• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция научно-исследовательского семинара

Научная работа магистров осуществляется в рамках научно-исследовательского семинара (НИС) «Прикладная физика». Тематика и планы работы семинара могут корректироваться с учетом потребностей рынка труда, запроса работодателей и интересов студентов. Результаты научных исследований магистры публикуют в научных изданиях и докладах на международных конференциях, конференциях молодых ученых и др.

Магистерская программа «Прикладная физика» по направлению подготовки магистров 210100.68 «Электроника и наноэлектроника» предусматривает обязательное участие магистров в НИСна первом и втором году обучения.Основной целью НИС является развитие у магистров профессиональных компетенций и умений самостоятельной исследовательской работы в области анализа, моделирования, проектирования и технологии изделий микро- и наноэлектроники, в области физических принципов, на которых построены создание и работа этих изделий, а также в области практического применения информационных технологий в этих целях. 

Магистр направления 210100.68 «Электроника и наноэлектроника» может продолжить научную деятельность в аспирантуре по специальностям 05.27.01 «Твердотельная электроника, радиоэлектронные компоненты, микро- и нано- электроника, приборы на квантовых эффектах», 05.27.06  «Технология и оборудование для производства полупроводников,  материалов и приборов электронной техники», 05.12.13 – «Системы, сети и устройства телекоммуникаций», 05.12.07 – «Антенны, СВЧ устройства и их технологии», 05.12.04 – «Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения», а также 01.04.07 «Физика конденсированного состояния».

Данный документ определяет цели и задачи проведения НИС «Прикладная физика», порядок организации, руководство и формы его проведения, описывает формы отчётности по семинару.

Цель и задачи семинара:

Основной целью НИС является развитие у магистрантов профессиональных компетенций и навыков самостоятельной исследовательской работы в области моделирования, проектирования, конструирования и физических принципов создания и работы современных электронных средств и технологий, а также практического их применения в электронной, космической и оборонной технике. 

Основные задачи, стоящие перед магистрантами научно-исследовательского семинара:

  1. Анализ проблематики современных электронных средств и технологий в электронной, космической и оборонной технике.
  2. Выбор направлений и тем исследований.
  3. Приобретение навыков проведения поиска информации по теме исследования в современных источниках научно-технической информации.
  4. Выработка навыков анализа аналогов интегрированных электронных систем и средств на предмет выявления технических противоречий и соответствие мировым тенденциям.
  5. Приобретение навыков постановки и решения инженерных задач, связанных с конструированием и технологией, а также физических принципов создания и работы современных электронных средств и технологий, в электронной, космической и оборонной технике.
  6. Овладение современными методиками подготовки и проведения теоретических и экспериментальных научных исследований в области прикладной физики при создании перспективных электронных средств и технологий в электронной, космической и оборонной технике.
  7. Выработка навыков разрешения технических противоречий при проектировании электронных средств и технологий в электронной, космической  и оборонной технике.
  8. Получение и закрепление навыков исследовательской работы в группах, ведения научной дискуссии, подготовки научных докладов, публикаций и презентаций результатов исследований.

Формы работы на семинаре

Работа НИС формируется на пересечении двух циклов деятельности:

  • Цикл подготовки выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);
  • Цикл организационных форм научно-исследовательского семинара.

Научно-исследовательский семинар ориентирован на подготовку магистерской диссертации. Промежуточной формой контроля ее подготовки является выполнение курсовой работы в ходе первого года обучения. Последняя рассматривается как важный этап в процессе подготовки итоговой магистерской диссертации и, как правило, представляет собой ее часть.

Цикл подготовки магистерской диссертации является основным; цикл организационных форм научно-исследовательского семинара является способом организации публичного обсуждения каждого этапа единого исследовательского цикла. Структура организационных форм НИС построена на основе двухфазного принципа, предполагающего чередование:

  • Фазы вложений, где главными выступающими являются преподаватели и приглашенные ими практики;
  • Фазы отдачи, где главными выступающими являются магистранты.


Порядок организации семинара:

НИС «Прикладная физика» организуется кафедрами «Квантовой оптики и телекоммуникаций», «Микросистемной техники, материаловедения и технологий», «Физики» и «Физической химии и экологии» МИЭМ НИУ ВШЭ для магистрантов, обучающихся по магистерской программе «Прикладная физика».

НИС проводится в течение 2-4 модулей первого года обучения и 1-3 модулей второго года обучения. На протяжении всего периода НИС включает еженедельные аудиторные занятия в объеме 4 академических часов по утвержденному расписанию и самостоятельную работу магистрантов. Соотношение часов аудиторных занятий и часов самостоятельной подготовки магистрантов в рамках НИС составляет 1:2. Данная пропорция обусловлена тем, что НИС требует значительной доли самостоятельной работы магистрантов.

Работа в научно-исследовательском семинаре является для магистрантов обязательной. При этом он вправе посещать другие научно-исследовательские семинары МИЭМ НИУ ВШЭ на добровольной основе без обязательств по сдаче зачетов.

Общая схема организации НИС представлена в таблице. Реализация отдельных форм может выходить за временные рамки соответствующих модулей, однако приоритет в каждом модуле отдается именно указанным формам.

 

Циклы подготовки курсовой работы, магистерской диссертации
и формы научно-исследовательского семинара

I год обучения

Модули

II

III

IV

Подготовка курсовой работы

Обзор и анализ российских и зарубежных информационных источников в области физических принципов создания и работы электронных средств и технологий в электронной, космической и оборонной технике. Выбор темы исследования

Обсуждение структуры курсовой работы. Разработка плана курсовой работы. Подготовка аналитического обзора информационных источников в рамках выполнения курсовой работы.

Выполнение и публичная защита курсовой работы перед комиссией.

Формы НИС

Лекции и мастер-классы преподавателей МИЭМ НИУ ВШЭ и сотрудников организаций, занятых в области электронных средств и технологий в электронной, космической и оборонной технике.

Выступление магистров по результатам обзора и анализа российских и зарубежных периодических изданий в области физических принципов создания и работы электронных средств и технологий в электронной, космической и оборонной технике.

Выступления магистров по результатам исследований и выбора темы курсовой работы.

Выступления магистров по промежуточным результатам проведенных исследований и ходе написания курсовых работ. Публичная защита магистрами результатов проведенных исследований в рамках написания курсовых работ.

II год обучения

Модули

I

II

III

Подготовка магистерской диссертации

Выбор темы и разработка плана магистерской диссертации. Выполнение магистерского исследования.

Выполнение магистерского исследования.

Выполнение магистерского исследования. Подготовка текста магистерской диссертации.

Формы НИС

Лекции и мастер-классы преподавателей МИЭМ НИУ ВШЭ и сотрудников организаций, занятых в области электронных средств и технологий в электронной, космической и оборонной технике, аспирантов и выпускников.

Выступления магистрантов по результатам проведенных исследований.

Обсуждение планов магистерских диссертаций. Обсуждение программы исследований магистерской диссертации.

Семинары по написанию и оформлению научно-исследовательских работ с участием преподавателей и аспирантов кафедры.

Проведение предзащит магистерских диссертаций.

НИС начинается во в тором модулепервого года обученияс лекций мастер-классов и лекций, проводимых преподавателями МИЭМ НИУ ВШЭ и сотрудников организаций, занятых в области электронных средств и технологий в электронной, космической и оборонной технике. Преподаватели и сотрудники делятся с магистрантами опытом своей собственной исследовательской работы, знакомят их с процедурами организации исследовательских проектов и полученными результатами, формулируют возможную тематику курсовых работ и магистерских диссертаций. Акцент делается на актуальных областях исследований в области электронных средств и технологий в электронной, космической и оборонной технике. Эта форма призвана помочь магистрантам выбрать тему курсовой работы, нацеленную на будущую магистерскую диссертацию, и сформировать первоначальный план этой работы в третьем модуле. В конце второго модуля магистрант выбирает тему исследования.

В ходе третьего модуля первого года обученияпосле утверждения плана курсовой работы магистранты приступают к написанию курсовой работы. Исследование включает в обязательном порядке аналитический обзор имеющихся российских и зарубежных источников информации. Если к концу третьегомодуля магистрант не имеет сформулированной темы и утверждённого плана курсовой работы и не выбрал научного руководителя, то в этом случае магистрант обязан в течение первых двух недель четвёртого модуля выбрать тему курсовой работы и руководителя, а также представить проект курсовой работы, чтобы быть допущенным к дальнейшему участию в семинаре.

В течение четвертого модуляпервого года обучениямагистранты завершают написание курсовой работы, оформляют работу в целом и готовят презентации для публичной защиты перед комиссией. В этот период семинар работает в режиме консультаций, основная цель которого – помочь магистрантам доработать первоначальный текст курсовой работы и привести его к окончательному виду. В ходе двух итоговых заседаний семинара проводится защита курсовых работ.

В первом модулевторого года обученияпродолжаются лекции и мастер-классы, к которым добавляются выступления магистров по результатам текущих исследований. Обсуждаются темы магистерских диссертаций, рассматриваются требования к ней, выбираются научные руководители диссертаций, разрабатываются её развернутые планы. В конце модуля проводится обсуждение представляемых магистрантами развернутых планов диссертационной работы. Если к концу модуля магистрант не представил развернутого плана диссертации, то он обязан это сделать в течение двух недель во втором модуле.

В ходе второго модулявторого года обученияпроисходит формулирование целей и задач исследования, подготовка программы исследований, определение требований к результатам исследований, формирование структуры магистерской диссертации. Текущие результаты исследований обсуждаются в форме презентации на научно-исследовательском семинаре. Основной задачей работы магистранта в течение второго модуляявляется работа над диссертацией, основную часть которой составляют аналитический обзор, сбор данных и написание содержательной части диссертации. В это время преподавателями кафедры проводятся занятия и консультации по темам исследований.

В третьем модулевторого года обучениямагистранты завершают работу над магистерской диссертацией и готовят презентацию для предзащиты диссертации. Предзащита диссертации проводится на семинаре с участием преподавателей кафедры и представителей потенциальных работодателей.


Отчетность магистрантов по семинару:

В качестве рубежного контроля предусматривается зачет по итогам первого и второго годов обучения. Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности.

Зачет выставляется по итогам работы магистранта в семинаре с учетом полученных результатов исследования, их степени новизны, аналитической обоснованности. Учитывается посещаемость семинара и активность участия в дискуссиях.

За первый год обучения магистрант обязан представить следующие материалы:
  1. Тему магистерской диссертации (второй модуль).
  2. Развернутый план курсовой работы в электронном и бумажном виде (третий модуль).
  3. Аналитический обзор имеющихся источников информации по теме курсовой работы в электронном и бумажном виде (третий модуль).
  4. Курсовую работу до 30 страниц в электронном и бумажном виде и презентацию (7-10 слайдов) в электронном виде для получения итоговой оценки (четвёртый модуль).

Представленные материалы должны являться результатом самостоятельной научно-исследовательской работы магистрантов, которую они ведут под руководством своих научных руководителей. На их основе магистранты готовят презентации, с которыми выступают в ходе заседаний семинара. Трудоёмкость НИС за 3 модуля первого года обучения составляет 10 зачётных единиц трудоёмкости (ЗЕТ). Курсовая работа оценивается в 6 ЗЕТ.

За второй год обучения магистрант обязан представить следующие материалы:
  1. Тему и план магистерской диссертации в электронном и бумажном виде (первый модуль).
  2. Программу исследований в электронном и бумажном виде (второй модуль).
  3. Презентацию результатов исследований и предварительный текст магистерской диссертации для прохождения предзащиты в электронном и бумажном виде (третий модуль).

Трудоёмкость НИС за 3 модуля второго года обучения составляет 10 ЗЕТ.

Магистерская диссертация оценивается отдельно от НИС и обладает трудоемкостью в 24 ЗЕТ.


Руководство НИС

Руководители программы назначают руководителя научно-исследовательского семинара из числа ведущих профессоров кафедр, участвующих в выполнении данной программы. Руководитель осуществляет общую координацию деятельности по организации и проведению НИС. Руководитель формирует и возглавляет Совет НИС из числа ведущих преподавателей кафедр, Совет НИС разрабатывает программу НИС, утверждает состав приглашаемых преподавателей и практиков, контролирует содержательное наполнение данного семинара и утверждает итоговые оценки магистрантам за работу в семинаре по представлению руководителя семинара.

Общая ответственность за проведение семинара возлагается на профессора кафедры «Квантовой оптики и телекоммуникаций» д.ф.-м.н., доц. Чулкову Г.М., профессора кафедры «Микросистемной техники, материаловедения и технологий» д.ф.-м.н., проф. Бондаренко Г.Г. и профессора кафедры «Физической химии и экологии», проф., д.т.н. Саенко В.С.