• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лидерство

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Кто читает:
Кафедра управления человеческими ресурсами
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина дает предоставление о том, как аргументированно обосновать лидерские характеристики человека,проанализировать и представить системный портрет , сформулировав обоснованные гипотезы относительно его личностных характеристик, компетенций, лидерского и командного стиля и высказать личное отношение к человеку, обосновать причину его выбора на роль «лидера».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями курса «Лидерство» являются получение знаний об основных концепциях и теоретических подходах , понятиях в области лидерства и применение полученных знаний на практике
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание об основных концепциях, теоретических подходах и понятиях в области лидерства
  • Знакомство с проблемами лидерства в современном менеджменте
  • Овладения навыками использования методик оценки лидерских качеств
  • Формирование представления о том, как можно развивать лидерские качества и осваивать разнообразные стили лидерства, в том числе лидерство в критических ситуациях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Причины внимания к проблеме лидерства в современном менеджменте
    Изменения в среде бизнеса. Отход от высоких вертикальных структур. Искусственность дилеммы «менеджер – лидер». Лидерство и командообразование. Национальная специфика лидерства.
  • Личность и ее характеристики
    Понятие личности. Характеристики личности (Локус контроля, самоэффективность и пр.). Структура личности («окно Джохари»). Типология личности. Предпочтения в межличностных отношениях (FIRO-B). Система ценностей личности. «Парадокс успеха» и проектирование успеха личности. Понятие об эмоциональном интеллекте по Д.Гоулману. Лидер и руководитель. Критерии эффективности. Модель «Профиля успеха» как инструмента анализа, структурирования и целеполагания. Типология личности. Тест MBTI. Эмоциональный интеллект и «периодическая система» эмоций по Дж.Майер, П.Саловей. Практическое упражнение
  • Определение лидерства. Лидерство как поведение
    Лидерство как позиция. Лидерство как процесс. Взаимосвязь двух определений лидерства. Причины неудачи создания теории лидерских качеств.Поведение как основа лидерства. Возможности освоения лидерского поведения. Типы власти, используемые лидерами.Модель «Профиля успеха» (продолжение) Компетенции как совокупность поведенческих индикаторов. Универсальные и специфические компетенции. Домены и кластеры компетенций. Процесс разработки моделей компетенций и Профиля успеха. Окно Джохари как инструмент самоанализа и помощи другому в самоанализе
  • Ситуационное лидерство. Проблема преемственности лидерства.Командное лидерство. Лидер и его команда
    Причины возникновения ситуационных теорий лидерства. Модель ситуационного лидерства Херси-Бланшара. Возможности и ограничения модели. Сочетание модели Херси-Бланшара и модели жизненного цикла организации И.Адизеса. Проблема преемственности лидерства. Два подхода к преемственности: долгосрочное и краткосрочное лидерство.Командное лидерство и командные роли.Смысл командной работы и стадии формирования команды.Эффективная и неэффективная командная работа.Модель 5 Факторов эффективности команды. Роль лидера и участников команды.
  • Модель «двигателя лидерства» Н.Тичи и ее следствия.Теневая сторона лидера. Развитие лидерства.
    Классификация успешных компаний. Специфика компаний-победителей: лидеры на всех уровнях управления. Концепция передаваемой точки зрения. Лидер как наставник. Навык storytelling.Теневая сторона лидера. Дисфункциональные модели руководства. Ключевые психометрические модели для анализа личностных черт. «Большая пятерка» и ее бизнес-применение. Мотиваторы, ценности и деструкторы. Деструктивное лидерство. Идентификация и коррекция деструктивного лидерства
  • Лидерство в критических ситуациях
    Стереотипность поведения человека в критических ситуациях. Типичные реакции на стресс. Особенности эффективного поведения в критической ситуации: отказ от стереотипов. Способы освоения эффективных форм поведения в условиях стресса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Разбор практических кейсов, участие в бизнес-симуляции, групповые выполнение заданий
  • блокирующий Исследования «Портрет лидера».
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Исследования «Портрет лидера». + 0.5 * Разбор практических кейсов, участие в бизнес-симуляции, групповые выполнение заданий
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Адизес И.К., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 264 с.: ISBN 978-5-9614-5406-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912757

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лидерство без вранья: Почему не стоит верить историям успеха: Научно-популярное / Пфеффер Д. - М.:Альпина Паблишер, 2018. - 256 с.: ISBN 978-5-9614-6986-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002576
  • Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей / Адизес И.К. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 259 с.: ISBN 978-5-9614-5325-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/917586