• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Вышка перевернула мои представления"

Выпускник магистратуры Дмитрий Турко рассказывает о своем обучении на ОП "Философская антропология" и Школе философии.

"Вышка перевернула мои представления"

Мой путь к философии был тернист: закончив школу, я поступил на философский факультет МГУ, но бросил учёбу и вернулся к высшему образованию лишь годы спустя. Бакалаврское образование я получил лингвистическое. Покинув стены своей первой альма матер, я полагал, что знаю, чем хочу заниматься, но не стал бы описывать переводы и филологическую работу как своё личное призвание. Теперь я безо всякого преувеличения могу сказать, что нашёл его — благодаря Школе философии ВШЭ, учёба в которой глубоко изменила ход и даже образ моей жизни. Здесь мне пришлось отказаться от кое-каких представлений, которые у меня были до поступления в Вышку.

Во-первых, раньше я не подозревал, что студент может быть таким же участником познавательного процесса, как и преподаватель. Вопреки стереотипам, в "Вышке" работают и учатся люди совершенно разных научных, мировоззренческих и политических взглядов. Философские позиции сталкиваются в напряжённых дебатах. Эта культура дискуссии невероятно оживляет учебный процесс, превращает его в увлекательное интеллектуальное состязание. Благодаря демократизму преподавателей Школы философии ВШЭ, которые никогда не относятся к своим ученикам как к пассивным резервуарам для трансляции своих знаний и взглядов, студент превращается в со-труженика преподавателя и своих коллег-студентов в деле поиска истины. Уникальная для России академическая культура Вышки — дух сотрудничества и взаимоуважения между студентами и преподавателями — делает возможным такие интеллектуальные противостояния, в которых стороны всегда сохраняют почтение друг к другу и к чужой точке зрения.

Во-вторых, Вышка перевернула мои представления о том, каким должен быть учебный процесс. Я полагал, что он заключается преимущественно в посещении лекций и семинаров, выполнении заданий и периодической аттестации. Конечно, всё это есть и в Вышке — и даже в более концентрированном (хотя, возможно, и не в столь бюрократизированном, как в иных университетах) виде.

Так, студенты Школы философии постоянно работают над своими текстами. Скорее, текст, а не экзамен, является в Школе философии основной формой отчётности, которая свидетельствует о том, что студент усвоил курс и может изложить свою рефлексию по поводу изученного в последовательной форме. Необходимо писать очень много, это не всегда легко, но с этой необходимостью волей-неволей у студента вырабатываются навыки, которые обеспечивают философу его или её хлеб — умение работать с научной литературой, способность читать сложные (очень сложные!) тексты, вычленять аргумент автора, рассматривать его со всех сторон, защищать или атаковать. Создавая учебные работы, студент Школы философии создаёт на самом деле самого себя как будущего профессионала и исследователя, закладывает фундамент своей карьеры.

Но студенческая жизнь в Школе философии не ограничивается аудиторной и библиотечной работой. Только в Вышке я стал активно участвовать в жизни широкого философского сообщества России — выступать на конференциях и круглых столах, заниматься в летних школах, начал публиковаться. Да и активность внутри Школы философии не утихает ни на минуту — проводятся мероприятия, читаются открытые лекции, организуются круглые столы, собираются студенческие ридинг-группы и кружки. Всё это заставило меня забыть про схоластический образ учёбы, который у меня был раньше, и почувствовать себя частью живого философского сообщества.

В-третьих, в Вышке я нашёл почти осязаемую интеллектуальную среду, в которой очень легко оказаться захваченным духом творчества и познания. Школа философии — это собрание единомышленников. Как я уже говорил, здесь работают и учатся люди разных взглядов, которые не преминут столкнуться в цивилизованной дискуссии, как только представится случай. Но в конечном итоге Школа философии — это собрание людей, занятых одним делом — философским познанием. В этом отношении она наследует учёным союзам древности — Пифагорейскому союзу, Платоновской академии и перипатетическому Ликею. Невозможно не ощутить царящий здесь познавательный энтузиазм.

Вдохновлённый этим энтузиазмом, как мне кажется, на всю жизнь, я с чувством глубокой признательности ко всем преподавателям, своим однокурсникам и к самой Школе философии покидаю магистерскую программу "Философская антропология", чтобы продолжить изучение философии в аспирантуре Школы.