• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психология в бизнесе»

Инструменты современного коучинга от ведущих коучей нашей страны

Альманах четвертой научно-практической конференции «Бизнес-психология: теория и практика» 16-19 ноября 2017 г.

Коучинг является одной из важнейших компетенций бизнес-психолога. В программе «Психология в бизнесе» студенты изучают курсы «Коучинг в бизнесе» и “Executive coaching”, а также проходят мастер-классы по командному коучингу и различным коучинговым подходам и техникам. Поэтому на конференцию были приглашены ведущие специалисты нашей страны, которые представили инструментов коучинга как в индивидуальной работе с руководителем, так и в формировании проектных команд. И надо отметить, что их выступления вызвали высокий интерес у участников.

Коучинг нашел отражение в программе мастер-классов и в научной части конференции. В рамках конференции были проведены два мастер-класса по командному коучингу – новому развивающемуся направлению работы с командами.

Мастер-классы:

Мастер-класс Светланы Юрьевны Чумаковой, MCC ICF, директора Международной академии коучинга и фактически основателя коучингового направления в нашей стране, был посвящен новой программе Международной академии коучинга для компаний – «Сила команд». Светлана Юрьевна рассказала о значении командного коучинга для эффективной работы команд в организации, об отличиях командного коучинга от других видов работы с командами. Несколько практических упражнений продемонстрировали феноменологию командной работы и специфику работы коуча с командами.

Мастер-класс Талины Маратовны Венгржновской, коуча PCC ICF, основателя и директора Creative Thinking Institute, расширил представления участников о работе коуча с командами, добавив в арсенал инструментов методы арт-терапии. На простом, но эффективном упражнении участники смогли почувствовать, что такое групповая динамика, как зарождается и формируется команда, какие процессы объединяют людей и помогают им осуществлять эффективную совместную деятельность.

Обсуждение проблем коучинга в докладах участников на секции «Личность в бизнесе. Коучинг в бизнесе»:

Галина Сартан, бизнес-тренер, основатель «Katarsis Business Group» предложила интересную, хотя и несколько спорную модель проведения командного «антикоучинга». Модель направлена на формирование команды и основана на практической работе автора с командами.

Андрей Королихин, председатель правления Ассоциации Русскоязычных коучей, представил модель коучинговой супервизии. Супервизия для коучей – относительно новая практика, по сравнению с психотерапевтической супервизией, и Ассоциация русскоязычных коучей разрабатывает стандарт такой супервизии, ратуя за то, чтобы каждый практикующий коуч проходил супервизию минимум два раза в год. Стандартизация практики коучинга и коучинговой супервизии – важный шаг на пути становления коучинга как профессиональной деятельности бизнес-психолога.

Елена Наумцева, выпускница аспирантуры ВШЭ, рассказала о новом типе профессиональной идентичности – полипрофессионалах, и о специфике коучингового сопровождения их деятельности. Полипрофессионалы – это люди, которые параллельно успешно занимаются несколькими профессиями, строят параллельные карьеры в разных видах деятельности. Профессиональная деятельность в этом случае разнонаправленная и неравномерная, ее трудно планировать. Горизонт планирования у таких людей не превышает трех лет, и коуч работает в основном с настоящим и ближайшим будущим.

Алексей Лисенко, практикующий коуч, представил собственный подход, а именно, коучинг через спортивные практики. Обучая спортивным практикам (таким как езда на велосипеде, горных лыжах и т.п.), он выявляет типичные паттерны реагирования на трудные ситуации, которые проявляются также и в профессиональной практике руководителя. При изменении этих паттернов руководитель решает и свои бизнес-задачи. Техника, безусловно, спорная, но интересная и заслуживающая более детального анализа.

Наталья Антонова, преподаватель магистерской программы «Психология в бизнесе», в своем докладе рассмотрела проблему измерения личной эффективности в процессе прохождения коучинга. Действительно ли повышается личная эффективность в процессе коучинга? Как это оценить? Ответам на эти вопросы был посвящен доклад, представлен инструент, разработанный совместно со студенткой магистерской программы Екатериной Разгон.