• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Юлия Клепикова - Бабич: Философская антропология - образовательная практика и жизненная стратегия

Выпускница Программы, Юлия Клепикова-Бабич, делится своим опытом обучения в НИУ ВШЭ и оценивает возможности философской магистратуры

Клепикова-Бабич Ю.

Клепикова – Бабич Юлия Валерьевна, аспирант школы философии НИУ ВШЭ.

Поступила в магистратуру гуманитарного факультета ВШЭ в 2015 году, ОП Философия и религиоведение. После окончания магистратуры приняла решение продолжить образование в аспирантуре по специальности философская антропология, философия культуры. Планируемая тема диссертации "Генезис философско - исторической концепции Г.П. Федотова: идеи, методологический подход, жанры философского дискурса" (научный руководитель профессор О.А. Жукова).

Сейчас, в ноябре 2017, возвращаясь мыслями в момент принятия решения поступать в магистратуру, я не без иронии вспоминаю внутреннюю аргументацию, которая привела меня в школу философии. Выбор образовательной программы – иррациональный порыв, интуиция укрепившаяся после собеседования с  мастером ВГИКа, после прохождения 2-х туров конкурсного отбора на заочное отделение, драматургия. Обращаясь к коллеге и супруге, Мастер на финальном собеседовании, характеризуя мою работу, определил: «Неплохо здесь, но это философия, вам стоит попробовать!»

Я была наслышана об удобном графике, гибких и современных образовательных программах Вышки, наличии учебного офиса, индивидуально курирующего каждого студента, удачном менеджменте образовательного процесса и преподавания трети курсов на иностранном языке, а также  о высокой корпоративной культуре ВУЗа в целом. Поступление на очное отделение (а обучение в школе философии не предполагает возможности получить образование заочно) в моем случае было сопряжено с необходимостью урегулирования целого ряда организационных вопросов. Все получилось и во многом так произошло благодаря всему перечисленному выше, а именно: своевременному получению информации, оперативной и удобной связи с преподавателями, чуткому сопровождению  учебного процесса магистров руководителем программы Ольгой Анатольевной Жуковой.    

«Do before you think you can», особенно если то, что ты делаешь придает тебе колоссальный заряд воодушевления, который невозможно игнорировать.  В 2015 году я еще работала руководителем департамента контрактинга в международном туристическом опереторе Анекс Тур Москва. Вспоминаю свое решительное убеждение поступать и полное отсутствие сомнений в правильности выбора образовательной программы ФиР уже на стадии подготовки к вступительному экзамену и  легкомысленную уверенность в том, что смогу выделять ограниченное необходимое и достаточное количество времени для занятий философией не вовлекаясь. Я уверенно заявила менеджеру учебного офиса, что планирую посещать занятия  избирательно, указав сто одну причину, обосновывающую выбранный мною подход. Не могу сейчас без улыбки вспоминать этот разговор и сдержаное недоумение представителя ВУЗа, потому что с 5 сентября 2015 года моя жизнь разделилась всего на две составляющие: философия и все остальное. И речь здесь идет не о суровой дисциплине, серьезных требованиях к студентам магистрам, и не о «best practices» вышки, которые имеют место и на гуманитарном факультете, т.е. применяются к философам тоже ( окончили магистратуру ровно треть поступивших). Но о чем-то большем. Большее чем то, что можно помыслить! Невольно приходит в голову формулировка из онтологического  аргумента Ансельма Кентерберийского. Нечто с которым сталкиваешься ежедневно с 18.10 до 21 на протяжении двух лет с понедельника по пятницу и еще часов десять в выходные и праздничные дни. Делаешь это не по необходимости, сознательности или настоянию внутреннего морального императива, а просто не можешь не читать, не участвовать в дискуссиях, встречах и конференциях, посвященных более не чуждым для тебя вопросам (иногда, без преувеличения, вопросам вселенского масштаба). Эта программа, прибегая к словам русского философа Г.П. Федотова, способна "разбудить и напрячь все духовные силы" придавая при этом ускорение любому твоему интеллектуальному усилию. 

Не могу не остановиться на освещении другой части жизни магистра-философа, которая в моем случае не могла бы быть вытеснена или замещена образовательным процессом.

Мои дети. Общение с которыми стало более кратковременным, однако насыщенным и, без преувеличения, глубоким, хотя и не лишенным таких казусов как прочтение теории справедливости Дж. Ролза на ночь, в не самом удачном переводе по робкой их просьбе «мама, хотя бы на русском». 

Супруг. Первые семь месяцев моего обучения, когда я не пропустила практически ни одного занятия, включая НИС по субботам, оказались подспудным тестом для наших отношений. Говоря, об этом коротко: увлеченные люди вызывают уважение у окружающих, по крайней мере, неравнодушных близких людей, поэтому шелеровскому ressentiment не нашлось места в нашей семье, вопреки эмоциональным предостережениям моих старших умудренных опытом подруг, что муж «точно этого не потерпит». Более того, после знакомства с текстами Жака Деррида с мужем архитектором завязался некий особый диалог о работах Питера Айзенмана,  деконструктивизме и взаимном проникновении философии и архитектуры. 

Работа. К счастью мне не приходилось скрывать на работе, что я учусь в школе философии. Возможно сказалась ориентированность частного бизнеса на результат, а не на процесс, когда  выполнение рабочих задач с результатом, превосходящим ожидания бизнеса - сопровождали меня на протяжении двух лет обучения. В моем случае, наверное,  можно говорить о максимальном практическом эффекте от образовательной программы по философии. Структуризация мыслей, необходимость жесткого тайм менеджмента, обеспечивающего возможность учебы и, если хотите, дополнительный ресурс легкости, потому что ни один из юридических вопросов, вплоть до приостановки деятельности компании, не является одного порядка с философскими вопросами, рассматриваемыми в рамках ОП. Если говорить об этом не как о шутке, то все равно стоит отметить приобретенные спокойствие и уверенность в способности решить самую сложную задачу. Еще два неожиданных бонуса от обучения на программе: видение картины в целом и растущий авторитет у коллег, когда в процессе коллективной рутинной юридической деятельности удавалось находить оптимальные решения для целого комплекса экономико-юридических задач. Так получилось с реорганизацией отношений Анекс тур с коммерческими посредниками туроператора (это несколько тысяч турагентов по всей стране): внедрением договора–оферты. Это решение пришло практически спонтанно и планировалось, как временная мера для одной из группы компаний. Однако с учетом удобства нового механизма обеспечивающего оперативный доступ агентов к туристскому продукту туроператора, утилитарности решения и упрощения целого ряда бизнес процессов, решение закрепилось в практике туроператора, пополнив перечень его конкурентных преимуществ. Рынок туризма это достаточно сплоченное сообщество, подобные вещи не остаются незамеченными и в марте 2016 года я получила предложение от ТУИ Россия и СНГ возглавить юридическую функцию данного туроператора. На стыке 2016-2017 годов были введены действие существенные изменения в нормах законодательства, регламентирующих деятельность субъектов туристической отрасли. Рынок туристских услуг столкнулся с очередным вызовом, многие участники отреагировали настороженно на законодателтные новеллы. Повсеместно, в отраслевых структурах,  проходили обсуждения спорных норм. У отдельных субъектов рынка в декабре 2016 возникали предложения новые нормы, вступающие в силу с 1.01.2017 бойкотировать. Ответ ТУИ – набор мер и решений, которые  предложила команда юристов туроператора  - был отмечен профессиональным сообществом отрасли, как своевременные, гибкие, и неординарные,  нашедшие своих последователей среди других туроператоров, предложивших схожие правила взаимодействия в новых нормативных реалиях своим агентам.  Кстати в ТТ- Трэвел я проработала до самого поступления в аспирантуру.  

Лето 2017 стало для меня периодом принятия целого ряда принципиальных решений, неразрывно связанных с определением дальнейшей траектории моего жизненного пути и одновременно окончанием учебы.

Наверное, мне просто повезло, что я имела возможность сделать органичный для себя и желанный выбор, нашедший и поддержку семьи и понимание коллег – продолжить обучение в аспирантуре по специальности философская антропология и философия культуры. Возвращаюсь к вопросу о компетенциях и навыках, которые, по моему наблюдению приобретает или, как минимум, совершенствует студент школы философии: проницательность, широкий взгляд на вещи; осознанность; оперативность мышления; уважение к своим усилиям и личным приоритетам.

Об уникальности образовательной программы школы философии: в процессе обучения ты не просто погружаешься в виртуозно сконструированные авторские курсы, тексты, мысли, концепции выдающихся людей, а находишься среди них, направляемый и вдохновляемый ними. Здесь я, конечно же, говорю о необыкновенной семье Вышки, философской семье. Рискну отметить, что противопоставления между философией и практикой неуместны. Полагаю, что возможно даже сформулировать условия, исключающие такое противопоставление целиком. С той оговоркой, что одно из них, на продолжительном промежутке времени, трудновыполнимо: твоя готовность расстаться с философией в любой момент; сохраняющаяся команда единомышленников и/или порядочный руководитель. И хочу предупредить, что философы, в своем чувстве юмора, ни в чем не уступают, как минимум, юристам.

Присоединяйтесь!