• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мусульмане, общество и власть в Российской империи и СССР

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс лекций и семинаров представляет собой центральную историческую дисциплину магистерской программы «Мусульманские миры в России (история и культура)». Она читается на протяжении 2х лет и имеет целью дать студентам полное и систематизированное представление о современных научных подходах к изучению культурной, социальной, политической и интеллектуальной истории основных мусульманских регионов, входивших в состав Российской империи и СССР. Она основана на базовых знаниях по всеобщей истории и истории России, полученных магистрантами на уровне бакалавриата (или специалитета), и на историографических курсах, преподаваемых в магистратуре. На основе конкретного материала она позволит студентам освоить проблематику новой имперской истории, постколониальных исследований и других современных историографических подходов. Ее преподает коллектив ведущих российских ученых, специализирующихся по изучаемым регионам и одновременно рассматривающих общие аспекты и международный контекст этой проблематики. Регионы включают Урало-Поволжье и Западную Сибирь, Крым (И.В. Зайцев, И.Л. Алексеев), Центральную Азию (С.Н. Абашин, А.Р. Ихсанов), Кавказ (В.О.Бобровников), как и трансрегиональные контакты и локальности. Курс должен показать, с одной стороны, региональную специфику и многообразие мусульманских сообществ в Российской империи и СССР, как и политики власти в них. С другой – подчеркнуть связи между ними на разных уровнях, рассмотреть формы взаимодействия разных слоев их населения с центральной и локальной властью, зарубежными мусульманскими ареалами и между собой в разные исторические периоды, начиная с их вхождения в состав Российской империи (дается также краткий обзор предшествующей истории этих обществ). Дисциплина знакомит студентов с основными трудами и направлениями исследований по этой проблематике, использующимися в них базовыми понятиями и концепциями. Во взаимодействии с имперскими дискурсами рассматриваются многообразные и изменчивые дискурсы мусульманских сообществ, их социальные сети, институты и акторы. Общие обзорные части курса посвящены проблемам управления различиями в Российской империи и СССР применительно к мусульманам, концепциям национализма в его связях с конструированием религиозных идентичностей (и с исламом в частности), культурным аспектам политики власти, формированию колониального знания, фигурам колониальных посредников – выходцев из мусульманских обществ. В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные этапы трансформации политики в отношении мусульманских обществ в Российской империи и СССР, базовые документы и институты, которые регулировали жизнь мусульман в регионах; ориентироваться в дискурсивных, социальных и религиозных практиках этих обществ и способах их взаимодействия с властью и обществом в имперский и последующие периоды; уметь анализировать основные точки зрения в современной историографии на характер взаимодействия мусульман и власти; иметь навыки работы с различными источниками по истории мусульманских обществ в России.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить основные направления, концепции и методы обширной исследовательской литературы, посвященной изучению истории ислама, взаимоотношений мусульман, государственных властей и общества на материалах Российской империи и Советского Союза, кросскультурных взаимодействий
  • Изучить основные этапы истории мусульманских сообществ в России, политики регулирования различий в отношении властей к ним, разнообразные пути их взаимодействий с властью, обществом, между собой и с зарубежными мирами, преимущественно в периоды империи Романовых и СССР, а также в современной России.
  • Сориентировать студентов в имеющихся справочниках, источниках и литературе по истории мусульманских сообществ и ислама в России
  • Выработать у студентов умение критически пользоваться базовыми понятиями и концепциями, используемыми в исследованиях мусульманских сообществ, работать с литературой и источниками по данной проблематике
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение дать описание ключевым историографическим подходам, концепциям и понятиям, определяющим изучение мусульманских обществ в эпоху колониальной модернизации, и показать их главные тезисы
  • Знакомство с подходами постколониального исламоведения, новой имперской истории и дискурсивным анализом для изучения мусульманских сообществ на восточных окраинах Российской империи и культурных взаимодействий, в которые они включены
  • Знание периодизации истории ислама в России, основных дат и фактов этой истории (до 15 в.)
  • Знакомство с основными методами анализа различных историографических источников
  • Понимание закономерностей возникновения, бытования и развития исламской историографии и места в ней текстов российских мусульман
  • Знание основных этапов и особенностей становления и развития системы государственного управления исламом в Российской империи
  • Умение анализировать различные типы и виды источников по истории управления различиями в России
  • Владение навыком понимания и анализа разнородных тенденций в государственном регулировании положения мусульманских сообществ в Российской империи
  • Знание основных проблем развития культуры и самосознания мусульман центральной России в 19-20 вв
  • Умение анализировать различные нарративы и дискурсы репрезентации мусульман – как происходящие из исламской среды, так и внешние по отношению к ней
  • Владение специальными методами научных исследований в изучаемой области, научных исследований на стыке различных дисциплин
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Вводный: теоретические проблемы изучения мусульманских обществ в России
    Тема 1.0. Вводная. Обзор и проблематика курса; исследовательские подходы. Тема 1.1 Имперское подданство, колониализм и культурная гегемония над мусульманами. Были ли мусульманские окраины России колониями? Завоевание, неполное подданство, дискриминация. Внутренняя колонизация. Косвенное управление туземцами колоний. Османские и европейские параллели. Инородцы-туземцы царской и советской России. Тема 1.2 Теории национализма и ислам. Современные концепции национализма: примордиализм, инструментализм, конструктивизм, модернизм, национализм и ислам. Тема 1.3. Дискуссии о джадидизме. Полемика в современной историографии о путях развития и трансформации мусульманских обществ в России. Дискуссии о джадидизме в этом контексте. Понятия «культура», «цивилизация», «культурные различия», «культурные взаимодействия», «модернизация», «модерность», их историчность и критика. Социальное конструирование и локализация знания; факторы эксклюзивности и инклюзивности. Роль информанта в формировании знания.
  • Раздел 2. Предшественники мусульманских обществ в России и формы их исторического самосознания
    Тема 2.1. Ранняя история ислама в Волго-Уральском регионе. Волжская Булгария. Ибн Фадлан. Тема 2.2. Ислам в Золотой Орде: принятие «государственной религии». «Чингизидская толерантность» и ее наследники. Версии исламизации в мусульманском сознании XVII-XIX вв. Тема 2.3. Введение в исламскую историографию России XVI-нач. XX вв. (Волго-Уральский регион, Крым, Кавказ): конструирование прошлого, оправдание настоящего, образы будущего
  • Раздел 3. Ислам в Российской империи: система государственного управления и положение мусульманских общин в конце 18 –20 вв.
    Тема 3.1. Источники и историография: а) документы государственных органов (законодательные акты и уложения, указы, отчеты и циркуляры, доклады и донесения), б) документы личного происхождения (официальная и неофициальная переписка чиновников и общественных деятелей), в)полемическая и апологетическая публицистика и беллетристика Тема 3.2. Ислам в империи Романовых от Петра I до Екатерины II: общая характеристика. Преемственность и динамика трансформации государственной политики по отношению к исламу по сравнению с московским периодом. Тема 3.3. Развитие «исламской политики» России и модели государственного регулирования ислама в начале 19 в. Главное управление (впоследствии – Департамент) духовных дел иностранных исповеданий. Особенности администрирования ислама в Волго-Уральском регионе, Западной Сибири и на Кавказе в первой четверти 19 в.
  • Раздел 4. Мусульмане внутренней России и Сибири в конце 18 – нач. 20 вв.: идеи, институты, практики, дискурсы
    Тема 4.1 Мусульмане Поволжья и Приуралья под русским господством на рубеже 18-19 вв. Реакция мусульман на попытки ассимиляции и христианизации. Восстания муллы Мурата и Батырши. Движение абызов. Роль ислама и улемов как посредников между различными общинами мусульман. Образовательные связи с татар с Бухарой и Самаркандом как социально-коммуникативная сеть. Развитие торговли и предпринимательства и формирование мусульманской буржуазии. Поворот в русской политике по отношению к мусульманским подданным при Екатерине II и создание ОМДС. Двойственная роль муфтията: орган контроля и центр консолидации мусульман. Тема 4.2. Мусульманская типография в Казани и становление татарского книгопечатания. Официальное мусульманское «духовенство» между мусульманами и государством. Предпосылки превращения ОМДС в центр консолидации мусульман. Письменная культура мусульман Волго-Уральского региона. Суфийские сети (ат-Туркмани, Кабули и их ученики) и суфийская литература (Йалчигул, ал-Утари, Хибатулла и Абул-Маних ал-Каргалы, Биргиви). Мусульманская этика и дух капитализма. Тема 4.3. Исламская ученость в Поволжье и Приуралье в 18 - начале 19 вв . Образовательный канон в медресе. Ранние ученые сочинения в Поволжье и Приуралье. «Булгарские» дебаты по каламу в конце 18 в. Благочестивая критика буржуазии и шейхов: ‘Абдаррахим ал-Булгари (ал-Утыз-Имяни, 1754-1835). Ученые и богачи. Отношение к христианам и их культуре. ‘Абданнасыр Абу н-Наср ал-Курсави (1776-1812) и начало религиозного реформаторства. Отделение от калама. Дискуссия об атрибутах Бога. Связь догматики с мистикой по Курсави. Религиозно-правовые дебаты: иджтихад ‘Абданнасыра ал-Курсави и таклид ‘Абдаррахима ал-Булгари в теории и практике Тема 4.4. Мусульмане Российской империи между Кавказской и Крымской войнами. Мусульманская политика николаевской России. Попытки апроприации «мусульманских голосов» в государственной политике: от Устава Сперанского к кодификации исламского права Торнау. Роль Собственной Его Величества канцелярии (СЕИВК) и корпуса жандармов в мусульманской политике российского государства. Русский ориентализм и православное миссионерство: противомусульманское отделение Казанской духовной академии и его роль в российской науке и политике (Саблуков и Ильминский). Александр Казем-бек и становление университетского исламоведения. Тема 4.5. Мусульманская литература второй половины 19 – нач. 20 вв.: от от Шихаб ад-дина Марджани до модернистского богословия начала 20 века (Камали, Бигиев). Традицоналистская реакция («кадимисты») и поиски среднего пути: Фахретдин, Расули, Буби. Тема 4.6. Ислам в политике Российской империи в конце 19—нач. 20 вв. Мусульманское движение и исламская политика царизма в 1880-е—1910-е гг.: идеологические константы и практические трансформации. Проблема «панисламизма»: чего на самом деле боялась империя? Дискурсивные модели политического языка империи: исламский фанатизм, прогресс и русификация («обрусение до полного слияния»). Тема 4.7. «Мусульманский вопрос» в Российской империи в первые десятилетия 20 в. Поиски путей обретения мусульманской политической субъектности: предложения мусульман по реорганизации системы муфтиятов, мусульманские съезды, партия «Иттифак ал-муслимин», мусульманская фракция в Думе. Ответы империи: мусульманская политика Столыпина, «особые совещания по мусульманству», разработка «мусульманского вопроса» в центральных структурах МВД и МИД. Мусульмане России, «восточный вопрос» и Первая мировая война». Тема 4.8. Мусульмане внутренней России в 1917-1920-х гг: изменение статуса духовных управлений. Трансформация мусульманских институтов и практик в первые годы советской власти: модернизация внутренняя и/или внешняя? Исламский фактор в ранней советской политике на Ближнем Востоке. Мусульмане и внутренняя религиозная политика СССР в конце 1920-1940-х гг: от «воинствующего безбожия» к религиозному лоялизму. Тема 4. 9. Преследования мусульманского духовенства в эпоху коллективизации. Советский ислам и большой террор. Смягчение антирелигиозной политики в годы Великой Отечественной войны и воссоздание системы духовных управлений. Система государственного регулирования ислама в рамках Совета по делам религий. Исламские институты в послевоенном СССР: «официальный» и «неофициальный» ислам. Организация религиозного образования и трансляции исламских знаний. Чего мы не узнаем из отчетов уполномоченного по делам религий? Тема 4.10. Итоги: основные модели взаимоотношений мусульманских сообществ внутренней России и Сибири и государства в 18-20 вв.
  • Раздел 5. Крым и Россия
    Тема 5.1. Крым до России. Исламизация Крыма: периодизация, этапы. Специфика крымского ислама. Крымское ханство: исламская организация, шариат и судопроизводство. Тема 5.2. Письменная культура, медресе, библиотеки Тема 5.3. Европейские термины и исламские реалии в судьбе Крымской средневековой государственности: халифат и ханство, вассалитет и независимость, несостоявшаяся модернизация. Крым между двух империй. Мухаджиры: Эмиграция и реэмиграция в Крыму. Тема 5.4. Исмаил Гаспринский: противоречия в единстве (между нацией, исламом и государством). Взгляды и мысли Гаспринского в двуязычных текстах. Тема 5.5. Джадидизм и крымскотатарское национальное движение конца 19 первой трети 20 в. Тема 5.6. Крымская АССР. Коренизация. Ислам в 20-е годы. Коллаборационизм, ислам и депортация. Трагедия 18 мая 1944 г. Тема 5.7. Национальное движение крымских татар второй половины 20 в. и ислам. Ислам в Крыму накануне 2014 г. Что дальше?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа в течение курса
  • блокирующий Экзамен
    По усмотрению преподавателя и по результатам исключительной и активной работы студента на семинарах в форме: дискуссий на заданные темы на основе материалов, освоенных в ходе самостоятельной работы, устных выступлениях на семинарах при демонстрации знания основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции, выступления с докладами, сопровождаемыми презентациями, успешное прохождение контроля знаний в виде письменных работ по пройденному материалу, студенту может быть выставлена высшая оценка автоматически.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * Работа в течение курса + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Crews, R. (2003). Empire and the Confessional State: Islam and Religious Politics in Nineteenth-Century Russia. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.10A75039
  • Elena I. Campbell. (2015). The Muslim Question and Russian Imperial Governance. Indiana University Press.
  • Morrison, A. S. (2012). The Pleasures and Pitfalls of Colonial Comparisons.
  • Tuna, M. O. (2015). Imperial Russia’s Muslims : Islam, Empire and European Modernity, 1788–1914. Cambridge University Press.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Adeeb Khalid. (1998). The Politics of Muslim Cultural Reform : Jadidism in Central Asia. University of California Press.
  • Eren Tasar. (2017). Soviet and Muslim : The Institutionalization of Islam in Central Asia. Oxford University Press.
  • Бобровников, В. (2003). Два Исторических Этюда О Мусульманах Империи. Allen J. Frank. Muslim Religious Institutions in Imperial Russia: The Islamic World of Novouzensk District and the Kazakh Inner Horde, 1780-1910; Paul W. Werth. At the Margins of Orthodoxy. Mission, Governance and Confessional Politics in Russia’s Volga Kama Region, 1827-1905.