• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Быть первопроходцем – это всегда немного рискованно, трудно, но увлекательно!

Современная парадигма образования предполагает, что в процессе обучения студенты  должны не только усвоить определенные  знания, но и приобрести профессиональные навыки.

       Учитывая эти современные требования к выпускникам университетов,  доценты кафедры общего и стратегического менеджмента Подсыпанина Т.Д. и Поповкин И.В.  разработали и в конце 2015 года осуществили в рамках курса по выбору практически ориентированный курс «Консалтинг в стратегическом менеджменте». На курс могли записаться магистры  2-го года обучения всех программ  Школы бизнеса и делового администрирования. Программа курса основана на опыте работы авторов в консалтинге и имела целью подготовку  студентов к самостоятельной работе с реальными компаниями.
        По результатам участия студентов в кейс-анализе и контрольного тестирования были сформированы две команды для осуществления учебных консалтинговых проектов в российских компаниях: IT-аутсорсинговой компании  «5-55» и компании «L1 Group»( проекты освещения зданий, производство и продажа электроосветительного оборудования).
        Цель каждого проекта -разработка стратегических альтернатив развития компании до 2020 года на основе проведения диагностики компании и стратегического анализа внешнего окружения.
По итогам работы группы подготовили презентации, с которыми выступили перед руководителями компании «5-55» и компании «L1 Group». Представители компаний высоко оценили проведенную нашими магистрами работу, отметили практическую значимость результатов и выразили готовность продолжить сотрудничество с факультетом. 
          Оценка компаниями результатов проектов   явилась  для студентов  итоговой оценкой по данному курсу. 
Выполнение студентами  реальных консалтинговых проектов для компаний - это первый  подобный опыт в магистратуре Школы бизнеса и делового администрирования, который, есть надежда, удастся успешно продолжить.
          Мнение студентов магистратуры об участии в реализации проектов в обобщенном виде представляют координаторы групп, осуществлявших  консалтинг, студенты 2-го курса магистратуры Михаил Муравьев и Екатерина Богату:

Михаил Муравьев представляет мнение Команды, выполнявшей консультационный проект для компании «5-55»:
«Цель консультационного проекта - разработка стратегии IT-аутсорсинговой компании «5-55» до 2020 г.  Проект был инициирован Доценко Дмитрием Александровичем,  генеральным директором компании «5-55». Над реализацией проекта работали студенты магистратуры НИУ ВШЭ под непосредственным руководством лектора курса «Консалтинг в стратегическом менеджменте» Поповкина Игоря Васильевича. Команда консультантов была сформирована на основе результатов выполнения практических кейсов по дисциплине и тестирования. В ее состав вошли студенты: Горипова Виктория, Мартынюк Елена, Муравьев Михаил (координатор группы консультантов), Рязанов Александр, Смирнов Павел, Стукалова Анна, Хушкадамов Табрез. 
При реализации консультационного проекта нами были использованы ключевые инструменты стратегического менеджмента:

  • Матрица МакФарлана для диагностики клиентов по 2 факторам: текущая и будущая зависимость стратегии от применения IT;
  • Модель 5 сил М. Портера, PEST-анализ и SNW-анализ для формирования SWOT-матрицы, на основе которой были определены стратегические задачи до 2020 г.;
  • Матрица И. Ансоффа «Товар-Рынок», как инструмент формирования стратегических альтернатив;
  • Модель 6 ячеек М. Вайсборда, как инструмент системной диагностики существующей системы управления и выявления стратегических разрывов с системой, способной реализовать альтернативную стратегию. 

Ключевая задача любого консультационного проекта – это дать рекомендации и/или способствовать выработке управленческого решения, направленного на рост конкурентоспособности бизнеса в долгосрочной перспективе. При этом консультанты реализуют проекты в различных сферах и отраслях, решая задачи от разработки корпоративной и/или бизнес стратегий до оптимизации бизнес-процессов или штата компании. 
Для большинства студентов это был первый большой практический проект, и первый опыт работы в роли консультантов в реальной компании. 
Мы научились:

  • Проводить серию полуструктурированных интервью;
  • Анализировать большой массив информации;
  • Проводить полный стратегический анализ, используя релевантные  инструменты,
  • Интегрировать результаты анализа и определять варианты стратегий с учетом внешних и внутренних ограничений;
  • Готовить презентацию для клиента в сжатые срокиДанные навыки являются востребованными как при работе в сфере консалтинга, так и в других областях.

Это был для нас большой вызов и настоящее погружение в консалтинг!»

Екатерина Богату, представляет мнение Команды, выполнявшей консультационный проект для компании «L1 Group»:
«Компания «L1 Group» осуществляет свою деятельность на рынке светотехнического оборудования, а именно в сфере производства светотехнического оборудования,  разработки проектных решений внутреннего и внешнего освещения, выполнения строительно-монтажных работ. 
Команда, задействованная в консультационном проекте для компании «L1 Group», состояла из 7 человек: Богату Екатерина (координатор группы консультантов),  Гуменюк Наталья, Жаров Михаил, Калегина Надежда, Пискунова Марина, Разадеева Анастасия, Ханарин Дмитрий.  Члены команды – представители 2 магистерских программ обучения: стратегическое и корпоративное управление и управление проектами.
Проведение такого рода проектов в рамках курса «Консалтинг в стратегическом менеджменте», как отмечают все члены нашей команды,  выполняет несколько важных и полезных для обучения функций:

  • применить полученные в процессе обучения знания на практике,
  • получить опыт проведения консультационных проектов,
  • научиться работать в команде. 

Однако, так как консультационный проект – первый опыт практической деятельности в области консалтинга в рамках обучающего курса  для студентов, мы столкнулись с рядом проблем. В первую очередь, они были связаны с ограниченностью во времени, так как нам приходилось помимо изучения различных курсов, выделять изрядное количество часов для проекта. Сложность заключалась и в том, что зачастую мы не могли четко определить время для общих собраний, которые необходимы при проведении консультационных проектов и решении различного рода проблем. С этим удалось справиться ближе к завершению проекта.  
В целом же, этот проект для всей команды – огромный шаг вперед в обучении. Все члены команды приобрели опыт в области предоставления консалтинговых услуг, смогли объективно оценить свои силы и возможности в данной области, научились работать в команде.  Это, в свою очередь, позволило развить необходимые для будущей практической деятельности компетенции. 
Период проведения проекта – безусловно, сложное время для всех членов команды, но, подводя итог нашей работы, мы довольны результатами и благодарны за возможность испытать себя и свои знания на практике».