• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Если вам интересна настоящая философия - поступайте на "Философскую антропологию"!

Выпускница философской магистратуры Анна Платанова рассказывает о Программе, погружении в академическую среду и творческом общении преподавателей и студентов.

Если вам интересна настоящая философия - поступайте на "Философскую антропологию"!

Бакалавриат я заканчивала на факультете журналистики МГУ и хотя этому знаменитому Вузу я тоже благодарна, но в целом он заставил меня поверить суровой правде жизни, что качество высшего образования в России, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Поэтому шла в Вышку без больших надежд, скорее из прагматических целей – чтобы помочь себе организовать самообразование и понять «пробелы».

Первое впечатление после МГУ было очень сильным: я искренне удивлялась тому, что всем участникам образовательного процесса все это действительно надо. Вопрос не в мотивах – они могут быть разные – но и студенты, и преподаватели участвовали в это деле одинаково заинтересованно, с большим увлечением и самоотдачей. Я до сих пор теряюсь в догадках, почему это так и как удалось так провести приемную компанию и подобрать преподавательский состав, чтобы в наш век формализации образования объединить в одном коллективе так много заинтересованных в результате людей. Среди моих однокурсников, кажется, не было ни одного, кто пришел сюда только ради «бумажки».  

Многие говорят, что здесь особенно чувствуется отношение к студентам как коллегам. Это правда, но нет и панибратства. Многие преподаватели – высочайшего класса специалисты в своей области, которые сами умеют хорошо и качественно делать свое дело и требовать качества или уж по крайней мере осмысленности и адекватности от работы студента. Я ожидала, что мне предстоит иметь дело с формальной философией, близкой к схоластике, и что мои знания будут оцениваться по этим же критериям, насколько я освоила эту «игру в бисер». Но мне приятно было увидеть, что если вышкинскую философию и можно называть «игрой в бисер», то эта та игра, которая сознает свои границы и предпринимает усилия, чтобы за ее пределами жизнь не теряла качества. Об этом мало шла речь – да и не должна была бы много идти – но мне было приятно сознавать, что люди, которые в аудиториях позволяют себе разговоры об истине, это люди достойные, которые готовы в своей общественной позиции искать ее же. Это создает какой-то фундамент их слову и позволяет неожиданно обнаруживать актуальность, казалось бы, отвлечённых разговоров.

Мне очень понравилась и здорово согласовалась с моими собственными интересами основная особенность учебного процесса. Во многих случаях устный экзамен заменяет письменная работа в жанре эссе. Так ты сам проверяешь себя не на быстроту реакции или формальную память, а на качество мысли, способность формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию в связи с поставленными вопросами. Так добродетель порядочного студента, готового воспроизвести услышанное, требуется приумножить собственной умственной работой – по-моему, это нормальное, но во многих местах забытое сейчас условие хорошего образования. И в этом снова проявляется общая забота о качестве итога – на такую работу всегда выделяется достаточное количество времени.

Семинары меня тоже как правило радовали эти два года. В этих стенах жива и поощряется культура дискуссии, где сохраняется адекватный и здоровый дух соревнования.

В целом учебный процесс организован так, что многое в нем ты так или иначе можешь использовать для разносторонней работы над собственной темой. Какие-то курсы предлагается выбрать по интересу, какие-то, обязательные, предлагают тебе возможность в их рамках находить полезный тебе аспект – преподаватели всегда рады и готовы содействовать твоему личному интересу.

Незаметную подчас, но важную работу делал учебный офис вместе с академическим руководителем программы. Наверное, об этом чаще всего не спрашивают, когда выбирают, куда идти учиться. Но кроме благодарности мне хотелось бы отметить, что всему написанному выше гораздо меньше было бы возможностей радоваться, если бы трудности организации учебного процесса заметны были бы его основным участникам – студентам и преподавателям. По-моему, учебный офис делал все возможное, чтобы минимум бюрократии касалось нас, а академический руководитель программы всегда готова была помочь в содержательных вопросах о траектории образования и сориентировать в мире научного сообщества.

Если вам действительно интересна философия, то в Вышке вы сможете найти и внимательных наставников, и добрых критиков, и среду друзей и единомышленников. Я сама не хотела бы терять блага такого научного общения и потому планирую продолжать обучение в аспирантуре НИУ ВШЭ.