корина закрыт уже девять лет).

 

Вторая история касается трансмедийных проектов “вокруг Толстого”. Для работы магистры выбрали разные произведения и разные технологические инструменты, которые освоили на курсе Юрия Куприянова. Например, есть сайт с рецептами блюд из “Войны и мира”, есть мультимедийная карта с каторжным путём в Сибирь по роману “Воскресение”, карта, представляющая географию “Севастопольских рассказов”, а также проект, посвящённый влиянию Кавказа на личность и мировоззрение Льва Николаевича. Работа над другими проектами - про праздники в “Войне и мире” в аудиоформате, видео с неизвестными фактами из жизни Толстого, аудиогид для дошкольников, карта с маршрутами путешествий Льва Николаевича - еще ведется, и этот список ссылок будет дополняться.



Дарья Ихно,
студентка 2 курса магистерской программы “Мультимедийная журналистика”

Фёкла Толстая предложила нам варианты работы, которая была бы интересна с точки зрения популяризации музеев, творчества и жизни Толстого. Мы с Анной Зиновьевой придумали наш проект с нуля, предположив, что среднестатистическому современному человеку будет интересно познакомиться с произведением "Война и мир" с новой, неакадемической стороны, а заодно узнать какие-то бытовые подробности жизни в XVIII веке. Поэтому мы постарались собрать все блюда, которые встречаются в тексте романа, и найти их рецепты в кулинарных книгах соответствующего периода. Для этого мы использовали книгу Елены Молоховец "Подарок молодым хозяйкам", написанную в 1861 году.

Затем мы создали сайт, где можно найти пошаговую инструкцию по приготовлению блюд. Постарались сделать его максимально современным, привлекающим внимание, а интерфейс простым и удобным.

Своевременная четкая конструктивная критика со стороны заведующего отделом информационных ресурсов Государственного музея Л. Н. Толстого Ивана Лысякова помогла нам отшлифовать проект до его нынешнего состояния. Надеемся, что он и вправду заинтересует не только любителей творчества Толстого и кулинарии, но и более широкую аудиторию.


Фёкла Толстая,
заведующая отделом развития Государственного музея Л. Н. Толстого

Современное молодое поколение выбирает свои формы взаимодействия с большими текстами классической литературы. Мы попросили студентов факультета коммуникаций, медиа и дизайна, департамент медиа представить свой взгляд на наследие Льва Толстого.  То, что получилось, показалось нам интересным, и мы хотим показать это широкой публике это приложением к музею.

 


Анна Качкаева, 
Профессор Департамента медиа, медиакритик, журналист

Всем участникам такого проектного процесса он принёс безусловную пользу. Музеи получают разнообразные “цифровые приложения”, дополнительные ресурсы для продвижения и возможных будущих сотрудников своих отделов цифрового развития. Студенты – знакомство с уникальными экспозициями и материалами, опыт общения с сотрудниками музеев, навыки продюсирования трансмедийных проектов и работы в команде с участием коллег других специальностей. Такая многозадачная проектная работа, да еще и с реальным благородным результатом в пользу музеев, несомненно пригодится нашим выпускникам, в какой бы медиаорганизации им не пришлось трудиться в будущем.

__

Успешно реализованный проект сотрудничества с музеями будет продолжен в следующем году на проектном семинаре новой магистерской программы “Трансмедийное производство в цифровых индустриях”.


Текст: Милена Рублева, студентка 4 курса образовательной программы “Журналистика”