• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методология научных исследований в менеджменте: Методы научных исследований в менеджменте и бизнесе

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Кто читает:
Кафедра общего и стратегического менеджмента
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Курс ставит во главу угла интересы выпускников специализации «Стратегия развития бизнеса: управление и консалтинг» факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ, которым предстоит либо занять должности штабных аналитиков компаний, либо поступить на работу в консультационные фирмы, либо посвятить себя академической карьере. Как показывает практика, данный выбор не является окончательным, и в ближайшие годы после выпуска происходит либо перемещение между профессиями, либо их совмещение в различных пропорциях. Соответственно, курс представляет собой развернутое «введение в специальность» академического исследователя в области бизнеса и менеджмента. Курс построен вокруг четырех основных тем: 1) Что представляет собой процесс научного исследования в бизнесе и менеджменте? 2) Как найти «свою нишу» в потоке работ и выделить направление для изучения, максимизирующее персональный интерес, сохраняющее актуальность на десятилетия и подходящее для генерирования заметных результатов для теории и практики? 3) Как овладеть приемами работы, гарантирующими приемлемый уровень профессиональной пригодности? Особое внимание здесь будет уделяться не столько техническим приемам, сколько профессиональной этике, воспринимаемой как «свод правил выживания» в организации и профессиональном сообществе. 4) Как пройти «внутреннюю госприемку» специалиста в области стратегического и корпоративного управления, происходящую в форме подготовки и защиты перед Государственной аттестационной комиссией магистерской диссертации?
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка студентов к деятельности в качестве корпоративного аналитика, консультанта либо академического исследователя.
  • Развитие навыков обработки значительного объема слабоструктуризированных данных и их превращение в информацию, пригодную для анализа и принятия решений. Освоению данных навыков призвана способствовать необходимость обработки больших объемов информации, а также специальные упражнения по использованию реальных аналитических материалов и их преобразованию в обзоры, краткие аналитические записки для руководства фирмы и т.п.;
  • Развитие компетенций у студентов разглядеть «за лесом» частных фактов и специфических данных общие закономерности стратегического развития. Это предполагает представление студентам полного спектра инструментов (аналитических работ), применяющихся при разработке стратегий коммерческих фирм;
  • Применение студентами на практике компетенций синтезировать информацию из различных областей знания. Данный навык достигается путем повышения «энциклопедичности» материалов курса, введение в оборот работ и приемов анализа бизнеса из различных предметных областей (маркетинг, финансы, персонал) и различных наук (экономика, технология, социология, психология, экология, география);
  • Развитие у студентов умения к продуктивной работе в активной кооперации с коллегами. Освоение данного навыка достигается через коллективный разбор кейсов, обсуждение статей, изучение аналитических материалов, вовлеченности в социальные сети исследователей;
  • Развитие у студентов навыков аргументированно формулировать и отстаивать свою позицию перед коллегами. Освоение данного умения достигается путем «конкурентной» презентации результатов анализа в ходе внутригруппового обсуждения, а также в ходе отстаивания собственного (индивидуального или группового) видения проблемы на общей презентации в ходе семинаров;
  • Применение студентами на практике умений уступать и подчиняться. Данный навык сложнее всего дается самолюбивым и претенциозным выпускникам престижных ВУЗов гуманитарной направленности. Тем не менее, в ходе работы на семинаре предполагается отработать данный навык путем достаточно жесткой критики индивидуальных и групповых презентаций со стороны коллег и ведущего (преподавателя), направленной на поиск альтернатив либо компромиссных решений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1.1. Получение студентами представления о фундаментальных и прикладных знаниях и технологиях получаемых с помощью применения научного поиска.
  • 2.1. По результатам освоения данного раздела студенты должны продемонстрировать способность выявить основные формулировки феномена и исследовательских конструкт.
  • 2.2. Разделить данные формулировки на доминирующие и альтернативные.
  • 2.3. По возможности выделить неточности и противоречия в формулировках феномена и конструкта.
  • 3.1. Способность воспользоваться инструментариями исследований с соответствующим выборке, типу и характеру имеющихся данных об объекте исследования.
  • 4.1. Способность выбрать и установить продуктивный рабочий контакт с научным руководителем.
  • 4.2. Способность и формирование внутренней готовности следовать предложенному научным руководителем способу, методам и алгоритмам подготовки магистерской диссертации.
  • 4.3. Способность выдерживать установленные научным руководителем сроки выполнения отдельных видов работ.
  • 4.4. Способность создать связанный, грамматически и стилистически грамотный текст.
  • 4.5. Способность создать краткую и информативную письменную презентацию по результатам исследования.
  • 4.6. Способность внятно и убедительно провести устную презентацию по результатам исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 2. Построение тезауруса и анализ академических источников
    Структура академических источников и виды научных публикаций. Система оценки и признания научных публикаций. Работа с неэлектронными источниками. Основные электронные базы научных публикаций. Построение исходного тезауруса. Выделение научных школ, направлений, подходов. Основные журналы, синтезирующие научные достижения в области менеджмента и бизнеса. Доработка исходного тезауруса. Построение «карты поля» различными методами. Основные социальные сети исследователей. Researchgate – способы работы и получения костомизированной поддержки. Принципы аннотирования, каталогизирования и архивации отобранных научных публикаций. Подготовка критического обзора научной литературы по теме.
  • Тема 1. Смысл научного исследования в области менеджмента и бизнеса
    Общие задачи научной деятельности в бизнесе и менеджменте. Смысл подготовки научного исследования. «Гуманистическая парадигма» исследований. Этические проблемы исследований в области бизнеса и менеджмента – этика исследователя и этика изучаемого бизнеса (включая практики КСО). Критерии оценки качества исследования. Представление о валидности научного знания. Критерии полезности управленческой теории. Типы управленческих исследований. Феномены и процессы как объекты и предметы исследований. Планирование исследовательского проекта. Научные исследования и управленческая деятельность – формы взаимосвязи. Синтез исследовательских методов в реальном проекте.
  • Тема 3. Качественный и количественный анализ данных
    Процессы в бизнесе и менеджменте. Информационные источники – артефакты, распорядительные документы, нефинансовые отчеты, финансовые отчеты, данные интервью и опросов, вторичные данные (аналитические обзоры, академические публикации). Способы сбора данных – архивное исследование, “action research”, включенное наблюдение, интервью и опросы, работа с вторичными данными. Способы обработки отдельных видов данных. Основные качественные методы, их применимость и ограниченность. Понятие «теоретического насыщения». Этика презентации результатов качественных исследований. Основные количественные методы. Понятие репрезентативности данных и валидности статистических процедур обработки и презентации результатов. Этика презентации результатов количественных исследований.
  • Тема 4. Технологии подготовки магистерской диссертации НИУ ВШЭ и ее структура
    Смысл подготовки магистерской диссертации. Допустимые виды магистерских диссертаций. Критерии оценки качества магистерской диссертации НИУ ВШЭ. Планирование исследовательского проекта. Типы исследовательской технологии – синтез исследовательских методов в реальном проекте. Принятые взаимные обязательства студентов и преподавателей НИУ ВШЭ. Алгоритм поиска, отбора и организации взаимодействия с научным руководителем. Стандарты оформления диссертационной работы и приемы подготовки и проведения презентации. Меню пост-диссертационного банкета.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Контрольная работа 2 (индивидуальная презентация по Теме 2)
  • блокирующий Индивидуальная презентация формулировки темы и аннотации магистерской диссертации ("защита")
  • неблокирующий Индивидуальное участие на семинарах (посещение и активность на занятиях)
  • неблокирующий Контрольная работа 1 (индивидуальная презентация по Теме 1)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Индивидуальная презентация формулировки темы и аннотации магистерской диссертации ("защита") + 0.1 * Индивидуальное участие на семинарах (посещение и активность на занятиях) + 0.25 * Контрольная работа 1 (индивидуальная презентация по Теме 1) + 0.25 * Контрольная работа 2 (индивидуальная презентация по Теме 2)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Saunders, M. N. K., Thornhill, A., & Lewis, P. (2019). Research Methods for Business Students (Vol. Eighth edition). Harlow, United Kingdom: Pearson Education Limited. Retrieved from https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=5774742
  • Saunders, M., Lewis, P., & Thornhill, A. (2015). Research Methods for Business Students (Vol. Seventh edition). New York: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419381
  • Стратегический менеджмент организации : учеб. пособие, Гурков, И. Б., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Saunders, M. N. ., & Lewis, P. (2017). Doing Research in Business and Management (Vol. 2nd). Harlow, United Kingdom: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1594065