• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Философская антропология" как пространство для саморазвития

Выпускница Амелина Яна рассказывает о возможностях, предоставляемых нашей Программой

В магистратуру Вышки я поступила по ежегодной олимпиаде студентов, призером которой мне посчастливилось стать, к тому же моё поступление было вполне логичным шагом после обучения в бакалавриате alma mater. Хотелось продолжать научные искания с моим наставником Еленой Григорьевной Драгалиной-Чёрной. В моих исследованиях меня вела (и по сей день ведёт) интуиция сложности бытия как предиката, в частности, и данной категории как таковой, в целом. Только в бакалавриате и магистратуре я занималась поисками преимущественно в области немецкой философии, а сейчас, являясь аспирантом первого года обучения, под руководством Алексея Михайловича Руткевича с большим удовольствием продолжаю начатое и занимаюсь проблемами метафизики, онтологии и логики в испанской философии.

Два года в магистратуре дали мне возможность: посещать за некоторым исключением поистине интересные и вдохновляющие курсы лучших преподавателей нашего факультета (как курс Дмитрия Вениаминовича Новикова по современной философии, преимущественно по структурализму, который, кстати, в бакалавриате в принципе не изучается, а история западной философии обрывается где-то, грубо говоря, на Гуссерле, или совершенно вдохновляющий курс Ольги Анатольевны Жуковой по русской философии, где вам совершенно с другой стороны откроются Бердяев и Эрн), совмещать работу с учёбой, параллельно учить третий иностранный язык, испанский, и готовиться к сдаче экзамена DELE на уровень (сертификат по которому я имела честь получить в Институте Сервантеса этой осенью), посещать Библиотеку иностранной литературы им. Рудомино, проводя счастливые часы за чтением оригиналов работ испанских философов и исследователей, а также другие научные мероприятия, конференции, выставки, лекции.

Честно говоря, бакалавриат времени для этого попросту не давал. Как не было у нас и такой вариативности курсов: в магистратуре мы имели возможность по своему волевому решению посещать либо религиоведческие, либо философские дисциплины. Даже при условном самоназвании «философ» (как в моём случае, и «религиовед», как у другой половины студентов), ты имел возможность заменить не заинтересовавший тебя предмет на любой другой читаемый в стенах университета, равный ему по кредитам, при условии одобрения учебной частью. Лично я вместо одного курса для философов выбрала не менее философский курс по эстетике Ильи Николаевича Инишева в Школе культурологии, о чём ни разу не пожалела. Также бывшая обязательной у нас для прохождения онлайн-дисциплина по выбору дала мне возможность поучиться (хоть и дистанционно) в Автономном Университете Барселоны и прослушать курс интереснейшего исследователя современной философии. 

Но дедлайны и отчётность никто не отменял, и эта полная свобода, возможно, таковою только кажется. За ней стоят часы самостоятельной работы по прочтению текстов, написанию письменных работ, подготовке к семинарам, докладам и, наконец, экзаменам. Однако при наличии чётко расставленных приоритетов, фундаментального бэкграунда, приобретённого за 4 года в баклавриате Вышки, а также доли энтузиазма и личной заинтересованности данные препятствия преодолеваются в два счёта. Как собственно и написание итоговой работы, магистерской диссертации, для меня было приятнейшим занятием, изучением новой литературы и персоналий, брейнстормами с научным руководителем и вообще весьма полезным опытом написания уже довольно серьёзного научного труда.

Магистерская программа «Философская антропология» (в наш экспериментальный приём называвшаяся «Философия и религиоведение») — это уникальная образовательная программа, где вы имеете шанс углубить знания по философским дисциплинам, полученные в ходе обучения в бакалавриате, либо приобрести их с нуля (с нами учились ребята, получившие специальности начиная от филологии заканчивая негуманитарными дисциплинами вовсе). Собственно, это и есть один из плюсов (или минусов, решать вам) программы, которая, с одной стороны, хочет быть интересной каждому, а с другой, студенты философской специальности должны временами проходить то, что уже изучали раньше. Но повторение, как говорится, мать учения, а в философии вечное возвращение абсолютно нормальная ситуация, да и подготовку к ГОСу никто не отменял. Поэтому для студентов бакалавриата Школы философии магистратура станет своей рода отдушиной, вы наконец воспользуетесь всем тем, чему вас научили ранее, и за счёт чего вы с лёгкостью освоите вторую ступень высшего образования, приобретёте новые знания и компетенции, познакомитесь с новыми преподавателями и их курсами, а также с чем-то новым в себе. К тому же она попросту станет закономерным продолжением вашего философского обучения. Неужели вас устраивает, что история философии остановится, условно, на Хайдеггере? А дальше? Фуко, Лакан, Делёз, Барт, Деррида — это не для вас?

Шучу, конечно, но доля шутки есть в каждой шутке, и реалии российского образования таковы, что бакалавриат – это лишь одна из двух ступеней высшего образования. Пройдя первую ступень, вы должны определиться, продолжать образование в этой сфере или уйти в другую, а может бросить высшее образование вовсе. Безусловно я рекомендую поступать на эту программу не только бакалаврам философии НИУ ВШЭ, а студентам любых ВУЗов и специальностей, не так важно откуда вы пришли, важно куда вы идёте. Поэтому искренне советую идти сюда тем, чьи умы терзают всяческие сомнения философского толка, кто любит мудрость и готов посвятить себя науке. Ведь время — наш самый ценный ресурс, так что имейте мужество быть честными: всё-таки non scholae, sed vitae discimus.

Амелина Яна Игоревна, аспирант 1 года обучения Аспирантской школы по философским наукам НИУ ВШЭ