• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Методология научного исследования"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках семинара "Методология научного исследования" студенты знакомятся с основными методами качественных и количественных научных исследований, широко используемых в гуманитарных дисциплинах, а также развивают навыки работы с источниками получения релевантной информации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель семинара – развитие у студентов 1-го курса магистратуры навыков проведения научного исследования для их дальнейшего использования при подготовке магистерской диссертации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать и уметь применять освоенные научные методы и способы деятельности; включая анализ, верификацию и оценку информации, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности;
  • Уметь осуществлять качественный анализ процессов в области экономики и менеджмента
  • Уметь использовать методы качественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в управлении проектами
  • Уметь выполнять исследования в области управления проектами и смежных областях, включая: 1) четко и лаконично ставить цели исследования, связанные с выявленными проблемами в теории или в приложении теории; 2) формировать реалистичные программы исследований, с учетом поставленных целей; 3) определять данные, необходимые для выявления свойств исследуемого феномена; 4) Собирать, анализировать и синтезировать качественные и количественные данные из различных источников,
  • Уметь использовать методы количественного и качественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в управлении проектами
  • Уметь аккумулировать информацию об объекте исследования для количественного и качественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в управлении проектами
  • Уметь осуществлять поиск по перечисленным в теме курса электронным ресурсам EBSCOhost, Books24*7, Oxford Scholarship Online, ProQuest.
  • Знать о существующих электронных ресурсах, указанных в теме курса, о принципах их работы и возможных областях применения поиска EBSCOhost, Books24*7, Oxford Scholarship Online, ProQuest.
  • Уметь осуществлять поиск по перечисленным в теме курса электронным ресурсам Web of science и Scopus
  • Знать о существующих электронных ресурсах, указанных в теме курса, о принципах их работы и возможных областях применения поиска Web of Science и Scopus
  • меть осуществлять поиск по перечисленным в теме курса электронным ресурсам JStore
  • Знать о существующих электронных ресурсах, указанных в теме курса, о принципах их работы и возможных областях применения поиска JStore
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Научное исследование.
    Содержание понятия «научное исследование». Постановка проблемы. Объект и предмет исследования. Формулировка цели и гипотез исследования. Проверка гипотез. Общая схема проведения научного исследования. Исследование как циклический процесс. Различие между «методом» и «методологией». Методология количественных исследований. Описательные и экспериментальные количественные исследования. Изучение причинно-следственных связей. Методология качественных исследований. Научные исследования с применением смешанных методов. Закрепление материала на примере бакалаврских работ, выполненных студентами.
  • Методы качественных исследований в экономике и менеджменте.
    Case study. Content analysis. Выступления студентов с сообщениями об особенностях применения рассматриваемых методов и демонстрация примеров из опубликованных научных исследований по менеджменту и управлению проектами. Контрольный опрос.
  • Методы качественных исследований в экономике и менеджменте.
    Построение "обоснованной теории" (Grounded theory). Этнографическое исследование (Ethnography). Феноменологическое исследование ( Phenomenological research).
  • Смешанные методы исследований в экономике и менеджменте
    Модель 5 сил М.Портера, PESTEL-анализ, SWOT- анализ с применением количественных оценок.
  • Методы количественных исследований в экономике, менеджменте и управлении проектами.
    Интервальное шкалирование. Проверка гипотез, оценка уровня статистической значимости. Сравнение выборок. Критерий Стьюдента, Критерий хи-квадрат, F - критерий однородности дисперсий. Критерий Шапиро-Уилка. Непараметрические критерии (U критерий Манна-Уитни, Краскела-Уоллеса, Двухвыборочный критерий Колмогорова-Смирнова).
  • Методы количественных исследований в экономике, менеджменте и управлении проектами
    Модель парной регрессии. Метод наименьших квадратов. Модель Множественной регрессии. Спецификация модели. Мультиколлинеарность. Гетероскедактичность. Выступления студентов с сообщениями об особенностях применения рассматриваемых методов и демонстрация примеров из опубликованных научных исследований по менеджменту и управлению проектами.
  • Методы количественных исследований в экономике, менеджменте и управлении проектами.
    Факторный анализ. Кластерный анализ. Модели бинарного выбора (логит- и пробит- преобразования). Метод ранговой корреляции. Примеры применения рассматриваемых методов в исследованиях по менеджменту и управлению проектами.
  • Сбор информации об объекте исследования на основе организации анкетирования или интервьюирования респондентов.
    Типология интервью. Преимущества анкетирования как метода сбора первичной информации. Прямые и косвенные опросы. Особенности очного и заочного анкетирования. Построение выборки респондентов. Структура анкеты. Формы постановки вопросов. Выступления студентов с сообщениями об особенностях составления анкет, организации опросов и проведения интервьюирования с демонстрацией примеров из опубликованных научных исследований по менеджменту и управлению проектами.
  • Принципы пользования электронными информационными ресурсами.
    Понятие информационных ресурсов, классификация баз данных электронных информационных ресурсов, принципы использования, научное цитирование, индексы научного цитирования (национальные, по областям научного знания), импакт-фактор, технологии и сервисы DOI.
  • Обзор и технология использования многообразия существующих баз данных электронных информационных ресурсов: EBSCOhost, Books24*7, Oxford Scholarship Online, ProQuest.
    Технология поиска научных изданий по базе: интерфейс, ограничения, критерии поиска, возможности, анализ результатов.
  • Аналитические базы данных Web of Science и Scopus.
    Технология поиска научных изданий по базе: интерфейс, ограничения, критерии поиска, возможности, анализ результатов, цитирование.
  • Электронная библиотека Science Direct и электронный архив журнальных публикаций JSTOR.
    Обзор издательства. Контентная политика. Предметные коллекции. Технология поиска научных изданий по базе: интерфейс, ограничения, критерии поиска, возможности, анализ результатов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий тестирование
  • блокирующий письменный тест
    N2 – средняя оценка, полученная на экзамене за тест из 10 вопросов по разделу «методология научного исследования» и 10 вопросов по разделу «информационный поиск» N2 = ½ (m1 +m2) m1 и m2 – количество правильных ответов в каждом тесте. Оценки N, N1 и N2 могут принимать только целочисленные значения. Округление оценок производится по общим арифметическим правилам. - в рамках курса не предусматривается освобождение преподавателем прохождения экзамена студентом, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. - последний Элемент контроля по Дисциплине или Экзамен (предусмотренный в текущий период и проводимый во время сессии проводится в письменном виде и имеет блокирующий характер. Это единственный блокирующий элемент контроля в рамках дисциплины.
  • неблокирующий Выступления на семинаре, тесты на знание пройденного материала и оценки за тесты по online курсу
    N1 – сумма баллов, набранных студентом за выполнение промежуточных тестовых заданий и выступления на семинаре N1 = n1 +n2+ n3, где: n1=0, 1, 2, 3, 4, 5 – количество баллов за подготовленные выступления с сообщениями на семинаре по методам исследования и примерам; n2= 0, 1, 2, 3 - дополнительные баллы за работу на семинарских занятиях (присуждаются преподавателем); n3 – сумма баллов, набранных студентами за написание промежуточных тестов. F(N1) – функция перевода набранных на семинаре баллов в накопленную оценку. Если N1 max – является лучшим показанным студентами группы результатом, то f(N1)= 10. Оценки других студентов N1 определяются, исходя из следующих критериев: если N1 ≥0,95 N1max , то f(N1) = 10 если 0,95 N1max > N1≥0,9 N1max , то f(N1) = 9 если 0,9 N1max > N1 ≥0,85 N1max , то f(N1) = 8 если 0,85 N1max > N1 ≥0,75N1max , то f(N1) =7 если 0,75 N1max > N1 ≥0,65 N1max, то f(N1) = 6 если 0,65 N1max > N1 ≥0,55 N1max, то f(N1) = 5 если 0,55 N1max > N1 ≥0,45 N1max , то f(N1) = 4 если 0,45 N1max > N1 ≥0,35 N1max , то f(N1) = 3 если 0,35 N1max > N1 ≥0,25 N1max , то f(N1) = 2 если 0,25 N1max > N1 ≥0,15 N1max , то F(N1) = 1 если 0,15 N1max > N1 , то F(N1) = 0.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Выступления на семинаре, тесты на знание пройденного материала и оценки за тесты по online курсу + 0.1 * письменный тест + 0.6 * тестирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл. А. А., Стрикленд III А. Дж., 2009
  • Эконометрика. Начальный курс, Магнус Я. Р., Катышев П. К., 1997

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Эконометрика : Учебно-методическое пособие, Покровский, Д.А., Красильников, А.А., 2013