• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психология в бизнесе»

Лидерство и построение команды в бизнесе

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль

Преподаватель


Базаров Тахир Юсупович

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на: – усвоение студентами основных научных положений в области психологии управления, психологии предпринимателя, менеджера, собственника; ˗ а также основ формирования и развития эффективной команды. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: ˗ основные теоретические подходы к пониманию феномена лидерства и руководства; ˗ основные управленческие роли и роли в бизнесе; ˗ основные закономерности построения и функционирования эффективной команды; Уметь: ˗ выделять психологическую составляющую феноменов и процессов лидерства; ˗ составлять психологический портрет лидера; Иметь навыки: ˗ анализа литературных источников по психологии управления и психологии бизнеса; ˗ выполнения письменных работ на заданную тему; ˗ участия в научной дискуссии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Лидерство и построение команды в бизнесе» являются: – усвоение студентами основных научных положений в области психологии управления, психологии предпринимателя, менеджера, собственника; ˗ а также основ формирования и развития эффективной команды.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные теоретические подходы к пониманию феномена лидерства и руководства;
  • знает основные управленческие роли и роли в бизнесе
  • знает и умеет определять проблемы лидера на определенных позициях в бизнесе
  • Cтудент должен освоить материал, разобрать предлагаемые для практических занятий вопросы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология лидерства
    Социально-психологические теории лидерства применительно к контексту организации. Модели лидерства в бизнесе. Лидер в изменяющемся мире. Лидерские компетентности руководителя. Типологии лидерства: эмоциональное, организационное, экспертное, этическое. Супер-лидерство и распределенное лидерство. Психологические особенности становления лидера. Лидерство как влияние. Воображение, внимание и воля в деятельности лидера. Режиссура, сценирование, импровизация в деятельности лидера.
  • Психология Менеджера
    Менеджмент как профессиональный вид деятельности. Управленческие инструменты менеджера: власть и полномочия, технологии и регламенты. Образ мира менеджера. Особенности использования метафоры «механизм» при конструировании менеджером картины мира. Компетентности менеджера. Формирование коммуникативной стратегии для «перехвата инициативы» в управлении. Психологические особенности формирования централизованной организационной структуры. Формы децентрализации управления: психологические возможности и ограничения. Характеристики эффективной управленческой команды менеджера.
  • Психология предпринимателя
    Культура и генезис предпринимательства. Образ мира предпринимателя. Компетентности предпринимателя. Инструменты предпринимателя. «Психологический профиль» успешного предпринимателя. Типы ориентации при деловой активности: эгоистическая и альтруистическая. Проблема морального выбора. Деловая этика. Характеристики эффективной управленческой команды предпринимателя.
  • Психология инвестора
    Понятие инвестирования как вида деятельности в бизнесе. Особенности инвестирование в персонал. Понятие человеческого, интеллектуального, социального и морального капитала организации. Анализ человеческих ресурсов. Определение издержек на персонал. Модели измерения индивидуальной стоимости работника. Образ мира инвестора. Социальная категоризация, характерная для «инвесторского взгляда» на организацию. Характеристика основных когнитивных ошибок инвесторов: излишняя самоуверенность, консерватизм, узкие рамки, неприятие неопределенности. Компетентности инвестора. Управленческие инструменты инвестора. Характеристики эффективной управленческой команды инвестора.
  • Формирование и развитие эффективной команды в бизнесе
    Становление и основные характеристики форм совместной деятельности: совместновзаимодействующая, совместно-последовательная, совместно-индивидуальная, совместнотворческая деятельность. Специфика совместно-творческой деятельности. Принципы совместно-творческой деятельности. Импровизация как форма совместно-творческой деятельности. Парадигма командного менеджмента. Социально-психологические подходы к развитию групп. Понятие команды. Типология команд. Основные характеристики команды: цели, технология принятия группового решения, специфика лидерства, рычаги управления, структура деятельности, тип исполнителя. «Колесо командного менеджмента» (Марджерисон, МакКен), командные роли (Белбин). Метафоры командной работы: футбол, джаз, альпинизм, спецназ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на занятии
  • неблокирующий творческое задание
  • неблокирующий итоговый проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * активность на занятии + 0.4 * итоговый проект + 0.3 * творческое задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Управление персоналом : практикум: учеб. пособие для вузов, Базаров, Т. Ю., 2009
  • Управление персоналом : учебник для вузов, Аксенова, Е. А., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология лидерства, Бендас, Т. В., 2009
  • Технологии командообразования : учеб. пособие для вузов, Жуков, Ю. М., 2008